«Среди наших погибших нет»

Когда по телевизору диктор сообщает о какой-нибудь катастрофе или другом чрезвычайном происшествии, в конце этого сообщения иногда говорится нечто вроде «Среди наших погибших нет», после чего переходят к другой теме. И каким бы ужасным не было происшествие, последняя фраза призвана успокоить зрителей и как бы настроить их на позитивный лад. Вроде бы, событие чудовищное, и нужно пустить слезу, — но только на время новостей. А потом можно опять жить прежней жизнью. Ведь с нашими-то все хорошо, и переживать особо не стоит.

Если посмотреть на мир вокруг, то увидишь, что разделение на «своих» и «чужих» существует повсеместно. И речь идет не только о государствах и нациях. Подобного рода классификация пронизывает жизнь человека буквально с самого рождения. Все начинается с самого человека и наиболее близкого ему круга людей. Семья определяется как «свои», а прочие как «чужие». Позже точно такая же классификация применяется, когда мы говорим о своих друзьях, или школе, или коллективе на работе, или о футбольной команде. И, в конечном итоге, мы выходим на макроуровень, где и начинается разделение по вероисповеданию, по нации или по принадлежности к тому или иному государству.

И вроде бы такое разделение естественно: ведь так человек ощущает сопричастность к некому кругу людей. Так или иначе, это уходит корнями в глубокое прошлое, когда «быть в стае» означало иметь шанс на выживание. По сути, мало что изменилось. Среди своих всегда легче, приятнее и безопаснее. И пусть так, — но здесь речь пойдет не о «своих», а о «чужих». И если я вернусь к тому, с чего начинала, то к фразе «Среди наших погибших нет» на самом деле можно подойти иначе и сказать: «Погибшие только среди чужих». И здесь как бы изначально подразумевается, что поскольку они «чужие», то это и не так важно и страшно. Именно так многие люди и подходят к этому вопросу. Это также можно выразить фразой: «После нас хоть потоп». И тут вопрос только в том, кого человек видит под словом «мы». И опять же, это может варьироваться, и речь может идти как о конкретной семье, так и, например, о целой нации.

Одни из самых страшных и сокрушительных последствий такого разделения — несправедливость и равнодушие. И опять же, масштаб может быть разный. Если мой сын сотворил безобразие, то я его прощу, а вот если чужой, то карать его нужно по полной строгости. В своем крайнем проявлении такое разделение превращается в нечто невообразимое. Можно вспомнить, как во время Второй Мировой войны фашисты уничтожали цыган и евреев. Вот результат идеологии «свой-чужой» в своем апогее. Об ужасах Второй Мировой войны может прочитать каждый, но не каждый способен увидеть корни этого кошмара в самом себе. А корни эти есть в каждом.

Стоит нам воспользоваться классификацией «свой-чужой», и мы немедленно как бы отбираем у «чужих» право в полной мере называться людьми. Фашисты видели перед собой не людей, а цыган и евреев, и для них эти «твари» людьми не были. А если это не люди, то и делать с ними можно все, что угодно. Отсюда нечеловеческие пытки, издевательства и прочие ужасы, подробности которых невозможно вынести. Я не могу об этом читать, мне лично становится плохо до обмороков. Но речь здесь не о фашистах. Речь здесь о нас с вами. Например, если вы еврей, то воспринимать эту информацию вы будете гораздо ближе к сердцу, чем другие. Просто потому, что её легче примерить на себя. Трудно представить, что с вами или вашими детьми кто-то поступил бы вот так только потому, что вы родились в той или иной нации. Ведь вы хороший человек, а вас вот так… содрать кожу и разрезать на мелкие кусочки. «За что?!» — вскрикнете вы. А других за что? И прошу ответить себе честно — где ваши «свои» и «чужие»? И разве не бывает, что «своих» жалко, а чужих нет? Что свои достойны лучшего, а чужие нет?

Вы обращали внимание когда-нибудь, какую одежду люди иногда отдают на благотворительность? Рванину и лохмотья. Потому что «нищие», они же «чужие», могут и такое носить. А как насчет тех, кто «понаехал»? Это тоже «чужие». Им можно платить копейки, не уважать их и называть пренебрежительными словами. Я не буду говорить тут о нациях и странах, потому что в этом вопросе всегда среди своих «защитники Родины и разведчики», а среди чужих «террористы и шпионы». И это происходит на макроуровне, потому что мы с вами на микроуровне позволяем себе такое отношение.

Навешивая на кого-то любой подобный ярлык, мы отбираем у него статус человека. Всегда. А ведь люди ничем не отличаются по своей сути. Все мы из одного теста. О чем бы ни шла речь, в реальности это всегда отношения человека с человеком, а все остальное не имеет значения. Нет никаких стран, наций, богатых и нищих, черных и белых, больных и здоровых (список можно продолжать): есть только люди. Все остальное — иллюзия, которую мы придумали сами, для удобства, для классификации. Вы знаете, куда ведут благие намерения? Да, и здесь мы снова попали в ад. Мы возмущаемся, что когда-то черные были в рабстве, но при этом смело небрежно говорим о приезжих. А ведь каждый такой вроде незначительный поступок делает нас немножечко «фашистами». Просто подумайте об этом.

Я не призываю бежать и менять мир прямо сейчас в глобальном смысле, но я прошу обратить внимание на самого себя и начать двигаться в нужную сторону. В ту сторону, где человек всегда будет видеть перед собой человека, такого же, как он сам.

© Амрадхари, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *