Порыв Икара

Нельзя бояться неизвестного. К нему надо стремиться.

Сериал «Следующее поколение»

Если посмотреть на то, как ведёт себя так называемая «живая природа», то человек, также к ней принадлежащий, на общем её фоне будет выглядеть странно. Не просто иначе, чем, скажем, животные, — это-то понятно, — а именно странно. Временами кажется, что его инстинкты работают со сбоями. Особенно самый главный: инстинкт самосохранения.

Это и впрямь главный инстинкт. Просто потому, что если он не будет работать, то все остальные инстинкты уже не понадобятся. Для человека это так же актуально, как и для животного.

В некоторых случаях инстинкт самосохранения у нас работает железно, и даже с избытком. Тогда человек больше всего думает о том, чтобы выжить, ведёт себя трусливо, ради выживания идёт на низость, подлость, жестокость. Выглядит это омерзительно, и про такого говорят, что он ведёт себя не по-человечески. Так что же, вести себя по-человечески — это значит легкомысленно, неосторожно, пренебрегая жизнью? Тоже нет. О таком, скорее всего, скажут, что он идиот. Выходит, норма, как всегда, где-то посередине? Можно сказать и так. Однако ведь пренебрегать опасностью и идти на риск далеко не всегда значит быть легкомысленным. Более того: без риска, на который часто идут люди, человечество не могло бы развиваться. Без него не было бы географических и других открытий, различных достижений и изобретений, поступков, двигающих вперёд эволюцию общества, и т.д. Всё по-настоящему большое и важное не даётся не только без труда, но и без риска. Иногда это даже не риск, а прямое жертвование собой. И при всём уважении к таким людям, самое интересное здесь даже не то, что они идут на это, а то, что это вообще возможно. Основной инстинкт оказывается потеснён со своих позиций, совершаются противоречащие ему поступки, — и это для человека в порядке вещей. Некоторые говорят, что человек — просто высокоорганизованное животное. Вот уж вряд ли. Если бы это было так, всё животное было бы в человеке выражено максимально, доведено до своих высших проявлений. Особенно инстинкт самосохранения. А мы видим нечто обратное. Чем более по-человечески он себя ведёт, тем больше он готов действовать наперекор этому инстинкту. Не потому что хочет умереть, а потому что уверен: есть вещи более важные, чем жизнь. Это для него нормально. И потому человечество развивается, цивилизация движется вперёд.

Так и должно быть. Это действительно по-человечески. И это предусмотрено для человека Природой, заложено в его сущность, связано с его предназначением. Почему же? В чём здесь суть?

Суть именно в том, что для человека действительно есть вещи более важные, чем жизнь. Он появился ради них, был создан эволюцией ради них. Что же это? Это активное изменение себя и мира ради более высокой ступени эволюции.

Животные в своей совокупности представляют собой пассивного участника эволюции. Они играют роль материала, из которого эволюционные процессы лепят то, что требуется для продолжения тех же процессов. Задача животного — выживать и размножаться (размножение относится к выживанию вида), тем самым увеличивая объём и качество эволюционного материала. Они не совершают поступков, двигающих эволюцию вперёд; они не управляют ею. Они просто дают ей простор для действия. И эта эволюция жизненных форм идёт чрезвычайно медленно. Но вот появляются осознающие — и ситуация резко меняется. Потому что они являются уже активным участником эволюции. Они работают с Духом, — и это главный её этап. Ради него и затевалась вся эта многомиллионолетняя эволюционная «тягомотина» на отдельно взятой планете, ради него и обрабатывался весь этот бесконечный эволюционный материал. Всё было для того, чтобы появились осознающие и начали изменять уже не материю, а Дух, делая его более совершенным. Теперь уже ход эволюции, её темпы и качество результатов зависят от них. Животные движимы эволюцией, а осознающие двигают эволюцию. В этом принципиальное различие первых и вторых.

И в этом истоки различий в их поведении. Они просто предназначены для разного. Если для животного главное — выживание, то для человека, как для осознающего, главное — продуктивное действие. А максимально продуктивное (в эволюционном смысле) действие связано с максимальными трудностями, максимальными усилиями и максимальным риском. Когда ставки повышаются в достижениях, они повышаются и в затратах. Чем ценнее обретённое, тем дороже приходится платить.

Стремление к действию, к поискам нового и открытиям, к творческому изменению мира заложено в человека на глубинном уровне, — ведь для этого он и существует. Для этого, а не просто для выживания. При всём при том главный инстинкт, заставляющий беречь жизнь, в него тоже заложен. И этот инстинкт не слаб и не притуплён; просто активная натура человека столь сильна, что часто отодвигает его на второй план. Для человека именно это — то, что я перечислял выше — ассоциируется с жизнью. Не тихое и боязливое выживание, как у животного, когда есть ограниченное количество отработанных действий, и больше не нужно, а всё новое пугает. Человек стремится всё время расширять и дополнять свой мир, стремится изменять его и себя. Ради этого он готов рисковать. Можно ли сказать, что он не мыслит себе жизни без риска? Так говорят, и звучит это ярко. Но это будет верно только в отношении адреналиновых наркоманов. О человеке же вообще правильнее будет сказать, что он не мыслит себе жизни без действия. Для него действие и есть жизнь. Риск же просто прилагается. Ну а тихое выживание для него подобно смерти. Потому что в таких условиях его тело выживает, а сущность умирает. Поэтому выбор между риском в увлекательном и необходимом творческом действии и гарантированной тихой и бесполезной смертью, в принципе, очевиден.

Это, однако, не означает, что инстинкт выживания должен игнорироваться. Он необходим, и к нему нужно прислушиваться. Ведь попусту разбрасываться жизнью действительно глупо. Даже можно сказать, преступно, — как выливать в канализацию ценное и необходимое лекарство. Жизнь должна работать на познание, развитие, творческое действие. Тут и находится та золотая середина, по отношению к которой трусость и глупый риск — две крайности, которые одинаково неприемлемы.

Способность идти на риск ради познания и действия, могущего что-то изменить к лучшему, — врождённая черта человека как такового. Мы таковы, потому что таково наше эволюционное предназначение. Насколько это проявляется в каждом из нас, и почему именно настолько, — совсем другой вопрос. Но человек несёт в своей душе порыв Икара. Испытать новое, сделать шаг в познании, преодолеть страх. И пусть это опасно. Так, пускаясь в рискованные путешествия, люди в прошлом открывали новые континенты, и так они в будущем будут открывать новые звёздные системы.

Смысл истории Икара не в том, что он рискнул и погиб, а в том, что он рискнул и показал: человек может летать. Человек нечто большее, нежели то, чем он сам себе кажется. Полёт Икара не убил его, а обессмертил.

Кто-то скажет: «Это же просто красивый миф». Да, верно: миф. Но даже как миф, как вымысел, это красиво. А ведь мы, люди, таковы на самом деле. И насколько же тогда наша реальность красивее, чем этот миф? Настолько же, насколько реальный полёт прекраснее полёта воображаемого. Настолько же, насколько живой человек интереснее и ближе персонажа с картинки. Каждый из нас находится в полёте. Нужно только осознать это. Тогда окажется, что до неба рукой подать.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *