Намерение как действие

С вами бывало так, что вы очень хотели и собирались совершить какой-то хороший, может быть, даже благородный поступок, но обстоятельства не позволяли этого сделать? Не такой, какой вы просто думали, что, скорее всего, смогли бы его совершить, а такой, какой совершили бы совершенно точно, без вариантов? Наверное, бывало. Как и со всеми прочими. Сколько хороших поступков, которые кто-то намеревался совершить, осталось не реализовано по тем или иным причинам? Вполне возможно, что их даже больше, чем реализованных. Ведь в действительности мы делаем меньше, чем можем, меньше, чем позволяет наш потенциал.

Когда остаётся несделанным что-то хорошее, это очень грустно. Во-первых, потому, что мир лишился этого хорошего. Во-вторых, потому, что человек, которому не удалось этого сделать, лишился возможности не только быть полезным для мира, но и, так сказать, получить несколько очков в моральном и духовном плане.

Что я имею в виду? То, что каждый осознанный поступок сопряжён с моральным выбором. Человек выбирает между положительным и отрицательным, — поступить ли хорошо или плохо, поступить ли хорошо, когда это трудно, невыгодно или опасно, поступить ли плохо, когда это приятно или выгодно. И в зависимости от того, что он выбрал в конкретной ситуации, происходит или не происходит совершенствование частицы Духа, которую он несёт в себе. Отката назад не бывает, — поэтому если выбор делается в неправильную сторону, в сторону плохого, Дух остаётся без изменений (неприятные последствия наступают, но не на уровне Духа, а на уровне материи и энергии). Если же выбор был правильным, то есть в сторону блага, то в этот момент Дух становится немного совершеннее. А может быть, и существенно совершеннее, — если это был поступок достаточно серьёзный. Ну например, ты готов был спасти другого человека, рискнув своим здоровьем или даже жизнью.

И вот ты был готов, собирался это сделать, и сделал бы, — да не привелось. Исчезла необходимость. С одной стороны, хорошо, никто не пострадал. С другой стороны, твоё самоотверженное намерение пропало зря. Ты хотел это сделать не ради духовных достижений; в тот момент ты не думал о них. Однако же они могли состояться, но не состоялись.

Или всё же состоялись?

Совершенствование Духа — не такой простой процесс, как может представляться. Он не зависит напрямую от поступка. Потому что поступок не бывает сам по себе. Ему всегда предшествует решение. А решение зависит от нравственного уровня человека, его понимания, его стремления к благу, его внутренней силы (что, понятное дело, не относится к поступкам, даже хорошим, совершаемым в состоянии безумия, помрачения, или под воздействием веществ). Всё это существует в комплексе, и продолжается в поступке, как во внешнем, практическом выражении. То есть поступок — это показатель того, каков человек, каковы его качества. И человек таков, и качества его таковы уже по факту, вне зависимости от того, отлилось это в форму поступка или нет. Если он добр, то он добр вне зависимости от того, есть ли у него возможность проявить доброту прямо сейчас, сию минуту. Если он готов на самопожертвование ради другого человека, то он готов на него всегда, — даже если прямо сейчас это никому не нужно.

А если так, то возникает вопрос: когда же он делает свой моральный выбор? Ведь если он уже готов на самопожертвование, то, значит, выбор уже сделан, сделан даже без прямой необходимости совершить поступок, или, точнее говоря, сделан до её возникновения, разве нет? Да, умозаключение правильное. Хотя выбор может быть осознанным (когда ты заранее отдаёшь себе отчёт, что при необходимости поступишь вот так) и неосознанным (когда ты об этом не думаешь, а при необходимости просто поступаешь так). Однако и то, и другое говорит о том, что в человеке произошли соответствующие перемены, появились соответствующие качества. И тем самым произошли перемены в его Духе, который стал совершеннее.

Вот такой интересный нюанс. Поступок является результатом выбора, — но выбор может быть и без поступка. И сам выбор как некий переломный момент может не быть осознан. Просто человек изменился, и теперь он поступает так, потому что это для него естественно. Нравственное и духовное развитие по большей части происходит именно так, — без фанфар и ярких демонстраций, без обязательных красивых поступков, остающихся в памяти людей. Чаще всё происходит внутри, за счёт постепенных изменений, могущих оставаться неочевидными даже для тех, кто их переживает.

Таким образом, всё может происходить и без поступков. Но поступок также имеет значение. Особенно если до того, как его необходимость назрела, внутренние изменения не были такими, как описано выше, и решение по их факту не оформилось заранее. То есть тогда, когда решение принимается осознанно, в тот момент, когда его уже просто приходится принимать. А до того, как ты оказался в этой ситуации, было совсем не ясно, как ты поступишь, — не ясно ни тебе, ни даже самой Природе, несмотря на то, что она видит тебя насквозь. Вот настал момент для проявления твоей свободной воли, — и ничего не предопределено и не известно заранее, и решать только тебе.

Момент, когда Природа, глядя на тебя, замирает в ожидании.

Ты совершаешь важный благой поступок — и твой Дух становится совершеннее. Может быть, тебе это обошлось дорого, — но оттого и совершенствование больше. Степень духовной значимости определяется — законами Природы, естественно — не только тем, насколько поступок необходим и важен в практическом смысле, но и тем, насколько труден он был для тебя. Это плюсуется к его практической ценности (т.е. к реальному результату). И чем труднее поступок дался тому, кто его совершил, тем больше его духовный эффект, тем выше его дополнительная значимость. Ведь лёгкие поступки не стоят больших усилий, моральных и волевых, и потому их духовный эффект не так велик.

Что же происходит, когда намерение оформилось, решение было принято, и ты действительно сделал бы то, что намеревался сделать, но не позволили обстоятельства или исчезла необходимость? Ясно, что практический эффект не реализовался, так как поступка совершено не было. Однако такое неотложное намерение расценивается Природой как внутреннее действие. Ведь ты уже решил так поступить, и преодолел все внутренние препятствия к этому. Например, если ты принял решение пойти на труды, потери, страдания, риск или даже смерть, то внутренне ты это уже сделал, для тебя это уже состоялось. И если оно не вылилось в поступок, то духовная ценность такого решения никуда не делась. Решение уже привело к духовным изменениям, твой Дух уже стал совершеннее. Это происходит не в сам момент поступка, а в тот момент, когда делается выбор.

Ещё раз подчеркну, ибо это принципиально важно: не мнимый выбор, не намерение мечтателя или человека, который обманывается в отношении самого себя, а выбор неотложный, за которым обязательно последовал бы поступок. Вопрос — как не обмануться насчёт себя? Тут однозначного ответа нет. Многие знают себя не очень хорошо и переоценивают свои возможности. Они принимают важные решения, а потом не могут этим решениям последовать. Тут проблема в том, что никто не может адекватно оценить собственный уровень и совершенно точно предсказать, на что он способен.

А вот Природа может. Ведь то, что в человеке, это её часть. Она видит человека насквозь, — но это потому, что она знает себя. Её законы работают в соответствии с тем, какова объективная реальность. Человек таков, каков он есть, а не таков, как он о себе думает (хотя можно суметь оценить себя и довольно точно). И законы Природы работают в отношении него такого, каков он есть на самом деле. Поэтому Природа не ошибается. Она точно знает, осуществишь ты принятое решение или нет. Потому что соответствующие изменения в тебе либо произошли, либо нет, и её законы действуют уже либо с учётом этих изменений, либо по-прежнему.

Себя обмануть можно, а Природу не обманешь. И если решение принято не по-настоящему, то для тебя ничего в лучшую сторону не изменится, твой Дух не станет совершеннее. Но если оно принято по-настоящему, то совершенствующий импульс сработает и без поступка. Природа его «засчитает».

Вот настолько важно решение, или подлинное намерение. По сути, оно равноценно действию, и внутренне работает как действие. Именно в таком качестве оно записывается в летопись Природы.

Это значит, что ничто по-настоящему важное и ценное для мира не пропадает бесследно. Даже намерение. Казалось бы, что оно такое? Даже не слово, не звук, а нечто ещё более эфемерное, нечто, не оставляющее следа. Однако же нет. Если это намерение настоящее, подлинное, тогда оно делает не просто большое дело, а самое важное дело: совершенствует Дух. А ведь Дух человека — это частица всеобщего Духа, частица души Творца. От того, насколько успешно она совершенствуется, зависит будущее Вселенной. И твоё намерение, если оно настоящее, влияет на это будущее, делает его лучше.

Так мы влияем на мир даже тогда, когда на зримом уровне, вроде бы, ничего не происходит. Нужно помнить о важности выбора и чистосердечного решения. И нужно постараться стать таким и жить так, чтобы в твоей жизни иных решений, кроме настоящих, не было.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *