Драгоценный пояс LXV, 1-2

Кто думает, что хорошо бы украсть, тот — вор. Деяния есть плоды желаний; и каковы желания человека, таков он и есть. (Драгоценный пояс LXV, 1-2)

Что делает человека преступником? Конечно, соответствующий поступок. Он потому и преступник, что преступил закон. И преступником он является, соответственно, с точки зрения закона. Но что если он хочет и готов совершить преступление, однако обстоятельства не позволяют ему этого сделать, — например, нет возможности, или слишком опасно? Для закона он в таком случае преступником не является. При этом он считает преступление допустимым, нормальным поступком, а может быть, даже и необходимым. То есть он уже совершил преступление в своей голове, в душе, в намерениях. Не в том смысле, что он его смоделировал мысленно, — люди часто представляют себе то, чего никогда бы не сделали, — а в том смысле, что признал его возможным для себя. Кто он тогда?

Как и было сказано, перед законом он чист, ибо ничего не нарушил. Но он человек с психологией преступника. Потому что у него нет ни внутреннего морального барьера, не позволяющего, скажем, украсть, ни отношения к закону как к тому, чего нельзя нарушать. Скорее всего, он внутренне отрицает закон и считает его досадной помехой, не дающей сделать то, что хочется или что выгодно.

Тут мы видим интересные моменты касательно определения не поступка, но человека. Вот например, можно ли того, кто не имеет моральных рамок и внутренне отрицает закон, назвать потенциальным преступником? Можно, — ведь он, скорее всего, совершит преступление, если к тому представится возможность. Но ведь теоретически любой может его совершить, — мало ли по какой причине. Может, у него будет помрачение рассудка. Или он вообще совершит какой-нибудь нормальный поступок, но закон окажется несправедлив и сочтёт это преступлением. Известная поговорка предлагает не зарекаться не только от сумы, но и от тюрьмы. То есть сказать, что отрицатель закона — потенциальный преступник, вовсе не значит дать ему удовлетворительное определение. Так можно, в принципе, сказать о ком угодно. А какое определение будет удовлетворительным? Возможно, «склонный к преступлению»? Это уже нечто. Потому что тот внутренний настрой, о котором мы говорим, именно и ведёт к преступлению; человек же с моральными нормами и уважением к закону не будет склонен к подобным поступкам. Или «злоумышленник»? Тоже неплохо. Он ещё не совершил дурного, но уже замышляет его. То есть признал его для себя возможным, внутренне разрешил его себе, решил его совершить и готовится к этому. Чем такой человек отличается от преступника? Только тем, что пока — именно пока! — не произвёл какого-то физического действия. Всё остальное он уже сделал в себе. Внутри он вполне состоявшийся преступник. Просто пока не выпустил этого наружу.

Вот и получается, что можно быть преступником с точки зрения закона, а можно быть им по сути. Да и с точки зрения закона — не факт, даже если что-то совершил. Закон может об этом просто не знать. На то есть ещё одна пословица: «Не пойман — не вор». Человек может быть преступником по факту, но не быть им признанным. Тогда он преступник? Преступник — это тот, кто совершил преступление, или тот, кто был в нём изобличён? Всё должно быть чётко — а оказывается мутно. Если же человек преступник по сути, то уже не имеет значения, сделал он что-то или нет, известно ли кому-то о его желаниях и намерениях или нет. Он уже себе психологически и морально разрешил преступление. Совершил его внутри себя. Конечно, его за это не арестуешь. Да и не надо. Речь здесь не об аресте и не о наказании.

Она о том, что каждый должен быть взыскателен к себе. Ибо если ты даже не совершил реального преступления, это ещё не означает, что ты не преступник. Возможно, тебя просто удерживают обстоятельства, а на самом деле ты к этому готов. Если так, то тебе нечем гордиться. Ты можешь быть приличным человеком для всех, и для закона в том числе, — но не для себя. Для себя ты преступник. И с этим надо что-то делать. С этим нужно бороться.

Лучше справиться с этим в себе, лучше измениться до того, как это вырвется наружу и облечётся в ужасный или постыдный поступок. Тогда окружающие не узнают, что рядом с ними ходил готовый преступник. И пусть не узнают. Или пусть узнают, — но как о победе, а не как о позоре.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *