Так что же с естественным отбором?

Все мы со школы, из курса биологии, знакомы с понятием естественного отбора как важнейшего фактора эволюции. Суть его в том, что в тяжёлых условиях борьбы за жизнь выживают только наиболее сильные и приспособленные особи, которые и передают свои качества потомству. Таким образом появляются более совершенные виды. Так же в своё время появился и человек.

В первобытном обществе проблема выживания человека стояла почти так же остро, как и проблема выживания животного. «Почти» — потому что кое-какие облегчения всё-таки были. Люди научились организовывать себе более надёжные убежища, создавать хоть какую-то одежду, простейшие инструменты и оружие, выработали новые тактики совместной охоты, с появлением огня открыли различные способы приготовления пищи. Всё это было, скажем так, полезно для здоровья, и ощутимо повысило шансы на выживание. Хотя выжить всё равно было трудно. Очень много опасностей и проблем, отсутствие медицины, и к тому же люди научились более эффективно уничтожать друг друга. Так что принцип выживания сильнейшего, наиболее здорового и приспособленного, не изменился. Несмотря на преимущества сапиенса, естественный отбор продолжал работать, как и в животном мире.

Если перескочить сразу через много тысячелетий и заглянуть в Средневековье, мы увидим, что картина изменилась, но не то чтобы совсем уж кардинально. Условия жизни по-прежнему очень тяжёлые: изнуряющий труд, частое недоедание, а то и голод, снова отсутствие приличной медицины, антисанитария, эпидемии, войны. У дворян дела были получше, чем у простонародья, — но тоже совсем не блестящи. Плюс ко всему, им приходилось изнурять себя в военном деле и с трудом выживать в схватках с себе подобными. Таким образом, жёсткий естественный отбор всё ещё продолжал править бал.

Ситуация кардинальным образом изменилась только в последние 150-100 лет, и особенно — в последние десятилетия. И с питанием, и с санитарными нормами, и с медициной. Результатом стало то, что очень понизилась — в сравнении хотя бы со средневековой — смертность от голода, болезней, детская смертность, и значительно увеличилась общая продолжительность жизни.

Такие изменения обрадовали далеко не всех. Многие сочли, что это ведёт к ухудшению «человеческой породы». С их точки зрения, таким образом происходит грубое вмешательство в эволюционный процесс, — а именно, сводится на нет принцип естественного отбора. Ведь теперь выживают люди с ослабленным здоровьем, даже с хроническими заболеваниями и патологиями, с различными отклонениями, выживают дети, в более суровых условиях умершие бы при родах, в том числе недоношенные, выживают слабые роженицы, выживают инвалиды, у которых в иных условиях не было бы шансов, и т.д., и т.п. Все они тоже продолжают свой род, передавая дальше плохие задатки. В итоге человечество как биологический вид слабеет и накапливает отрицательные эффекты, что ставит под угрозу его дальнейшую эволюцию. Вот, если очень кратко, суть их сетований. Они не обязательно призывают к каким-либо действиям в связи со всем вышеизложенным. Зачастую просто описывают ситуацию и спрашивают: «Ну и что с этим делать?».

В самом деле, ситуация неоднозначная. С одной стороны, вмешательство в эволюцию и впрямь налицо. С другой стороны, а почему у людей в этом смысле всё обязательно должно быть точно так же, как у животных? Всё-таки это две очень разные фазы эволюции, принципиально разные. Животные отсеиваются естественным отбором не потому, что считают это правильным, а потому, что ничего не могут с этим поделать. Тут они бессильны. Человек же не бессилен. Так может быть, возможность влиять на это заложена в его эволюционную схему как дополнительный фактор? Если эволюция дала ему интеллект, позволяющий найти способы облегчить выживание, то, возможно, действовать в этом направлении будет нормально?

Здесь необходимо сравнить эволюционные цели человека и животного. Вот что говорит об этом Учение.

Смысл эволюционного процесса состоит в том, чтобы могли появиться осознающие, — то есть разумные существа, подобные человеку. Они появляются благодаря длительному процессу совершенствования других видов. Можно сказать, что животные — это эволюционный материал, на основе которого появляются разумные виды. Эволюционная задача животных — выживать, путём естественного отбора давая возможность возникнуть более совершенным жизненным формам. Но когда появляется разумный (в привычном значении этого слова) вид, перед ним стоит уже другая задача. Для него физическая эволюция отходит на задний план, а первостепенное значение приобретает эволюция внутренняя, — интеллектуальная, моральная, духовная. Физическая эволюция, по сути своей, есть лишь подготовка ко внутренней эволюции, — то есть процесс создания условий для неё. Процесс медленный, и потому очень долгий, длящийся миллионы и миллионы лет. Но когда появляется разумный вид, его внутренняя эволюция протекает гораздо быстрее. Она может исчисляться сотнями, или даже десятками тысяч лет, — что в сравнении с длительностью физической эволюции совсем мало. За эти тысячи лет физическая эволюция разумного вида обычно не успевает привести к кардинальным изменениям, — просто потому, что ей нужно для этого гораздо больше времени. Внутренняя эволюция обгоняет её, завершаясь быстрее. Заключается же внутренняя эволюция в том, что разумный вид развивается умственно, познаёт мир и себя, и через моральный выбор растёт нравственно, тем самым совершенствуя частицы Духа, содержащиеся в каждом из составляющих его индивидуумов. Проще говоря, главная задача людей — стать мудрее и добрее, измениться к лучшему самим и сделать лучше мир.

В этом плане физическая эволюция уже не играет определяющей роли, поскольку она уже привела к тому, к чему должна была привести. То есть физический отбор теперь не столь актуален, — хотя быть здоровым и сильным лучше, да и просто естественнее, чем слабым и больным. Ну а развиваться в умственном, волевом и, главное, моральном и духовном плане, можно находясь в любом физическом состоянии. Для больных людей здесь ограничений нет, — то есть они выполняют эволюционную задачу человечества так же, как и здоровые. У них не меньше, а порой даже больше ситуаций, в которых они могут «прокачать» свою волю, мужество, другие положительные качества характера и моральные качества. Плохо то, что не все они это понимают и умеют правильно использовать эти возможности. Но тут уже открывается другая тема, в которую мы сейчас не будем уклоняться.

Итак, что мы имеем? Вмешательство в естественный отбор действительно происходит. Но для человечества как разумного вида это не столь важно. Успешно выполнять свою эволюционную задачу оно может и при таком раскладе. Конечно, лучше, когда разумный вид может похвастаться хорошим физическим здоровьем, а не только интеллектом и высоким моральным уровнем. Однако эта проблема решаема. С дальнейшими успехами медицины ситуация выправится, и человечество станет более здоровым и крепким физически. Сейчас такой период, когда медицина уже более-менее научилась помогать людям выживать, но ещё плохо умеет ликвидировать последствия болезней и патологий. Чтобы что-то существенно изменилось в этом плане, нужно время и дальнейшее продвижение науки.

Ну а пока давайте работать с тем, что имеем на сегодняшний день. Это замечательно, что, пусть и через вмешательство в естественный физический отбор, получили возможность жить и вершить моральную и духовную эволюцию те, кто раньше такой возможности не имел бы. А ведь это и есть предназначение человека. Предназначение, которое он способен выполнять в любом физическом состоянии, — при условии, что будет жить. Так что вмешательство в естественный отбор идёт человечеству более на пользу, чем во вред. Видимо, это заложено в него изначально и «входит в программу» его развития именно как разумного и сознательно морального вида, а не просто как биологического эволюционного материала. Тело для человека — штука важная, но не главная. И актуальный отбор, через который проходят разумные существа, — это уже совсем другой отбор.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *