Мысль или материя?

Согласно распространённой точке зрения, главным вопросом философии является вопрос о том, что первично — мысль, то есть сознание, или материя? Не будем сейчас разбираться, так ли это на самом деле, — тем более, что досконально разобраться и придти к объективному выводу о первостепенности данного вопроса едва ли возможно. Да и трактуется он по-разному. Тем не менее, вопрос очень интересный, и об этом имеет смысл поговорить.

Если изложить суть проблемы в самых общих чертах и максимально просто, то сводится она к следующему. Первичной может быть либо материя, либо сознание. Если материя, то это значит, что эволюционно усложнявшиеся материальные структуры в конце концов породили структуру достаточно сложную для того, чтобы в ней возникло сознание. Если же первым было сознание, то это означает, что оно породило материю и все её формы. То есть мы видим здесь спор не только материализма с идеализмом, но и эволюционизма с креационизмом. Ибо что есть сознание, предсущее материи, — иначе говоря, разум, бывший до материального мира и сотворивший этот мир из ничего? Это некая могучая сверхъестественная сила, обычно именуемая Богом. В таком разрезе становится более понятно, почему данная проблема претендует на статус основного вопроса философии. Ведь это вопрос о самом существовании и устройстве мира. Некоторые, правда, считают, что речь должна идти не о божественном сознании, а о человеческом, — что сразу же поворачивает проблему совершенно иной стороной. Но, как уже было сказано, она имеет не одну трактовку.

Пересказывать здесь относящиеся к ней концепции и дискуссии не место и не время. По данному поводу написано очень много, и желающие могут сами заняться более подробным изучением истории вопроса. Я же хочу коснуться его только в том ключе, в каком на него отвечает Учение. За основу, для простоты, возьмём то, как я сформулировал его выше.

На первый взгляд, с точки зрения Учения более правдоподобной выглядит первичность материи. Во-первых, оно начисто отвергает существование сверхъестественного. Значит, Бога нет по определению. Во-вторых, оно ясно говорит, что осознающие — т.е. разумные в привычном смысле этого слова существа — возникают именно в результате эволюции, которая порождает организмы достаточно сложные для того, чтобы в них пробудилось сознание. Казалось бы, всё ясно, и на этом тему можно закрывать. Однако же нет. Потому что, по Учению, нематериальное не обязательно должно быть сверхъестественным. Кроме того, если материализм не в состоянии объяснить происхождение материального мира, под которым обычно подразумевается Вселенная, то Учение очень даже в состоянии. Наука склоняется к версии о Большом Взрыве, но не может ответить на вопрос, откуда взялась взорвавшаяся сверхплотная точка энергии. Она, вроде как, просто появилась. А это уже не сочетается с материализмом и даёт уклон в религию. То есть по этой версии получается, что до появления материи и энергии должно было быть ещё нечто, некая первопричина. Ведь что-то не появляется из ничего, да ещё и просто так, без причины. Таким образом утверждение о первичности материи теряет опору.

По Учению же Вселенная — это преобразовавший себя Творец. Не сверхъестественный всемогущий Бог, творящий что-то из ничего, а высокоразвитое существо огромных масштабов, само появившееся в результате длительной эволюции и достигшее способности преобразовывать, перестраивать собственный организм. И если считать, что Большой Взрыв действительно произошёл, тогда сверхплотная точка энергии — это одна из стадий упомянутого преобразования. У неё была предшествующая стадия, а в самом начале процесса был Творец в том своём состоянии, которое предшествовало преобразованию. Обсуждать стадии подробно мы не будем, ибо в контексте нашего разговора сие не существенно.

А вот что существенно, так это то, что Творец — разумное существо. Был им до преобразования и остаётся сейчас, хоть и не осознаёт себя. Точнее говоря, осознаёт, но не целиком, а фрагментарно, через осознающих (см. выше), в которых проявляется его разум. До их появления разум Творца существовал в непроявленном виде, как потенциал, имеющийся у Вселенной. Затем эволюция привела к появлению осознающих в разных частях Вселенной, и потенциал заработал.

Что мы из этого видим? А то, что преобразование Творца во Вселенную было сознательным актом. Он знал, что делал. И делал не наугад, а, если можно так выразиться, спроектировав то, что и получилось в итоге. Верующие говорят о Божьем замысле, недоступном человеческому пониманию. Тут они почти попали в точку. У Творца тоже был замысел. Только Творец — не Бог, и во Вселенную он преобразовал самого себя, и это не было сверхъестественным актом, то бишь чудом, и замысел его может быть понят человеком. Но главное здесь то, что, повторю, это было совершено им сознательно. Сперва был осознанный и подготовленный волевой акт, потом появилась Вселенная со всей её энергией и материей. То есть в начале было сознание, была мысль Творца, и в результате её работы возникла материя. Однако это не идеализм. Известная нам материя, как и энергия, это одно из состояний того, что мы называем субстанцией, в самом широком смысле этого слова. До своего преобразования Творец тоже имел какое-то тело, состоявшее из субстанции, — но в незнакомом нам состоянии последней. Субстанция была тогда и есть сейчас, уже в знакомом нам состоянии. Поэтому имеет смысл говорить не о первичности сознания или материи, а о первичности сознания или субстанции. Так какой ответ мы дадим в таком случае? Такой, что коль скоро до своего преображения Творец был разумным существом и имел тело, состоящее из субстанции, и после преображения, уже будучи Вселенной, он разумности не утратил, то вопрос о первичности здесь вообще не стоит. Сознание и материя, сиречь субстанция, существовали и существуют одновременно, как атрибуты Творца, сиречь Вселенной.

Однако и на этом проблема ещё не закрыта. Потому что возникает новый вопрос: а что тогда насчёт происхождения Творца? Хорошо, для нынешней Вселенной проблема первичности неактуальна; но Творец ведь тоже является плодом эволюции, которая идёт в мире, где он обитает, — и что же первично для его мира?

Тут, на самом деле, возникает не один, а целая цепочка однотипных вопросов. Если для мира Творца всё обстоит так же, как для нашей Вселенной, то его мир ведь тоже часть чего-то. А как обстоит дело там? И так далее. Словом, мы неизбежно приходим к вопросу о причине причин, лежащей в истоке вообще всего. Там-то что было первым, сознание или субстанция?

Что ж, давайте обратимся к истоку, к Бытию. Оно беспредельно в пространстве и бесконечно во времени, — то есть было всегда и будет всегда. Доискаться самой-самой первой, наипервейшей причины, до которой ничего не было, невозможно. У любой причины, в свою очередь, есть своя причина, которая её породила, и следствие, которое из неё проистекает и превращается в новую причину. Эта бесконечность причин и следствий и есть Бытие. Одним из его качеств является субстанция, а одним из законов его существования является Разумное Начало. Бытие субстанционально, то есть вещественно в разных формах и состояниях субстанции, и разумно, хоть и не осознаёт себя целиком, а только фрагментарно, через свои частицы, — примерно как Творец сейчас. Это вещественность и разумность являются атрибутами Бытия и присутствуют в нём всегда, в бесконечность по времени назад и в бесконечность по времени вперёд. И что бы ни происходило в Бытии, в любой причине и любом изменении всегда присутствуют и субстанциональность, и разумность. Иными словами, для Бытия проблема первичности сознания и материи также неактуальна. Ничто из них не предшествует другому. Они всегда существуют одновременно, в беспредельности пространства и бесконечности времени.

Наша Вселенная такова, потому что таково само Бытие и всё, что существует в нём. Одновременность мысли и материи, то есть сознания и субстанции, — общий принцип для всего. Для причин и следствий, форм и состояний, всегда и везде. Рассмотрение подобной проблематики на уровне Вселенной — это такое сужение масштаба, которое не позволяет увидеть гораздо более глобальные законы и закономерности.

Однако в этом винить некого. Человечество мыслит соответственно своему уровню знаний, и проблемы перед ним тоже стоят соответствующие. В том числе и в области философии. И по той же причине они порой оказываются неразрешимыми. Но это пока. Тут с полным основанием можно сказать, что всё ещё впереди. Потому что перед нами само Бытие, беспредельный разум и бесконечная жизнь.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *