Фикция прав человека

10 декабря 1948 года произошло знаменательное событие. Какое? А вы не помните? Я не удивлён. Почти никто не помнит эту дату. Так, может быть, событие на самом деле не было столь уж знаменательным? Может быть. Так что же там произошло? В этот день была подписана Всеобщая декларация прав человека.

По чести говоря, уже само название документа порождает в душе сомнения. Выражаясь словами одного известного персонажа, «Чувствуется в этом какая-то неправда». И сомнительный момент, в общем-то, лежит на поверхности. Он заключается в слове «всеобщая».

В таких важных делах нужно быть очень осторожными в определениях, — потому что определения выражают суть того, о чём идёт речь. Что значит «всеобщая»? То, что права, о которых в ней говорится, это права всех людей. Хорошо. Но этого недостаточно. Недостаточно по одной простой причине: мало ли кто захочет объявить нечто всеобщим. Нужно ещё, чтобы это, во-первых, было признано всеми, а во-вторых, чтобы оно исполнялось всеми. Только тогда оно действительно станет всеобщим и будет иметь право так называться. А что мы видим в данном случае? Некая организация, пусть и международная, пусть и влиятельная, но сама по себе никак не всеобщая, установила некие критерии, определяющие права всех людей. Вопрос: а если кто-то не согласен с тем, что его права именно таковы, то можно ли считать, что они действительно являются для него правами? Ведь они являются таковыми не с его, а с чьей-то чужой субъективной точки зрения. Поэтому само название документа — а оно очень важно — звучит некорректно. Корректнее было бы что-то вроде «Декларация прав человека по версии ООН». Потому что сколь бы авторитетна ни была эта организация, вряд ли она имеет право решать за всех. Тем более, что даже в самой ООН при принятии документа не было полного единодушия, и мнения по некоторым пунктам разошлись.

Хочу подчеркнуть, что я веду речь не о самом содержании декларации, не о том, насколько правильны те или иные пункты, — тем паче, что это тоже было бы мнение, основанное на одном конкретном мировоззрении. Речь о самой сути декларации. Суть же её именно в том, что она претендует на всеобщность. Если она не будет всеобщей, то и особого смысла в ней нет. Я говорю именно об этом. Это самое главное.

Так может ли данная декларация на самом деле быть всеобщей? Объективно — нет.

Она носит рекомендательный характер, что уже само по себе подразумевает её необязательность. Она не признана в ряде государств. Тем самым она уже не является всеобщей. И даже в государствах, где она официально признана, её положения часто не соблюдаются. Обычно это стараются замолчать, вскрывающиеся факты нарушения прав человека отрицают. Таких случаев очень много. Порой это даже не очень-то и скрывают, а на претензии со стороны международных правозащитных организаций отвечают в стиле «Это наше внутреннее дело, и вас оно не касается». Упомянутые организации могут возмущаться и призывать нарушителей к порядку, но на практике обычно оказываются бессильны. У ООН, принявшей декларацию и претенциозно объявившей её всеобщей, нет средств и возможностей гарантировать соблюдение её положений даже там, где она официально признана. Поясню на примере, что это означает. Это как денежные знаки, не обеспеченные ни золотом, ни другими реальными материальными ценностями. То есть просто бумажки, на которых проставлен номинал и классическое «Написанному верить». Вот и «Всеобщая» декларация прав человека является, по сути, такой же бумажкой. Кому нужны права, которые в действительности ничем не защищены? Да, где-то они защищаются. Но «где-то» в данном случае совершенно недостаточно. Потому что декларация называется не «где-то соблюдающейся», а «всеобщей». Так что надо соответствовать. А вот не получается.

И не получится, пока не изменится ситуация в мире. Причём изменится кардинальным образом. Нечто всеобщее может быть действительно всеобщим и эффективно работать только на едином общем пространстве и при наличии единого центра, обеспечивающего эту работу. То есть в условиях объединённого человечества, единого государства и единого мировоззрения, на основе которого будут выработаны принципы прав человека. Только так можно обеспечить действенность подобных деклараций. В условиях раздробленного мира, когда в плане мировоззрения каждый тянет в свою сторону, когда государства волнуют не общечеловеческие ценности, а государственные или даже узконациональные интересы, когда существуют диктатуры, вытирающие ноги о права личности, и когда попытки призвать такие режимы к порядку зачастую осуждаются больше, чем преступления самих режимов, — в таких условиях любые декларации прав, претендующие на всеобщность, будут фикциями. Это всего лишь иллюзии, попытки самообмана, когда желаемое принимается за действительное.

Декларация прав человека — вещь архиважная. А значит, соблюдение её положений должно быть обязательным, оно должно быть гарантировано на законодательном уровне. Единый мир — единый закон — единое понимание прав человека — единые гарантии их соблюдения. Если нет этих условий, то подобный документ в принципе не может быть всеобщим. Это просто чьё-то мнение о том, какими должны быть права человека. Мнение, которое берут на себя смелость предложить как возможный вариант для последующего всеобщего принятия и выполнения. Не более.

Принципиально важно то, что это именно мнение, выработанное на основе определённого мировоззрения и опирающееся на определённую систему ценностей. Попытки распространить его — хотя бы в чисто декларативной форме — на сообщества с иными мировоззрениями и не совсем совпадающими ценностями будут попытками нарушить право этих сообществ на самоопределение. И в этом состоит внутреннее противоречие данной декларации. Официальная претензия на всеобщность — это уже покушение на права несогласных. Если понимать слова в их прямом значении. Ну а если нет, тогда можно всё перетолковывать как угодно и понимать как угодно, — что практически обесценивает слова, определяющие суть столь важного документа. Они просто ничего не будут значить.

Всеобщая декларация прав человека — фикция. Красивая, благородная, соблазнительная, обнадёживающая, — но всё же фикция. Иначе и не может быть до тех пор, пока мир раздроблен. Вариантов, претендующих на правильность, может быть столько, сколько существует мировоззрений, социальных учений, политических систем, государств, народов, вообще сообществ такого рода. Каждое из них имеет право предложить человечеству свой вариант декларации прав человека. Но вряд ли какое-то из них имеет право официально позиционировать свой вариант как всеобщий.

Итог таков, что то, чем мы располагаем на сегодняшний день («Декларация» ООН) — это совсем не то, что кажется. Нужно это ясно понимать. А чего-то по-настоящему всеобщего придётся ещё подождать. И, судя по всему, ждать предстоит долго.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *