Современная история Учения: 2002-2022

Начну с того, на чём остановился в предыдущей части своего рассказа. То есть с момента, когда компьютер дал нам новые возможности.

Это было в самом начале нового тысячелетия. К описываемому времени все наши попытки деятельности в Беларуси сошли на нет, поскольку не осталось практически никаких возможностей. Зато в активе мы имели уже две книги пандэкта и ряд посланий из третьей, плюс уже довольно солидный опыт в общении с интересующимися, а также какую ни на есть сноровку в изложении Учения. Правда, больших плодов это не принесло, ибо интересовались многие, но желающих учиться всерьёз, избрав Учение своим духовным путём, почти не находилось. Кто-то не подходил к делу серьёзно, кто-то просто хотел интересно пообщаться, кто-то желал не присоединиться к нам а, так сказать, нас присоединить к себе, а кто-то был недоволен тем, что Учение не позволяет произвольных заимствований из других мировоззрений, — иначе говоря, не позволяет идти по нескольким путям одновременно. В итоге учеников у меня к 2003 году было трое. То есть всего нас теперь стало четверо, — что на тот момент, однако, выглядело значительным достижением, поскольку в течение нескольких лет вся наша община (термин, который мы не очень любим, но иногда используем) состояла из меня и Хантура.

Тогда мы и приобрели компьютеры. Одним из первых начинаний, которые были предприняты в связи с этим, стала оцифровка пандэкта. Происходило это незатейливо: я диктовал тексты с рукописей, а кто-нибудь набирал их на компьютере. Дело шло медленно, но потихоньку было доведено до конца. Это был заметный шаг вперёд. Во-первых, теперь мы могли размножать и хранить наши тексты в цифровом виде, тогда как до того располагали только рукописями и несколькими ксерокопиями, с которыми могло случиться всякое. Во-вторых, стало гораздо проще представлять книгу издательствам, просто приложив образцы текстов к электронному письму.

Соответственно, подключившись к Интернету, мы начали более активно собирать информацию о российских издательствах, — что было теперь гораздо проще, ибо уже не приходилось выискивать её в бумажных книгах. Параллельно изучали те самые возможности, о которых было упомянуто в начале. Конечно же, сразу возникла мысль обзавестись собственным сайтом. Что и было осуществлено своими силами, — правда, ещё через пару лет. Сайт назывался «Подлинное учение Гермеса» и был очень скромен. Однако там посетители могли прочесть пандэкт целиком, — к чему мы так стремились. Кроме того, там присутствовали несколько статей, и ещё текстов, своими силами переведённых на английский язык. Сайт просуществовал около трёх лет, после чего был сочтён мною морально устаревшим и закрыт. За всё время своего существования он не привлёк в Учение ни одного последователя; но когда он прекратил существование, тогда и выяснилось, что постоянные читатели и ценители были. Мы встречали в сети вопросы типа «Почему исчез сайт с текстами пророка Атархата? Его запретили? Но за что? Ведь это были хорошие тексты, с правильными мыслями» и ответы типа «Видимо, потому и запретили». С новым сайтом мы решили не спешить, сделав упор на издание книги. Тем более, что в случае успеха всё равно пришлось бы изъять издаваемые тексты из свободного доступа.

Тем временем двое других учеников ушли, и мы с Хантуром снова оказались в прежнем составе. Только теперь мы уже могли расширить сферу своих поисков, — например, за счёт различных форумов. Правда, изучение вопроса привело к неутешительным выводам. Оказалось, что атмосфера там, в основном, не очень доброжелательная, много враждебности и ругани, и больше всего ополчаются именно на тех, кто пытается рассказать о собственном учении. Поэтому мы смотрели, читали, но сами некоторое время не спешили что-то предпринимать.

Хотя потом всё-таки попробовали рассказать об Учении на паре форумов. Реакция последовала вполне предсказуемая. Нас ругали, даже не попытавшись разобраться в Учении, а просто за то, что мы считаем его истинным, и за то, что в нём велик авторитет Учителя. Эти два момента уже сами по себе были восприняты как состав преступления, и дальше никто просто не изучал. Следовали оскорбления, доходившие до намёков на сравнение меня с Гитлером, и обвинения в том, что мы тянем из людей деньги и отнимаем у них квартиры. Хотя после просьбы назвать имена и контакты хотя бы 2-3 таких пострадавших подобные обвинения прекратились. Гвоздём этого фестиваля злобы стало нечто, что я до сих пор не могу вспоминать без улыбки: обвинение в том, что деятельность Учения финансируют западные спецслужбы. Услышать — точнее, прочитать — такое было даже как будто немного лестно: надо же, какие мы уже, оказывается, значительные! Однако в чём заключается упомянутая деятельность, и кто именно её финансирует, хулители объяснить тоже не смогли. Единственным полезным следствием этого нашего мероприятия стало то, что за несколько дней число посетителей тогда ещё существовавшего сайта увеличилось на несколько тысяч человек. Отсюда можно сделать любопытные выводы о том, что привлекает публику.

Была предпринята и попытка представить Учение герметистам. К слову, здесь всё очень интересно и неоднозначно. С одной стороны, мы могли сообщить им хорошую новость, — ведь возрождение учения Гермеса в его подлинном, неискажённом виде, по идее, должно было их порадовать. С другой стороны, тёмный и малопонятный нынешний герметизм позволяет изобретать любые интерпретации и отпочковывать он него новые и новые разновидности и течения. На таких интерпретациях многие сделали себе громкие имена. А значит, восстановление подлинного герметического учения во всей его ясности и однозначности как раз герметистам и невыгодно, поскольку это отнимет у них хлеб и лишит возможности создавать дутые авторитеты. Такая двойственность была предполагаема мною с самого начала. Подтвердилась она ещё в девяностые, когда нам удалось связаться с группой герметистов из столицы. Переписка показала, что они отнюдь не жаждут ознакомиться с Учением, и даже просто посмотреть на его содержание, чтобы оценить адекватность. Очень скоро они оборвали общение. И вот мы заявили о себе на одном из форумов, посвящённых герметизму. На сей раз в пандэкт заглянули, и после вялого обсуждения заключили, что тексты неканонические, а потому отношения к герметизму не имеют. То, что именно неканоничность текстов и представляет главный интерес, ибо новое изложение искажённого за тысячелетия, фактически утраченного учения Гермеса и не должно соответствовать тому, что считается каноном, под коим они подразумевали «Герметический корпус», принято во внимание не было. Это вновь подтвердило моё подозрение, что именно у герметистов мы, скорее всего, понимания не найдём, ибо они, в основном, не заинтересованы в восстановлении оригинального учения.

В дальнейшем мы уже не повторяли серьёзных попыток рассказывать об Учение на форумах духовной и околодуховной тематики. Лично я общался на них считанное число раз, — и то не предлагая своё, а отвечая на чужие сообщения. К моему удивлению, это позволило найти двух новых учеников.

Первым стал человек, который, как оказалось, в одной из своих прошлых жизней, пришедшейся на времена одного из прошлых откровений, уже был последователем Учения. Теперь он известен в Учении под именем Амсан, и в третьей книге пандэкта даже имеются обращённые к нему послания. По удивительному стечению обстоятельств оказалось, что он ещё и живёт в моём городе, что дало нам возможность общаться лично. Правда, тогда наше общение не продлилось долго, и вскоре он на годы исчез из моего поля зрения. Вторым, а точнее, второй была девушка, теперь известная у нас как Амрадхари. Она стала первой (не считая Хантура) из тех, кто пришёл в Учение и не ушёл. Мы общаемся с 2008 года. И хотя живёт она в России, и общались мы сперва по электронной почте, а впоследствии перешли на Скайп, это не помешало нам стать не только Учителем и ученицей, но и близкими друзьями, и даже несколько раз повидаться в реале.

Амрадхари оказалась активной последовательницей, очень общительной и, в отличие от тогдашних нас, умеющей пользоваться соцсетями. В итоге практически все, кто с тех пор обращался и обращается ко мне с просьбой принять в ученики, узнают об Учении через неё. А таких людей за эти годы было много. Впрочем, здесь повторяется старая история: обращаются многие, остаются единицы.

А тем временем продолжалась эпопея — сказано без иронии, ибо история в самом деле очень длинная и трудная — с изданием книги. Теперь мы сформировали сборник, в который вошли избранные тексты из трёх книг пандэкта плюс ещё некоторые материалы. Общением с издательствами, теперь уже российскими, и теперь уже по Интернету, привычно занимался Хантур. Он отбирал их по тематике, рассылал составленное нами предложение, вёл переговоры. Проблемы были отчасти похожими на прежние, отчасти новыми. Автор иностранный, прежде не издававшийся, учение новое, подготовленной аудитории, которая бы обеспечила спрос на книгу, нет, и т.д. Крупным издательствам такое предложение было не очень интересно; более скромные и бедные сомневались, стоит ли в такую затею вкладываться. Наше предложение шло сразу по нескольким адресам, кто-то не отвечал, кто-то вежливо отказывал, кто-то начинал и обрывал переговоры. Мы пережидали некоторое время, и потом повторяли рассылку, по тем же адресам и по новым. Всё это продолжалось долго. Но в итоге, благодаря трудолюбию и настойчивости Хантура, увенчалось-таки успехом. Книга под названием «Возрождение учения Гермеса» вышла в 2013 году.

Вся история издания, с конца девяностых по 2013, с подробностями, изложена в отдельной статье, к которой я и отсылаю интересующихся.

Выход книги стал принципиально важной вехой в нашей работе. Причём видно, что важно это не только для нас, но и для тех, кто проявляет интерес к Учению. Оно стало восприниматься ими как что-то более солидное и заслуживающее внимания, — ведь была издана книга, и тираж разошёлся, а это что-то значит. Понятно, что на самом деле издание как таковое ещё ни о чём не говорит, и нередко издаётся та ещё чушь. Но тем не менее.

Была также прозондирована почва насчёт возможности издания в дальнем зарубежье, на английском языке. Мы разместили пробное предложение на одном из соответствующих ресурсов, приложив несколько небольших переводов в качестве образца. Ряд европейских издательств проявил интерес, — но им требовался уже готовый полный перевод книги, который мы предоставить не могли. Перевести за свой счёт согласился только один издатель; однако он поставил условием неприемлемо длительный срок действия авторского договора, так что тут вынужден был отказаться уже я.

Когда закончился полуторагодовой срок действия авторского договора на изданную в России книгу и появилась возможность снова выложить в открытый доступ все тексты пандэкта, мы занялись разработкой нового сайта, — опять же, своими силами. Он получил название «Амра цветущая» (отсылка к одному из текстов, где об Учении говорится как о цветке Амра), и по сравнению с прежним был уже гораздо более богат на контент. Пандэкт, в том числе в PDF, статьи, очерки, различные другие материалы, больше переводов, много творчества, моего и Амрадхари, и даже аудиофайлы, — профессиональная студийная начитка ряда текстов. Он стал полноценным официальным сайтом Учения, и функционирует до сих пор (в настоящее время мы планируем его перезапуск в обновлённом виде). Надеюсь, читатели, когда-то сокрушавшиеся по поводу исчезновения старого сайта, смогли найти новый и порадовались этому.

Вслед за «Амрой цветущей» спустя короткое время был реализован ещё один важный для Учения проект: электронный журнал «Our space» (Наше пространство), жанр которого был определён нами как «духовно-познавательный». В нём публикуются статьи, в которых рассказывается об Учении, о его картине мира, разбираются всевозможные его аспекты, излагается его взгляд на различные явления общественной жизни, даётся оценка тем или иным событиям, рассматриваются морально-этические проблемы, и ещё многое другое. На сегодняшний день число опубликованных материалов перевалило за 600. Ценность журнала не только в том, что он излагает Учение весьма популярно, но и в том, что его материалы содержат много информации, которой нет даже в существующих сейчас книгах пандэкта, — а значит, нет и на главном сайте. Таким образом, эти два ресурса дополняют друг друга. Журнал, как и сайты, делался своими силами. За последние годы бывало всякое, — например, он давал сбои в работе вследствие проблем на сервере, «ложился» в результате хакерской атаки и т.д. Но проблемы преодолеваются, и контент неуклонно пополняется.

Я не просто так несколько раз отметил, что все наши ресурсы создавались «своими силами». Имеется в виду, что у нас никогда не было денег на то, чтобы заказать производство сайтов профессионалам. По той же причине мы не смогли предложить зарубежным издательствам полный перевод книги. Учение не собирает взносов со своих последователей и не просит пожертвований, я не беру платы за обучение, — таким образом, мы не имеем никаких финансов. Поэтому всё приходится делать самим. Ввиду этого утверждение, что деятельность Учения финансируется Западом (см. выше), звучало особенно забавно. Хотя время от времени предложения о взносах поступают от тех или иных частных лиц. В прошлой части своего рассказа я упоминал о ста пятидесяти тысячах долларов, от которых пришлось отказаться. За время, прошедшее с тех пор, самым щедрым предложением стали полтора миллиона евро, которые также были отклонены. Так уж получается, что если предлагаются значительные деньги, то обычно из сомнительных рук. Предпочитаем не связываться. Конечно, трудно представить, что какое-либо учение может существовать и развиваться при полном безденежье. Да, это тормозит нас, лишает различных возможностей, не позволяет сделать многое из того, что очень нужно. Однако мы считаем так: это проблема, но не беда. Мы смотрим далеко в будущее, и потому не особо торопимся. Впереди у Учения много времени, — оно не ограничено десятками и даже сотнями лет, — и постепенно оно развернётся, не идя на сомнительные сделки. Это принципиально.

В то время, когда создавался журнал и позднее, у Учения стало больше последователей. Как и было сказано, большинство желающих долго не задерживается, — но некоторые остаются, учатся, вступают в Учение. Хорошей новостью для нас стало возвращение Амсана. Сейчас имеется небольшой коллектив, — правда, разбросанный по нескольким странам, что осложняет общение и совместную работу.

Несмотря на сложности, мы работаем над тем, чтобы дать возможность познакомиться с Учением как можно большему числу людей. Кроме сайта и журнала у нас теперь есть два YouTube-канала, — на русском и английском языках. Запущен также небольшой англоязычный сайт, посвящённый Учению. Оно теперь имеет страницы и группы в нескольких соцсетях. Его легко найти через поисковики, — по названию (Учение Единого Храма), названию книги (Возрождение учения Гермеса) или моему имени (Атархат). Несмотря на все трудности, сделано много. И работа продолжается.

Самым значительным событием в жизни Учения в последнее время стало появление летом 2020 года того, что можно назвать нашим первым программным документом, — «Декларации Учения Единого Храма». Она в сжатой форме, в 49 пунктах излагает мировоззрение Учения, его принципы, социальные убеждения и цели. Конечно, по причине краткости там отражены только самые основы. Но это официальное представление Учения миру, дающее возможность составить о нём мнение в самых важных моментах, касающихся его как явления. Значение «Декларации» для развития Учения трудно переоценить.

Что касается планов на ближайшее будущее, то это перезапуск сайта, работа над дальнейшими книгами пандэкта и популярной книгой об Учении, перевод на английский уже вышедшей книги и издание её за рубежом, и ещё много всего. Перечислять было бы слишком долго, да и незачем. Результаты будут видны по мере осуществления задуманного.

Хотя теперь всё стало гораздо сложнее. На ход нашей деятельности повлияла общая беда: вторжение России в Украину и продолжающаяся по нынешний день война. Она так или иначе коснулась всех нас, физически или психологически. Работать, даже просто писать статьи в журнал, в создавшихся условиях чрезвычайно тяжело. Приостановились или очень замедлились почти все наши проекты, вопрос о новом издании книги или других книг завис в неопределённости. Но мы продолжаем работать. Работать ради того, чтобы в будущем не было такой агрессии и войн. Мы уверены, что Учение сыграет в этом важную роль. Оно сможет изменить мир к лучшему. Мы и раньше, с самого начала, старались ради этого, — а теперь тем более. Каждая подобная трагедия служит для нас дополнительной мотивацией, чтобы что-то делать. Думаю, как и для любого нормального человека.

***

Вот таким получился рассказ о современной истории Учения. Он вышел, вероятно, несколько сумбурным и неровным. Что ж: непросто изложить события пятидесяти лет (всего) и почти тридцати лет (с начала откровения) на нескольких страницах. Остаётся надеяться, что это более-менее удалось. Конечно, очень многое пришлось оставить за кадром, ограничившись только самыми важными и необходимыми моментами.

Когда-нибудь будет написана подробная история Учения в нынешнем откровении. Правда, не знаю, когда и кем, и даже не стану предполагать. Будущее покажет. Ну а пока есть вот этот небольшой очерк в трёх частях. Что само по себе уже неплохо.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *