Негатив и позитив

Учение — очень обширная система. Оно описывает целый мир, — в самом глобальном значении этого слова, от мира людей до Вселенной и беспредельного Бытия, — и потому оно само целый мир. Потому оно многообразно, и может представать в разных обликах. Точно так же на нашей Земле имеются ледники, где царит лютый холод, и пустыни, где царит безжалостный зной, величественные горы и равнины, уходящие за горизонты, спокойные тенистые рощи и душные опасные джунгли, умиротворяюще журчащие ручьи и устрашающе ревущие океаны, освежающие ветерки и буйствующие ураганы, мрачные ущелья и цветущие сады. Если бы некий иномировой пришелец стал знакомиться с нашим миром и взглянул бы на что-то из перечисленного, он мог бы подумать поначалу, что весь наш мир таков. И только обследовав его более тщательно понял бы, как он разнообразен на самом деле. С Учением примерно так же. Бросив на него первый взгляд и увидев одну из его граней, можно получить очень узкое, однобокое представление о нём. И большой ошибкой будет удовольствоваться этим первым впечатлением, не постараться расширить своё видение Учения. Хотя это будет означать только одно: что у того, кто ограничился беглым взглядом, и не было желания серьёзно познакомиться с ним, не было желания хоть немного в нём разобраться.

Такие случаи уже бывали, и не раз. Кто-то, мельком взглянув в сторону Учения, принимал его за религию. Кто-то упрекал его в том, что оно не придаёт достаточного значения любви. Кто-то увидел в нём абстрактную философию, оторванную от жизни. А кому-то оно показалось мрачным, сосредоточенным только на негативе. Всё это ошибки, заблуждения, возникающие вследствие поверхностного подхода и привычки делать скоропалительные выводы. Каждое из них заслуживает отдельного разговора. Некоторые из таких разговоров у нас уже были, и при случае к ним можно вернуться снова. Сейчас же я хочу коснуться последнего из перечисленных пунктов, а именно — мнения, что Учение видит вокруг только негатив и само несёт мало позитива.

Начну с того, что да, Учение в самом деле часто акцентирует внимание на человеческих пороках и на негативных явлениях в обществе. Такой подход вытекает из самой его функции, из стоящих перед ним задач. Для чего оно появилось? Для того, чтобы помочь людям изменить мир к лучшему, чтобы подсказать им путь к этому и дать необходимые инструменты для столь нелёгкой работы. Но если мир нужно менять к лучшему, значит, в нём много плохого, неправильного, — это логично, не так ли? А с чего же нужно начинать работу над изменениями? Естественно, с определения, где и что идёт не так. По сути, это тот же подход, что и в медицине. С чего начинается лечение? С постановки диагноза. Сначала выявляются симптомы, определяется болезнь, и тогда становится возможной борьба с ней. В данном случае пациент — наш мир, человеческое общество, человек как таковой. Невозможно помочь ему, не определив и не описав его проблемы. То есть не указав на то неправильное, негативное, что присутствует в мире, обществе, людях. Ну а поскольку проблем очень много, то и говорить об этом приходится много. Как бороться с отрицательным явлением, замалчивая его? Так что Учению приходится уделять много внимания таким вещам. Об этом я уже писал в другом месте. Учение должно объяснять людям, что не так, почему, и как с этими напастями бороться. Отсюда уделение большого внимания негативу.

Однако это не просто констатации того, как всё ужасно. Не разговоры о том, что мир плох, человек плох, лучше уже не будет, а будет только хуже, что грядёт конец света и неизбежная гибель всего и всех. Оставим такие разговоры религиям и тем самопальным мистикам, которые зарабатывают на панических настроениях в обществе. У нас всё как раз наоборот. Учение констатирует негатив лишь для того, чтобы показать, что это не путь в один конец, что отрицательные явления можно побороть. Да, многое очень плохо. Но это лишь этап. Состояние болезни, которое, правда, длится уже давно, но которое вполне преодолимо. Тому негативу, о котором мы ведём речь, противопоставляется позитив. Причём позитив победный. Учение говорит, что всё может измениться с плохого на хорошее, и что именно так должно произойти в итоге.

Приведу несколько примеров такого подхода. Примеров глобальных и ярких, позволяющих увидеть особенности отношения Учения к констатируемым им проблемам. Построим эти примеры как противопоставление негатива и позитива.

Негатив: вокруг всё плохо, мир на краю гибели. Всё — или весьма и весьма многое — действительно очень плохо. Казалось бы, худшие социальные язвы побеждены, они остались в прошлом, — но нет: они перешли в наше время, и к ним прибавились проблемы, характерные уже для него. Человеческие пороки никуда не исчезли, и появились новые способы их удовлетворения. Продолжаются войны, ненависть, насилие, дискриминация, расизм, даже работорговля, пусть уже и нелегальная, преступность всех сортов, включая новые её разновидности, коррупция, ложь, алчность и эгоизм, возведённые в культ, власть богатства, нищета, голод, новые болезни, — перечислять можно очень долго. В дополнение ко всему этому — экологическая катастрофа в мировом масштабе и оружие массового уничтожения, способное испепелить мир в считанные минуты. Позитив: всё это можно исправить, и мир не погибнет. Всё перечисленное — дело рук людей. Зло и беды в свой мир они приносят сами. А значит, сами же могут всё исправить. Человек больше создатель, нежели разрушитель. Он позволяет себе быть эгоистичным, но может научиться быть альтруистичным. Он создал разрушительное оружие, но может отказаться от него. И так во всём. У человечества достаточно ума, доброты и сил для того, чтобы отвести мир от края пропасти, на который оно само же его и привело, и достаточно талантов и трудолюбия для того, чтобы сделать его прекраснее, безопаснее, комфортнее и счастливее, чем когда-либо. Так и произойдёт. Что люди испортили, то они исправят, и сделают лучше, чем было. Не легко и не быстро, но сделают. Мир будет жить, и у человечества есть будущее.

Негатив: человек подвержен порокам, он совершает ужасающие преступления. Если задаться вопросом, что в мире самое ужасное, можно без колебаний дать следующий ответ: человек. Уже хотя бы потому, что именно он является вершителем зла. Он обладает свободой воли и может выбирать между правильным и неправильным, между добром и злом. Он часто выбирает зло, и сам приводит свой выбор в действие. Он в самом деле является носителем различных пороков. Он совершает всевозможные преступления, и бывает так жесток, что самому страшному хищнику оказывается далеко до него. Люди постоянно мучают друг друга; одни становятся причиной бед, от которых страдают другие. Люди своей алчностью и жестокостью, своим легкомыслием и небрежением довели мир, в котором они обитают, буквально до предсмертного состояния. Позитив: человек несёт в себе больше хорошего, чем плохого, и он может подняться так же высоко, как низко падает. Он является не просто носителем пороков, но их исправителем. Пороки проявляются в нём для того, чтобы быть преображёнными в положительные качества. Так совершенствуется Дух, частица которого есть в каждом из людей. Таково предназначение человека, и потому он способен преодолеть всё плохое в себе. Люди чаще выбирают добро, чем зло; да и зло они обычно выбирают по ошибке, принимая его за добро. Человек совершает не только злодеяния, но и подвиги, не только разрушает, но и созидает, не только губит других, но и спасает. Он довёл свой мир до плачевного состояния — но сам же его и спасёт. Человек настолько же хорош, сколь он плох, — и даже больше. Дурное в нём преходяще, а хорошее лишь становится сильнее. Поэтому человек — лучшее, что есть в мире.

Негатив: человечество разделено и враждует внутри себя, из чего проистекают неисчислимые бедствия и страдания. Действительно — будучи одним разумным видом, человечество умудряется находить бесчисленные поводы для того, чтобы разделяться на враждующие группировки, которые занимаются взаимной грызнёй, а то и резнёй. Вражда между народами, странами, вражда классовая, религиозная, вражда между богатыми и бедными, между приверженцами разных политических систем, вражда между начальниками и подчинёнными, вражда между сослуживцами из-за должностей, вражда в семьях, даже вражда между фанатами разных спортивных команд, и ещё много всяческой вражды. Как следствие этого — обман, подлость, ненависть, жестокость, обиды, страдания, смерть. Люди сами устраивают ад друг другу и самим себе. Позитив: в своё время человечество объединится и прекратит враждовать, люди научатся сосуществовать мирно, будут относиться друг к другу с уважением и любовью. Уже сейчас народы активно смешиваются. Однажды они сольются в единый мировой народ, и межнациональная вражда прекратится. Придёт время, возникнет единое всемирное государство, что исключит возможность межгосударственных конфликтов. Приход к единому общечеловеческому мировоззрению и выработка единого общественного строя устранит ещё несколько важнейших причин конфликтов. В обществе, устроенном разумно и справедливо, будет побеждена — может, не на 100%, но близко к тому — преступность, в том числе коррупция. Благодаря мировоззрению, воспитанию и образу жизни отношения между людьми станут гораздо более нормальными и здоровыми, что снимет огромное количество конфликтов, поскольку исчезнут поводы для вражды. Человечество станет другим. Оно станет лучше само, и жизнь его станет лучше. Правда, случится это не завтра. Человечеству придётся очень потрудиться, чтобы придти к такой жизни. Но оно сможет.

Вот так констатация негатива сочетается в Учении с позитивным взглядом на человека и будущее человечества. Думаю, приведённых примеров достаточно. И это не дешёвый оптимизм в стиле «Всё будет хорошо! — А почему? — А потому что!». Когда Учение говорит, что всё будет хорошо, оно говорит это с полной ответственностью, поскольку само способно обеспечить такое благоприятное для всех развитие событий. Если оно описывает такие перспективы, то оно берётся и воплотить их в жизнь. Потому что может. У него есть тот строительный материал, из которого строится новый, лучший мир. Дело за строителями. Со временем их будет становиться всё больше.

Подход Учения к жизни, к миру и человеку в действительности глубоко позитивен. На негатив оно указывает лишь для того, чтобы объяснить, что нужно и, самое главное, можно исправить. Используя известный пример, скажем так: Учение указывает на мечи, чтобы было понятно, что будет перековано на орала. Если кому-то кажется иначе, то он ошибается. Это от недостаточного знания Учения.

Если бы оно было пессимистично, если бы должно было лишь рассказывать о том, как всё плохо, в его существовании не было бы смысла. И потому не было бы его самого. Вот и всё. Учение может существовать лишь потому, что оно позитивно и оптимистично. Таково его отношение ко всему, — от качеств отдельного человека до дальнейшей судьбы Вселенной. И оно учит именно такому отношению к жизни. Ведь только так и можно жить по-настоящему.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *