«Я» и общество

В данной статье мы порассуждаем на очень интересную и важную тему — о взаимоотношениях человека и общества по Учению. Мы ответим на следующие вопросы: «Как связаны наше «Я» и «Я» других людей?», «Как следует относиться к пути других людей?», «Как следует относиться к земному пути каждого человека?», «Как найти баланс между бытом и духовностью?», «Как помочь другим людям?», «Что такое «духовный фитнес»?», «Почему Учение следует считать благотворительностью?», «С какими сложностями мы сталкиваемся каждый день?».

Как связаны наше «Я» и «Я» других людей?

В статье «Что такое «Я»?» я рассказывала, что появление разумных осознающих существ, а значит, и появление возможности осознавать себя как личность, выделять свою самость и свое «Я», восходит к истокам появления нашей Вселенной и к ее эволюции. Мы увидели, что Вселенная — это живое существо, в Учении называемое Творцом, которое имеет свою личность и свою самость. Личность Творца содержится в Духе, который является ее носителем. Таким образом, через совершенствование Духа развивается и эволюционирует личность Творца. На данном этапе эволюции Творцу необходимо познать и усовершенствовать себя изнутри. Он познает себя через каждую из своих частиц, совершенствуя ее. Такими частицами являемся мы, осознающие существа. Так появилось наше «Я» и наша самость, которая является ни чем иным, как фокусом единой личности Творца на данную конкретную частичку Духа. Дух — личность Творца, целостная и неделимая; поэтому ее «разделение» на отдельные личности является условным. Каждый из нас — это проекция единой личности Творца на те области его души, которые нуждаются в совершенствовании, а не отдельное самостоятельное существо.

И хотя нам доступно ощущение своего «Я» и осознание существования личностей других людей, считать нас отдельными независимыми существами на уровне Духа нельзя. Мы одно духовное существо, и любая из его частиц включает в себя качество целого, а целое включает в себя качества всех частиц. Так, нельзя ничего отбросить, потому что гибель одной из частиц — это гибель целого, и нельзя ничего прибавить, потому что любая частица — это целое. Это словно существо, смотрящее на самого себя через миллиарды глаз. И так каждый отдельный глаз — это не отдельная личность, а лишь то, посредством чего оно смотрит на самого себя. И за всеми этими миллиардами глаз, каждый из которых видит мир под своим углом, все равно стоит одна личность. И она не может потерять часть себя, или не осознать часть себя, поскольку тогда она погибнет полностью. Это сравнение очень условно, но, отчасти, оно помогает проиллюстрировать идею единства.

Я могу провести и иную аналогию. Нарушение в работе психики человека и расщепление его личности приводит к сумасшествию и фактической гибели: он уже не существует как личность. Примерно так же случилось бы и с Творцом, если бы его душа «раскололась», и он не осознал бы часть себя. Наше единство с другими осознающими не умозрительно, и оно куда более глубоко, чем мы привыкли думать. Мы — одно целое в своей самой сути. Мое «Я» — в этом теле; и, на самом деле, мое же «Я» — в другом теле. И потому помогая другому человеку, я помогаю себе. Даже само определение «другой человек» здесь вводит в заблуждение, потому что нет ничего «другого» или «чужого», есть только единая Самость, которая выражает себя через многообразие разного внутри себя.

Понимание глубины единства между всеми осознающими позволяет пересмотреть свое обыденное, привычное отношение к окружающим. Больше не возникает иллюзии, что другие люди не имеют отношения к тебе или твоему «Я». Каждый из них работает над совершенствованием определенных качеств нашей общей личности. Каждый, вырабатывая в себе, к примеру, милосердие, делает нас всех более милосердными. Каждый, превозмогая страх, делает нас всех более храбрыми. И это не часть добавляет в целое, это самое целое улучшает себя. Так каждый из осознающих в равной степени улучшает целое, будучи целым.

«Как следует относиться к пути других людей?»

Осознав глубину единства, человек приходит к пониманию, что нельзя отделить свой духовный путь от пути других людей. Это развитие единой личности, ее духовное совершенствование, и каждая частичка ее самости должна преобразиться, чтобы преобразилась вся личность. Не может преобразиться половина личности, или не может преобразиться большая ее часть: она или преображается вся, или погибает. Так не может прорасти половина семени: оно или дает росток, или гибнет. Так не может преобразиться половина гусеницы: она или становится бабочкой, или погибает. Так справедливо и для Творца, для всех наших самостей. Потому путь каждого человека важен в равной степени и подобен пути каждого и целого. В каждом из нас будущее, — и мы или увидим его все вместе, или исчезнем. Каждый шаг каждого человека к лучшему бесценен, потому что именно этого, одного-единственного, шага может в итоге не хватить для преображения общей самости.

«Как следует относиться к земному пути каждого человека?»

В статье «Что такое «Я»?» я рассказывала, как следует относиться к собственному телу, какую важную роль оно играет, и как найти правильный баланс между его потребностями и духовной жизнью человека. Мы увидели, что личность человека проживает не одну земную жизнь, тогда как жизнь материального тела быстротечна и конечна. Дух человека, или же говоря иначе, душа, проживает целый ряд жизней прежде чем выработать в себе необходимые духовные качества для дальнейшего развития. В этом заключается цель существования всех разумных существ, и людей в том числе. Цели же тела максимально просты и ограничены рамками текущей жизни. Можно сказать, что его цель — выжить и продолжить род.

Дух человека, оказавшись в рамках тела и ощущая все его потребности как свои, имеет возможность совершенствоваться более интенсивно. Чувствуя материальность тела, его ограниченность, его желания, страсти, переживания, боль, страх, мы превозмогаем это, преодолеваем сопротивление и совершенствуемся морально. Тело дает нам такую уникальную возможность, помогает нам на пути. Путь каждого человека таков — он непрост. Это постоянна борьба с самим собой, постоянное стремление к лучшему, бесповоротная жажда жизни на уровне самого Духа. Это постоянные поиски ответов на вопросы «Ради чего я существую?», «В чем смысл жизни?». У людей из Учения есть ответы на все эти вопросы. Они знают, как устроен мир, какое место они занимают в нем, знают о единстве всего сущего, — и этим они глубоко счастливы, потому что нет большего счастья, чем возможность жить не напрасно. И нет большего горя, чем неведение. Животные знают свой инстинкт, и потому живут, знающий знает саму жизнь, и потому живет, а несведущий не знает ни самого себя, ни жизни, и потому лишь существует, — горе ему.

Чувствуя горе всех тех, кто еще не обрел себя, знающий глубоко уважает их путь, сострадает их неведению и стремится им помочь. Так он словно одной ногой уже стоит на суше, а второй — еще в болоте; и он вытягивает самого себя на твердь, чтобы не погибнуть. И он не может закрыть глаза на боль других, потому что это его собственные страдания. Он не сможет идти дальше, будучи одной ногой в болоте, — и он осознает это. Он понимает, что только спасая других он спасется сам. И он стремится к этому всей душой из любви и из сострадания и, безусловно, из здравого смысла и жажды Жизни. И здесь, в рамках земной жизни, в момент самой интенсивной борьбы людям больше всего нужна помощь. Земной пути человека — это квинтэссенция всего, что ему удалось достичь, это словно экзамен, на котором он способен проявить себя и совершить большой рывок. И именно на этом этапе он встречает самое сильное сопротивление, — потому что именно преодолевая такое сопротивление и можно совершить этот рывок. Безусловно, такое испытание всем дается нелегко. Особенно тем, кто пока еще не нашел себя и должный путь.

«Как найти баланс между бытом и духовностью?»

Каждая разумная раса проходит путь он неведения к просветлению, и каждой это дается непросто. Каждая постепенно отвергает заблуждения и приходит к пониманию того, как устроен мир и как надлежит жить на благо этого мира. К сожалению, процесс познания и совершенствования у человечества идет крайне медленно. Так медленно, что мы сейчас находимся на грани самоуничтожения. Так медленно, что сработали защитные механизмы внутри нашей Вселенной и Природа пошла на беспрецедентные меры по нашему спасению. Природа открыто взывает к нам, предупреждает о возможной гибели, и человечество получило максимально возможный объём информации о мироустройстве, чтобы прийти к пониманию должного. Так появилось Учение, которое призвано расставить все на свои места и наконец-то помочь человечеству преодолеть заблуждения. Почему же человечеству так трудно встать на путь должного? Почему многие другие разумные расы во Вселенной могут понять мироустройство и встать на этот путь, а человечество все еще топчется на месте? Вероятно, дело в противоречивости его натуры, — ведь у каждой разумной расы свой характер и свой потенциал. Потенциал человечества огромен, но и характер ему достался сложный, бунтарский и упрямый. Как бы там ни было, наш путь, как разумной расы, долог и очень непрост. Путь же любой разумной расы складывается из пути осознающих, каждого из них. Каждый человек преодолевает внутреннее сопротивление, неведение, и стремится к совершенствованию. Таков закон Жизни, заложенный в нас.

Что же мешает каждому из нас встать на путь должного и следовать ему? Прежде всего, неведение. Человечество еще не осознало, как устроено Мироздание, и не смогло однозначно ответить на вопрос, какое место занимает в нем человек и для чего он существует. Тысячи лет оно ищет ответы, но все еще блуждает в лабиринтах сомнений. «Ты, ищущий, — разве ты знаешь, что ты ищешь? Разве ты знаешь, что надлежит искать каждому, и разве ты уверовал в то, что необходимо искать именно это? Да, ты знаешь; но разве ты знаешь о своём знании?» (Учитель I, 1-3). Люди знают, что существует Истина, — объективная реальность, — что она постижима, и что возможно получить знания о ней, но продолжают спорить о том, в чем она заключается. Наука бьется за объективное познание, но пока еще она знает так мало. Наша жажда узнать Истину огромна, но наши заблуждения еще больше. И хотя Учение описывает эту объективную реальность и дает людям возможность познать Истину уже сейчас, пройдут, возможно, еще сотни лет, прежде чем все люди увидят и признают, что мир устроен именно так. Итак, неведение — это первая и сама основная преграда на нашем пути.

Вторая и, пожалуй, не меньшая преграда на пути, это быт. Тело дает нам возможность сделать огромный духовный рывок, но оно же и препятствует нам в этом. Как ни парадоксально, но наш самый большой помощник одновременно является и нашим самым большим противником. Тело постоянно гнет свою линию и требует удовлетворять его потребности. Человек, в отличие от животного, наделен активным разумом, и тело с удовольствием использует этот разум в своих нуждах. Так, оно всегда стремится взять больше, если мы это позволяем. И если человек не знает, как устроен мир и как устроен он сам, он легко впадает в иллюзию, что он — это его тело. И в этот момент из хозяина тела он превращается в его раба. И тогда вместо преодоления пороков человек начинает поддаваться им, и рождается жадность, трусость, ненависть, эгоизм, жестокость и все прочие пороки. Что должно преодолеваться, то культивируется, и человек теряет себя и проживает жизнь напрасно. Всю свою бессмертную личность он ставит в услужение смертному и недальновидному телу. И не следует забывать, что виновато в этом совсем не тело. Ведь оно лишь наш инструмент.

И даже если взять человека, который готов работать над собой и понимает, где он, а где его тело, все равно быт — это отдельная тема. Как бы там ни было, удовлетворять потребности тела в разумных пределах необходимо. Большинство из нас живет в обществе, у нас есть семьи и обязанности. Нам нужно где-то жить, кормить себя и своих детей, обуть и одеть их, дать им образование. У большинства людей все время уходит именно на это — на поддержание своего благосостояния. В остальное время они отдыхают и набираются сил, чтобы снова ринуться в бой на благо тела. Причем это справедливо фактически для любого уровня благосостояния, а не только для тех, кто еле-еле сводит концы с концами. Ведь всегда хочется заработать побольше да жить получше. И если в определенной жизненной ситуации это вынужденная мера, которая позволяет не умереть с голоду, то во всех других — некая сложившаяся норма жизни. Известно такое наблюдение: сколько ни зарабатывай, а денег всегда не хватает. Это, опять же, исходит от нашего тела: чем стабильнее наша жизнь, тем больше шансов у нашего тела жить долго и счастливо. К сожалению, долгая и счастливая жизнь тела совсем не гарантирует долгую и счастливую жизнь нам самим. И тут на ум приходит народная мудрость, — ведь говорят, что на тот свет с собой не забрать даже макового зернышка. Есть ли решение этой дилеммы? Можно ли жить в обществе, работать и заботиться о семье и о себе самом, при этом не в ущерб духовности? Ответ, безусловно, утвердительный.

Здесь необходим баланс, как и во всем остальном. Баланс поддерживается пониманием, что первично, а что вторично: тело существует для нас, а не мы для тела. Понимание этой идеи позволяет все поставить на свои места. И тогда жизнь тела встраивается в духовную жизнь человека, а не наоборот. Тогда не возникает вопроса, когда же между всеми прочими делами выделить время на духовность и развитие своей личности. Вопрос ставится иначе — как следует выстроить быт, чтобы он наилучшим образом поддерживал наше духовное развитие? Задавая себе именно этот вопрос, можно разумно подойти к своей жизни и найти в ней должный баланс. Обустроить свою жизнь нужно именно в той степени, чтобы она позволяла заняться главным.

«Как помочь другим людям?»

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде следует задать себе другой: «А что людям нужно?». И этот вопрос, в свою очередь, делится на два:

1. «Что людям нужно прямо здесь и сейчас?». Ответ на данный вопрос довольно очевиден. Людям здесь и сейчас нужно, по возможности, меньше страдать. Именно на этом построена вся благотворительность и служба на благо мира вообще. Это борьба с бедностью, болезнями, войнами и прочими человеческими бедами. И так любой человек, который старается не делать зла другим и оставаться человеком, уже выполняет программу минимум. Он старается не вредить другим, и помогать, чем может помочь. Избирая себе достойное занятие, будь то врач, учитель, строитель, или любое другое, и делая свое дело на совесть, мы помогаем людям здесь и сейчас. Масштаб у этой помощи может быть разный, но любая помощь представляет для людей огромную ценность, — потому что и страданий не счесть.

2. «Что нужно людям как разумному виду?». Этот вопрос намного интереснее, и масштаб у него совершенно иной. Людям как разумному виду необходимо познавать и совершать духовную работу внутри себя, чтобы продолжать существовать. Такова цель их самости, Самости Творца. Для этого им нужно преодолевать неведение и совершенствовать свой Дух. Это их основная цель как разумного вида, — и если она не будет достигнута, они погибнут. Таким образом, как цели человеческой личности превалируют над стремлениями тела, так и цели человечества как разумной расы превалируют над тем, что человечеству нужно здесь и сейчас. Это означает, что если помогать людям только здесь и сейчас, не заботясь о духовности, то это то же самое, что проходя мимо полить засыхающие растение в пустыне: оно все равно погибнет на следующий день. И если даже вы тащили целое ведро воды, надрывались и старались от всей души, растение все равно погибнет на следующий день, а ваши старания окажутся тщетными. Человеческую душу нужно взращивать, как цветок, поливая и заботясь о нем изо дня в день.

Здесь также существуют два аспекта. Первый направлен на будущее человеческого общества, скажем так, в обозримой перспективе. Борьба с бедностью, болезнями, войнами и прочими человеческими бедами — это величайший и очень важный труд. Но даже он окажется тщетным, если не просвещать людей и не помогать им меняться. Подавляющая часть страданий в мире существует как раз благодаря бездуховности и неведению. Изменятся люди, изменится и мир вокруг. Чем духовнее и совершеннее люди, тем лучше их жизнь в обществе: меньше вражды, войны, преступлений и т.д. Второй аспект — это, опять же, будущее человечества как разумной расы. Каждый человек без исключения, как Самость Творца, должен меняться духовно. Должны меняться духовно и разумные расы. Те же, которые по тем или иным причинам не смогли встать на должный путь, исчезают. И опять же, все старания тогда окажутся напрасными. Именно поэтому духовная помощь людям и просвещение — залог их будущего.

«Что такое «духовный фитнес»?»

Если спросить людей, почему они следуют тому или иному духовному пути, то большинство вменяемых последователей скажут, что они хотят стать лучше, совершеннее, достичь просветления и т.д. Могут быть и другие цели, — но все они в основе своей направлены на самого человека. Именно его духовное развитие является целью. Для многих людей именно этим все и заканчивается. Некоторые же добавляют, что после достижения определенного уровня, во вторую очередь, они хотели бы помочь другим. Например, заняться целительством и чем-нибудь еще. Как правило, эта цель ставится в очень далекой перспективе и достигается крайне редко. Такой подход к духовному пути я называю «духовный фитнес». Основная цель человека в нем — «накачать духовную мышцу». Наверное, вы уже догадались, что сам по себе этот подход — очень однобокий. Он является таковым, потому что существует понятие «духовный эгоизм». Мы знаем, что если человек живет только для себя, то он эгоист. Такой же принцип распространяется и на духовную жизнь. Если человек следуют духовному пути только для того, чтобы стать лучше самому, он не меньший эгоист, чем тот, кто живет только для себя в быту. Вы скажете: «Но разве плохо, что я хочу стать лучше, совершеннее, достичь просветления?». И я отвечу: «Это прекрасно, — но только до определенного уровня». Мало кто задает себе вопрос: а для чего он, собственно, хочет измениться? Неужели же во главе всего стоит он, как пуп земли, и на нем все заканчивается? Разве не очевидно, что такого быть не может, и что мир не крутится вокруг него? К сожалению, это очевидно не всегда, потому что духовность слишком часто преподносится нам как ценность сама в себе. На деле же это не так.

«Почему Учение следует считать благотворительностью?»

Учение объясняет нам взаимосвязи между нашим «Я», «Я» других людей и Творцом. И каждый из нас живет не ради себя, а ради всех, ради Творца, ради единой Самости, ее будущего. Ради этого, ради этой великой цели, мы меняемся и совершенствуемся. Наше бесконечное изменение к лучшему — это поддержание великого закона Жизни, который выходит далеко за рамки нашей Вселенной, в Бытие. Своим развитием мы поддерживаем Жизнь как первоначальный принцип, как залог Бытия, и иначе быть и не может. Как наше тело — всего лишь инструмент для развития нашей личности и нашего Духа, так и наша духовность, в свою очередь, это инструмент для поддержания самой жизни в Бытии. И снова я скажу, что нет малого и нет великого, и каждый шаг равен Вечности.

Учение направлено на то, чтобы помочь людям познать подлинное устройств мира и их место в нем, цель их жизни. Оно направлено на помощь в духовном развитии каждого конкретного человека лишь постольку, поскольку это позволяет совершенствоваться нашей общей Самости. Учение — это не «духовный фитнес», оно существует вовсе не для того, чтобы помочь отдельным желающим «накачать духовную мышцу». Оно существует как средство поддержания принципа Жизни в Бытии. И если человек в Учении не идёт в своем развитии дальше, чем желание измениться самому, то это значит, что он еще не понял, с чем имеет дело, и не понял, ради чего все это существует. Путь в Учении — это путь ради других, и никак иначе. Любая другая цель на этом пути или временна, или несущественна. Сама суть Учения — это благотворительность, желание помочь людям в достижении их самой главной цели как разумной расы. И не следует забывать, что именно этому пути следуют и все другие разумные расы во Вселенной. Объективная реальность одна; и все, кто преодолевает свои заблуждения, идут одним путем, и это тот путь, который показывает нам Учение. Каждый из нас жив, только если он живет для мира. Каждый из нас — это больше, чем клетка в организме. А ведь даже клетка жива лишь потому, что служит целям самого организма, выполняет должные функции. А мы не клетки, мы сам организм, сама его суть, его Самость. Не живя подлинно ради развития целостной личности, а живя лишь для части себя, мы расщепляем свою личность и умираем. Нельзя жить для части себя; можно или жить как целое для целого, или умереть. Понимание этого — это понимание подлинной сути Учения, сути единства, о котором оно говорит. Все иное — это заблуждение, и это не тот путь, который оно предлагает. Самое важное — это осознать единство. Любое другое осознание фрагментарно, недостаточно, и не дает должным образом следовать пути. Только делая все ради других, мы делаем что-то ради себя. Именно поэтому, когда мы живем Учением как благотворительностью, мы живем им в полной мере и осознаем его суть. К этому осознанию должен стремиться каждый человек в Учении. Должен помнить, что оно есть, и что оно таково.

«С какими сложностями мы сталкиваемся каждый день?»

Как я говорила чуть выше, одной из самых больших сложностей на пути является быт. И каждый человек способен решить эту сложность благодаря пониманию, что первично, а что вторично. Если мы выстраиваем свой быт вокруг своей духовной жизни, то это позволяет соблюдать должный баланс, и быт из противника превращается в нашего помощника, который позволяет заниматься главным делом.

Но что, если речь идет о других людях, у которых другие приоритеты? Зачастую, когда человек выстраивает свою жизнь вокруг духовности, а не вокруг быта, это вызывает недоумение и непонимание со стороны окружающих. Все дело, опять же, в неведении. Если людям неведомо, как устроен мир, какое место мы в нем занимаем и какие на самом деле цели у осознающих, то как им понять действия того, кому это ведомо? Они смотрят на него, как на чудака. Это все равно как кому-то одному было бы ведомо, что грядет ураган, и он начал бы копать укрытие для всех задолго до того, как начала портиться погода. Что он услышал бы от своих товарищей, пребывающих в счастливом неведении: «Все работают, а он дурью мается… Давай уже, займись делом!», или же «Чем ты все занимаешься, пойдем лучше шашлычки пожарим!», или же что-то еще в таком роде. Если же знающий начнет говорить им про ураган, то его и вовсе поднимут на смех: «Какой ураган, — на небе ни облачка!». Так никому из этих людей не ведомо, что ураган действительно будет, что копать укрытие очень непросто, и что это все делается ради них в том числе. И будет делаться, несмотря на непонимание, порицание и все прочие сложности, — потому что это первостепенно, и делается ради любви к людям.

Именно в такой ситуации оказываемся мы, люди из Учения. Ежедневно мы трудимся ради будущего человечества, ради преодоления заблуждений, ради жизни Вселенной. Мы трудимся, потому что знаем, что на нас держится мир, и что только так человечество увидит будущее. Мы трудимся ради каждого из вас, ради ваших детей и детей ваших детей. Мы трудимся, потому что мы одно целое, у нас один путь, одна Жизнь. Мы трудимся, потому что мы знающие, — а кому, как ни знающим, нести это знание людям? Нам очень непросто. Непросто, неся ответственность за мир, ежедневно сталкиваться с непониманием, непросто бороться с бытом, при этом поддерживая свои семьи, непросто преодолевать собственные препоны и помогать преодолевать препоны другим. Но мы не можем иначе. Мы не можем, зная, что «будет ураган», не строить убежище, не можем все бросить и пойти на шашлычки, — хотя нам тоже этого хочется. У нас есть дело жизни, и мы следуем ему, несмотря ни на что. Мы отчаянно стараемся для всех и каждого. И любой, кто будет знать то, что знаем мы, и кто встанет на этот путь, будет поступать так же. Это путь Великого Долженствования.

И несмотря на все сложности и груз ответственности, мы самые счастливые люди, — потому что мы знаем, что наша работа будет сделана, что укрытие будет построено, и там хватит место всем и каждому. Мы проживаем каждый день не напрасно, мы умеем любить и ставить интересы других людей выше своих. Мы знаем, что благодаря этому труду мы увидим будущее. Будущее, которое есть у нас всех вместе. И еще мы знаем, что среди людей с каждым днем будет становиться все больше и больше тех, кто будет помогать нам строить убежище. И когда оно окажется закончено, уже не будет тех, кто остался бы в стороне и не помогал. И мы все войдем в это убежище, как знающие. Разве не ради этого стоит трудиться? Разве не ради возможности преодолеть все? Такова наша жизнь и наши сложности, и так с радостью мы преодолеваем их.

Мы знаем, как связаны наше «Я» и «Я» других людей, и потому мы умеем по-настоящему любить; знаем, как обрести должный баланс в жизни, и как помочь другим обрести эти знания; знаем, ради чего живем, и уверены в будущем; знаем, как преодолеть любые сложности, и не боимся их. Мы — люди, которые обладают настоящим, непреходящим счастьем, и которые готовы поделиться этим с каждым.

Доброго пути!

© Амрадхари, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *