Что такое «Я»?

Вопрос о том, что такое «Я», рассматривался в разные времена, как психологами, так и философами. В этой статье мы ответим на вопросы: «Как связано наше «Я» и Вселенная», «Как связано наше «Я» и наше тело?», «Что дает правильное восприятие себя?».

«Я» в психологии

В психологии мы рассматриваем «Я» как ту часть человеческой личности, которая осознается как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Существует также такой термин, как «самость». Можно сказать, что индивид чувствует свою самость — свою идентичность, уникальность, неповторимость. Термин «самость» происходит от нем. «Selbst» — «сам». Собственная личность — это глубинный центр и выражение психологической целостности отдельного индивида, который обеспечивает вычленение индивида из окружающего его мира.

«Я» и Вселенная

В Учении появление «Я» связано с появлением осознающих, разумных существ, что в свою очередь ведет к истокам появления нашей Вселенной и ее эволюции. Напомню, что согласно Учению, наша Вселенная является живым существом, которое проходит свое эволюционное развитие. В Учении мы называем это существо Творцом. Мы используем этот термин, чтобы не возникало путаницы, потому что под словом «Вселенная», как правило, подразумевается физический космос, или, иными словами, физическое тело Творца. В статьях я также использую термин «Вселенная», с большой буквы, когда говорю о Творце. У Творца, как и у нас с вами, есть своя личность и свое «Я», которое заключается в Духе. Дух — это носитель личности Творца. Или же правильнее сказать, что это у нас с вами, как у частиц Творца, есть своя личность и свое «Я». Сейчас мы рассмотрим это более подробно.

Итак, у Творца есть своя личность, его самость, его «Я». На данном этапе эволюции Творцу необходимо познать и усовершенствовать себя изнутри. Он познает себя через каждую из своих частиц, совершенствуя их. По завершении этого процесса его личность, его Дух, обретет лучшие, более совершенные качества, и он совершит эволюционный скачок. Можно сказать, что сейчас фокус направлен не на самого Творца, не на его самость как на единое существо, а на его частицы и их самости. Так самость Творца, состоящая из самостей его частиц, наших с вами «Я», познает и преображает себя. После того, как каждая из частиц преобразит себя, преображение переживет и сам Творец, и тогда его личность, его самость как целостного существа, качественно изменится в лучшую сторону. Такова цель Творца на данном этапе эволюции, и такова цель всех его частиц. Это залог их жизни.

Какими должны быть эти частицы, чтобы они могли способствовать совершенствованию Духа? Конечно, они должны быть наделены свойствами, подобными свойствам Творца как единой личности. Итак, на определенном этапе внутреннего развития нашей Вселенной появляются разумные существа, способные к самоосознанию и рефлексии, как мы с вами. Они имеют достаточный уровень развития, чтобы познавать устройство мира и свое место в нем, осознавать разницу между тем, что идет во благо им и Вселенной, а что во вред, и делать между ними правильный выбор, благодаря которому совершенствуются морально, преображают свою самость. В этих частицах пробуждается личность и активный разум Творца. Именно потому, что мы являемся осознающими частицами Творца, мы имеем свою личность, свою самость и свое «Я». Наше «Я» является ни чем иным, как частичкой Духа Творца. Более того, мы являемся не просто его частичкой, мы являемся проекцией его личности. Каждое наше «Я» отвечает за определенную часть самости Творца. Через каждую нашу самость Творец видит и познает себя.

Это словно бы великое существо с миллиардами глаз, обращенными внутрь себя; и каждый глаз видит свою грань личности, и каждый узрит свое несовершенство и позволит исправить его, и ничто не ускользнет от этого взора. Наши самости, все вместе взятые, сливаются в самость Творца. Каждая из самостей осознает себя, и каждая при этом одновременно также является целостным существом. Мы и частица, и Вселенная одновременно, и одно неотделимо от другого. Как глубину вод можно разделить на капли лишь умозрительно, так и самости являются самостоятельными личностями лишь постольку, поскольку таков текущий фокус восприятия.

Я проиллюстрирую это более подробно. Представьте, что перед нами океан, и этот океан разумен и осознает себя. Этот океан познает себя через свои частицы, и так каждая капля осознает себя и смотрит на океан и на другие капли. У океана есть его самость, и у каждой капли есть своя самость. Капля осознает себя и смотрит на океан изнутри. Все, что она видит, — прочие капли и их самости, и все это в совокупности она осознает как «Такость». Есть «Я» и есть все остальное, реальность, такая, как она есть, со своими законами и всеми ее составляющими. «Такость» — это объективная реальность вокруг нас. Здесь можно вывести такую формулу:

То есть мы можем рассматривать самость Творца как сумму всех самостей осознающих, или же как сумму нашего «Я» и Такости — всего остального в мире, кроме нашего «Я». Последняя точка зрения нам наиболее знакома — вот Я, а вот весь остальной мир.

Поскольку физическая Вселенная — это физическое тело Творца, то в этом свете мы привычно воспринимаем свое Я как: Я = «моя личность»+«мое тело». Такость в данном контексте — это сумма личностей всех других людей+их тела+весь остальной физический мир. Именно так большинство из нас воспринимает себя. Такое восприятие привычно для нас, поскольку существует материя, и в эволюционных целях фокус сместился от целого к частному, от океана к каплям. В должный срок фокус снова сместится в сторону целого. Тогда мы осознаем каждое разумное существо как самого себя, и себя как совокупность всех «Я», когда либо существовавших. Такость в этот момент перестанет существовать как точка зрения, поскольку исчерпает свою функцию. Материя же, как и энергия, в должный срок пройдет этап преображения и вернется обратно в Дух. Но это отдельная тема.Сейчас мы не будем забегать вперед и поговорим о нашем с вами «Я», о нашей личности.

«Я» и мое тело

Каждый из нас осознает себя как уникальную и неповторимую личность. Можно сказать, что наше «Я» — это наша частичка Духа, или же наша душа. Учение говорит о том, что каждый из нас проживает не одну жизнь, поскольку одной жизни просто недостаточно для совершенствования той частицы Духа, за которую мы отвечаем. Таким образом, душа человека проживает целый ряд жизней прежде чем выработать в себе необходимые духовные качества для дальнейшего развития. В этом заключается цель жизни всех разумных веществ, и людей в том числе. Когда я говорю о цели жизни, я говорю именно о жизни нашего «Я», нашей личности, нашей самости. Учитывая, что каждый человек проживает множество земных жизней, а между ними находится во втором плане Мироздания, или в мире энергии, то личность каждого из нас имеет гораздо больший масштаб, чем принято считать. За плечами каждого из нас сотни и сотни лет опыта и изменений. Как правило, когда человек рождается в новом теле, его воспоминания о прошлом блокируются частично или полностью, и его личность действует опираясь на ощущения психики и мозга в текущей жизни. Находясь же на втором плане Мироздания, человек не ограничен функционалом мозга, и потому ему доступны воспоминания о прошлом. Эти воспоминания можно пробудить и находясь в физическом теле, — но это тоже отдельная тема.

Тем не менее, хотя подобные воспоминания и могут быть очень полезны, они не являются строго необходимыми, поскольку совершенствование Духа происходит вне зависимости от них. Из жизни в жизнь человек сохраняет свою личность и свое «Я», свои нравственные качества, и работает над ними. Человек совершенствуется в текущем моменте, через свои мысли и поступки, через стремление к должному. Например, если в текущей жизни мы научились сострадать, это качество становится качеством нашей души, нашего «Я», и оно будет у нас «врожденным» в следующей жизни. Важно отметить, что Дух человека не может «деградировать», поскольку Дух Творца постоянно развивается, и этот процесс не может идти вспять. В Бытии все развивается от менее совершенного к более совершенному: таков его непреложный закон. Поэтому из жизни в жизнь наше «Я» только улучшается. Вопрос лишь в том, насколько быстро и эффективно это происходит. К сожалению, не всегда настолько эффективно, насколько нужно.

В рамках материи личность человека приобретает физическое тело, обладающее достаточно развитой нервной системой, которая позволяет нашему «Я» действовать в физическом мире. Можно сказать, что мы является «операторами» нашего тела. Оно позволяет нам использовать материю для совершенствования нашего Духа. Как именно это происходит, и какие возможности дает нам физическое тело?

Если мы рассмотрим наше «Я» как частицу Духа, то увидим, что наша единственная потребность — это потребность в развитии. Она обусловлена эволюционной необходимостью, принципами самого Бытия, которое постоянно развивается и изменяется. Это залог Жизни как универсального принципа, как импульса, который содержится абсолютно во всем. Ничто не стоит на месте, поскольку отсутствие изменений — это лицо деградации и смерти. И я говорю не о смерти в привычном нам физическом смысле, которая на самом деле означает не прекращение существования, а лишь переход жизни из одной формы в другую. Я говорю о небытии, как некоем антиподе Бытия. При этом важно понимать, что небытия нет, поскольку оно не определяет себя; но оно существует как некая идея внутри самого Бытия, которая позволяет ему развиваться. Прекращение Жизни и развития внутри Бытия невозможно, — но если бы Бытие вдруг перестало развиваться, оно бы исчезло. Эта идея действует как некий принцип сопротивления Жизни, благодаря которому Жизнь как раз и не прекращается.

Здесь я говорю об этом, чтобы показать, что внутри нашей Вселенной, как и внутри нашего «Я», действуют те же самые принципы. Внутри нас заложена потребность в развитии, как универсальный принцип Жизни. Можно сказать, что других потребностей у нашего «Я», как у частицы Духа, нет. И здесь возникает вопрос: каким образом заставить Дух развиваться, какой стимул ему предложить? Внутри нашей Вселенной таким стимулом является возможность действовать в рамках материи. Наша частица Духа, универсальная и бессмертная сама по себе, оказывается в очень ограниченных условиях, где, благодаря телу, обретает массу новых ограничений и потребностей.

Нашему телу необходимо питание, сон, безопасность, хотя бы минимальный комфорт, — и это если говорить только о физиологических потребностях. У человека же, как существа достаточно развитого, есть потребности и более высокого уровня, — такие, как социальные потребности, потребность в уважении, творческие, познавательные и эстетические потребности. На вершине же этой пирамиды стоит потребность в духовности, которая как раз и является тем импульсом к совершенствованию, который проистекает из Духа.

Удовлетворение этих потребностей требует от человека принятия решений и действий. Это дает возможность делать выбор в пользу должного и совершенствоваться нравственно. Иными словами, тело дает человеку возможность преодолевать заблуждения и сопротивление в виде проявления тех или иных несовершенств в Духе. Каждый человек в момент рождения его «Я», то есть в момент, когда он впервые обретает свою частицу Духа, получает некий набор качеств, над совершенствованием которых ему и предстоит работать. Среди этих качеств есть и положительные, и отрицательные. Отрицательные качества при этом правильнее представлять как недостаточно развитые положительные. Для проявления и развития этих качеств нужны соответствующие условия, которые нам и предоставляет материя.

Для примера мы можем взять такое качество, как храбрость, или как готовность помочь другому. Если это качество недостаточно развито, оно проявляется как трусость. Обязательным условием для его проявления является некая угроза. Для Бытия такой угрозой является идея небытия. Она же воплощается на уровне материи в виде угрозы смерти. Поскольку нашей личности, нашему «Я», нашему Духу, в принципе ничего реально не угрожает, поскольку небытие не может реализовать себя, тут на первый план как раз и выходит тело. Для него в материальном мире существует много угроз, а как механизм защиты у него есть инстинкт самосохранения. Угроза заставляет работать инстинкт, он вызывает страх, страх заставляет человека принимать те или иные решения. Перед лицом опасности он может проявить трусость или же храбрость. Проявляя храбрость он улучшает качества Духа, свою личность; проявляя трусость, он упускает эту возможность. Именно по такому принципу развиваются все должные качества в человеке.

Что же требуется от самого человека? Во-первых, от него требуется понять, как утроен мир и как работает весь этот механизм. Во-вторых, понять, какое место он занимает в этом механизме, и как ему следует действовать, чтобы выполнять свои функции должным образом. Только после этого он перестает передвигаться «вслепую» и начинает жить сознательно. Осознав свою самость, самости других людей и Такость, мы понимаем самость Творца, и только тогда действуем осознано.

Понимание того, что наше «Я» — это не только наше тело, становится ключевым моментом в правильном восприятии себя. Вторым ключевым моментом становится понимание, что удовлетворение потребностей тела — это не цель нашей жизни, а всего лишь средство для поддержания жизнедеятельности тела, которое служит нам как инструмент для развития необходимых качеств личности, и не более того. Осознание двух этих важнейших моментов позволяет нам жить, как подобает человеку, то есть жизнью полноценной, духовно развитой личности. Только выполняя свои функции как частица Бытия, то есть совершенствуясь духовно, мы можем полноценно жить и развиваться. Торможение же этого процесса приводит к излишним страданиями и в разы удлиняет наш и без того непростой путь.

Правильное восприятие себя

Что же дает правильное восприятие себя? Это вопрос чрезвычайно обширен, поскольку он затрагивает абсолютно все сферы нашей жизни. Я хотела бы остановиться лишь не некоторых моментах.

• Начну, пожалуй, с самого главного. Правильное восприятие себя позволяет прожить жизнь эффективно, на благо мира и самого себя. Человек проживает каждый день осознанно, действует осознано, заботится о мире, является его опорой и примером для других. Такие люди — это столпы мира, которые держат его на своих плечах. Они проживают каждый момент своей жизни не напрасно.

• Несложно представить, что такие люди являются опорой и для самих себя. У них нет духовных метаний, они не занимаются поиском себя, смысла в жизни, своего места и предназначения. Они не вопрошают небеса, для чего родились и куда направляются. Они уже нашли себя, поняли смысл своей жизни и спокойно и уверенно идут выбранным путем. Они надежны и в хорошем смысле предсказуемы, потому что правильный выбор они уже сделали, ступив на свой путь. Встречая преграду на этом пути, они каждый раз не терзаются вопросом, как поступить, а поступают так, как подобает человеку. Дли них не стоит вопроса, солгать или не солгать, помочь другому или трусливо убежать, предать или держать слово и т.д. Этот выбор, выбор в пользу нравственности, развития и Жизни, они делают внутри себя, внутри своего «Я», своей личности, задолго до того, как с этим столкнется их тело. На этих людей всегда можно положиться, потому что они не обманут, не предадут, не бросят в беде, не поступят низко и подло. Для них просто не встает такого вопроса. Они живут как должно, как правильно, на благо Бытия. Им самим это дает силы на преодоление любых сложностей, даёт стойкость, уверенность. Они не падают духом, не отчаиваются, не опускают руки. Они — воины на страже блага, потому что таким рожден каждый человек без исключения, и они это осознали.

• Помимо внутреннего равновесия и глубокой нравственности, правильное восприятие себя позволяет эффективно бороться с собственными недостатками и пороками. Понимание того, что наша личность, наше «Я», неуязвима и бессмертна, помогает человеку преодолевать страх. Страх — это проявление инстинкта самосохранения, который исходит от тела. Инстинкт самосохранения позволяет телу выживать, приспосабливаться к условиям окружающей среды. Это естественный инстинкт для тела, потому что задача тела элементарно проста: выжить и продолжить свой род. Как и у любого процесса и объекта во Вселенной, у нашего тела есть элементал – своеобразная программа, которая отвечает за его сохранность и функционирование. В ведении элементала находятся инстинкты, поддержание жизни тела, его безопасность, комфорт и удовлетворение прочих потребностей. На это, в конечном итоге, направлены все его функции. Зачастую человек склонен путать цель своей жизни с задачами своего тела и его элементала. Он забывает, что его цель — совершенствоваться и поддерживать Жизнь в долгосрочной перспективе, тогда как задача элементала — выживание и комфорт физического тела в рамках одной физической жизни. Таким образом, элементал всегда заботится лишь о теле, защищая и оберегая его любой ценой. Смерть тела — это и его разрушение, поэтому он живет от нашего рождения в теле до смерти тела. Для него нет движения дальше, и ничего кроме своих функций он не знает. Поэтому в случае опасности он дает телу команду «беги», в случае голода — «ешь», в случае усталости — «отдыхай». И это нормально для элементала. И он будет давать точно такие же команды, невзирая ни на что. Ему неважно, что человеку ради благой цели и развития личности бывает должно превозмочь страх, претерпеть голод, превозмочь усталость. Элементалу все равно, что будет с самими человеком, с его личностью и с другими людьми; он думает только о теле. Несложно догадаться, что если человек будет слушать только своего элементала, то солдаты не будут защищать Родину в бою, спасатели никого не спасут, никто не поделится куском хлеба с голодным и т.д. Элементал исключительно эгоистичен по своей природе, а человек — нет. Тот, кто это понимает, ведет себя достойно. Такой не бросает друга в беде из-за трусости, не лжет и не ворует ради выгоды, не поступает низко ради спасения собственной шкуры.

Тот, кто понимает, что его «Я» и личность — это не его тело, тот живет так, как подобает человеку. Тот способен бороться с пороками. Он знает, что команда «делай, как выгодно телу» поступает от элементала, и это часто идет вразрез с целью его собственной жизни. Зная это, он может сказать телу: «Попридержи коней». Он может преодолеть страх и соблазн и поступить правильно вопреки им. Он не идет на поводу у «сиюминутных хотелок» тела, а поступает на благо своей личности. Именно про людей, которые ведутся на каждую прихоть тела, говорят, что они живут как скот. И что нормально для скота, то ненормально для человека. И если бы было не так, то и были бы мы скотом, а не людьми. Здесь правильное восприятие себя учит жить как должно, бороться с пороками и не становиться скотом.

• Правильное восприятие себя позволяет правильно воспринимать других людей и уважать их путь. Понимание, что мы все — грани одной личности, дает основу для подлинной любви к людям. Больше нет своих и чужих, а есть лишь отражение тебя самого в каждом человеке и любом другом разумном существе, которые когда либо жили и будут жить. Ты — Вселенная, которая сейчас смотрит на саму себя через фокус твоего сознания. И другой человек рядом — это тоже Ты-Вселенная, только она смотрит через другой фокус. Это словно два глаза — человек смотрит обоими глазами, но каждый глаз при этом смотрит независимо друг от друга. И познает человек через оба глаза, и оба ему нужны, и нельзя сказать, что через один глаз смотрит одна личность, а через другой другая: человек-то один, и личность его едина. Так же и Творец смотрит через каждого из нас, но личность у нас одна: личность Творца. Потому каждый человек — это ты, лишь смотрящий через свой фокус, поскольку так нужно. Можешь ли ты не любить себя и не помогать себе, и не делать себе лучшего? Так нет разницы между людьми и осознающими, как нет двух личностей за двумя глазами. Поэтому «Кто желает блага, тот должен желать блага, равного миру» (Двадцатидневье IX, 2). Потому что для блага нет малого и нет великого, а все едино. Тот, кто понимает это, способен любить других людей, желать им блага и не делать им зла. Тот, кто понимает, каков путь, и как он непрост из жизни в жизнь, уважает путь других, понимает, как непросто дается познание. Он смотрит на ребенка и понимает, что, возможно, у этого человека за плечами больше опыта и земных жизней, чем у него самого. Возможно, перед ним личность более зрелая и нравственная, и лишь тело создает иллюзию, что ей всего несколько лет отроду. Он понимает, что тело всегда «догоняет» нашу личность и наш опыт, и потому относится ко всем с уважением и пониманием их пути.

• Правильное восприятие себя позволяет, в частности, научиться сочувствовать. Человек, который уже обрел свой путь, свое долженствование, и идет уверенно и спокойно должным путем, без душевных метаний и пустых страданий, чувствует за своими плечами поддержку всей Вселенной и ее великое Благо. Он больше не один, все в мире поддерживает его, потому что он внутри потока должного и открыт миру. В нем высоты небес, и ничто не способно отнять это, как и его силы вершить, как и великую Жизнь внутри него. Он живет единством и оно живет им. Он скала, а невзгоды — лишь облака, которые рвутся об эту скалу. Его «Я» нерушимо и бессмертно, в нем нет страха, и он счастлив тем настоящим счастьем, которое доступно человеку. Он видит красоту и бесценность каждого мгновения и причастен к вершению Жизни. Это ли не чудо — вершить Жизнь собой? Он ничего не может потерять, потому что все — часть его, а лучшее приобретает с каждым вздохом. Когда чувствуешь все это, то начинаешь подлинно понимать, как трудно и больно тем, кто еще не обрел этого. Как тяжело им прорываться через неведение, как они потеряны, каким враждебным им кажется мир вокруг. Разве можно не сочувствовать тем, кому настолько сложнее и больнее, чем тебе? Разве можно не желать им счастья и избавления от страданий? Разве можно корить их за то, что их неведение порождает боль и зло? Нет места ненависти, и ничто ее не заслуживает. Все заслуживает лишь сострадания и блага.

• Правильное восприятие себя способствует оздоровлению. Человек — это единый организм с миром. Что же происходит, когда связи частного и целого нарушаются, когда человек ставит препоны между собой и миром, отходит от должного? Поступая так, человек отказывается от той помощи и поддержки, которую нам оказывает Природа. Нагляднее всего это видно на материи: отказ от необходимого приводит к болезням, истощению или смерти тела. Отказавшись, к примеру, от пищи или воздуха, человек погибает. Если же человек неправильно воспринимает себя и мир, возводит внутренние барьеры, то он словно перекрывает себе кислород на энергетическом и духовном уровне. Это оказывает на него такое же пагубное влияние, как и отказ от кислорода для тела. Человек лишается поддержки Природы, истощается, изматывается духовно, энергетически и психически. Стоит ли говорить, что такого рода истощения напрямую влияют и на его физическое тело. Справедливо и обратное, — чем глубже человек осознает себя и свое место в мире, тем больше от открыт миру, тем глубже его погружение в «поток», и тем больше он способен получить от Природы.

Итак, мы видим, что знание о том, как устроен мир и какое место занимаем в нем мы, является ключевым для правильного восприятия себя, своего «Я», своей самости. Это позволяет правильно расставить приоритеты в жизни и оказывает положительное влияние на все сферы человеческой деятельности. Я обратила внимание лишь на некоторые аспекты и раскрыла ряд практических моментов. Безусловно, правильное восприятие себя и других людей, нашей самости и взаимосвязи, позволяет выстраивать здоровые отношения не только между человеком и Природой, но и между людьми в обществе. Отношения, которые основаны на взаимоуважении, любви, нравственности, сочувствии и понимании общечеловеческих целей. Должное отношение к миру и жизни помогает наладить как внутренний мир человека, так и внешний, — его взаимоотношения с другими людьми. Это и межличностные отношения, и отношения в семье, и в социуме, и на уровне разных народов, наций и государств. Эликсир вечной жизни существует, и он заключен в каждом из нас. В каждом — в нашем общем «Я», которое знает Жизнь и стремится к ее вечному совершенствованию.

© Амрадхари, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *