Духовник и психолог, или Оптимизм уместен

Мне неоднократно приходилось слышать, как кто-нибудь ворчит в духе — вот, в наше время люди хлипкие, внутренне слабые, все ходят по психологам и всяким психотерапевтам, а раньше такого не было, прекрасно обходились без них, и вообще, эта мода возникла на Западе, а теперь вот и наши обезьянничают. И так далее, и тому подобное. Да что греха таить: я и сам когда-то рассуждал примерно так же. Потому что ну вот именно так всё это и выглядит. Для того, чтобы переменить своё мнение, потребовалось время, определённый опыт и понимание некоторых вещей.

В чём же суть перемен во мнении? Да просто в какой-то момент для меня стало очевидно, что ничего нового, по сути, не появилось. Именно по сути. Есть изменения по форме. Они тоже очень важны, — потому что форма в данном случае непосредственно связана с содержанием. Но суть явления, повторю, не изменилась.

О чём мы сейчас говорим? О том, что человек идёт, например, к личному психологу, чтобы побеседовать, рассказать о своих проблемах, получить какие-то разъяснения и советы, получить терапевтическую помощь. Специалист, наблюдающий его не первый год, хорошо его знает, ориентируется в обстоятельствах его жизни, имеет представление об истоках и развитии его проблем. На основании всего этого, а также определённых методик работы, он старается помочь подопечному. Порой даже получается. Тому в самом деле становится легче, какие-то проблемы удаётся совместно решить.

Ничего не напоминает? А если представить, что речь там не идёт о научных методиках?

Да, вот именно. Оказывается, такие психологи и психоаналитики были всегда. И люди всегда обращались к ним ровно за той же самой помощью. Речь, конечно же, идёт о духовных Учителях.

Под термином «духовные Учителя» я здесь условно объединяю всех, кто так или иначе трудился на этой ниве. Всевозможные жрецы, шаманы, священники, наставники, гуру, святые и отшельники, — словом, все те, к кому люди шли за наставлением и утешением. Чтобы было понятнее, приведу конкретный пример из близкой нам всем действительности. Возьмём христианского священника (конкретная конфессия тут значения не имеет). Кто он? Служитель Бога, понятно. Но его работа заключается не только в отправлении ритуалов, совершении таинств и ведении различных церковных дел. Он ещё и наставник, духовный опекун своих прихожан. К нему недаром обращаются «отец». Он должен быть в курсе жизни каждого прихожанина (в идеале), знать его проблемы, беды, характер, хорошие и дурные качества, надежды и чаяния, — то есть знать его, в самом деле, как хороший отец знает своего ребёнка. Можно сказать, видеть его душу. Тогда он сможет помочь духовному чаду, поддержать, утешить, вместе с ним разобраться в его проблемах, дать полезный совет, удержать от плохого и подтолкнуть к хорошему. А вместо научных методик он имеет методики духовные, а вместо научной картины мира у него картина религиозная. Но для своих подопечных он делает то же, что нынешний психолог или психоаналитик. Он сам вынужден быть психологом, хоть и без диплома, — потому что иначе нельзя. За годы общения с людьми, наблюдений, осмысления увиденного и накопления опыта хочешь не хочешь, а станешь своего рода психологом и душевным терапевтом, — если, конечно, вообще способен к такому роду деятельности. Или пусть не христианский священник, а китайский или индийский мудрец, к которому люди со всей округи идут за утешительной беседой, наставлением и добрым советом. Ну а для того, чтобы это им дать, мало быть специалистом в религии. Нужно быть специалистом в человеке, — и в человеке вообще, и хорошо знать, в частности, тех, кто к тебе обращается регулярно.

Так что люди прибегают к помощи психологов уже много тысяч лет, ибо нуждаются в этом всегда. Эту функцию во все времена выполняли духовные Учителя. И всем было понятно, насколько это необходимо: обычно считалось, что, по-хорошему, у каждого должен быть такой наставник, — священник, мастер, гуру, ребе и так далее.

Это вовсе не новое веяние. Просто выглядит оно сейчас несколько иначе, ибо очень сильно перетекло в научную плоскость.

С началом Просвещения религия стала утрачивать свои позиции, а потом наука в её современном виде начала триумфальное шествие по планете. Религия же всё больше теряла доверие, — как по причине очевидного несоответствия вырисовывающейся всё более чётко научной картине мира, так и по причине всё больше бросающегося в глаза несоответствия её служителей функциям, которые они должны выполнять. В плане последнего можно посмотреть на ситуацию, создавшуюся как в христианстве, так и, например, в буддизме. То и другое священство, по многочисленным фактам и свидетельствам, погрязло в жадности, пьянстве, блуде, стало весьма некомпетентным в собственной религии и равнодушным к нуждам верующих. Это было и раньше, — но раньше не имелось альтернативы. Теперь она появилась. И за советом и помощью стали чаще обращаться к специалистам, работающим на научной основе.

К тому же, появился ещё один фактор. Дело в том, с ростом популярности услуг психоаналитиков и психологов, коих появилось неимоверное количество и продолжает становиться всё больше, эти услуги стали всё больше превращаться в сервис. Причём недешёвый. А в задачи сервиса входит удовлетворение нужд клиента. Ещё общеизвестно, что кто платит, тот и заказывает музыку. Клиент приходит к такому специалисту для того, чтобы ему сказали то, что он хочет услышать. Для этого он специалиста и нанимает, за это ему и платит. Мало кому хочется услышать, что он неправильный, делает что-то не то, и должен постараться измениться. А как же самоуважение, а как же одобрение того, что нравится, а как же психологический комфорт? Сервису платят именно за комфорт и выполнение желаний, а уж никак не за то, чтобы тебе объяснили, что ты желаешь чего-то мерзкого и ненормального. Вот со священником сложнее. Он объяснит тебе, какова воля высших сил, ткнёт тебя носом в твою неправильность и предложит исправиться. А то и наложит церковное наказание. Даже если сам он далеко не идеал. Ведь против высших сил и их законов в любом случае не попрёшь. А спекулятивная психология оправдает и объявит нормальным и приемлемым почти всё, что угодно, заботясь о том, чтобы клиент не волновался, не лишился внутреннего комфорта, ушёл довольным и потом пришёл ещё. Религия, при всех её недостатках и заблуждениях, всё же пытается объяснить, что объективно правильно, — тогда как спекулятивная психология подгоняет понятие правильности под клиента. Даже не под конкретного, а под некоего совокупного клиента, следуя популярным в обществе потребления тенденциям.

В итоге прихожанин мутировал в клиента и пошёл не туда, где расскажут, как надо, — кстати, тоже не совсем бесплатно, как правило, — а туда, где ему скажут, что надо так, как он хочет. Хотя в последнее время в некоторых особо продвинутых и передовых церквях стали поступать так же. Если мораль не прибыльна, то и высшим силам придётся помолчать, отойдя в сторонку. Это борьба за выживание, ребята. Какая там вера, какая мораль?..

Так обстоят дела на сегодняшний день. Потребность в психологической помощи пришла из глубины тысячелетий и просто приняла новый облик. Это не мода, а жизненная необходимость. Так что по сути ничего не изменилось. Специалисты по психологической помощи были всегда, есть сейчас, и будут дальше.

Другой вопрос — какими они будут? Религия продержится ещё долго, но возвращения прежнего авторитета ей не видать, — если только общество каким-то образом не откатится назад, к донаучному восприятию мира. Спекулятивная психология, будучи явлением, плохо совместимым как с объективным взглядом на вещи, так и с моралью, идёт к тому, чтобы себя полностью дискредитировать. По идее, со временем должен сформироваться подход, основанный на восприятии мира как единой системы, где жизнь человека неотделима от законов природы, а мораль представляет собой некий общий для них знаменатель. Это подход, при котором объективное научное знание и духовность неразделимы, а религия оказывается невостребованной. При котором описание реальной картины мира, духовные наставления и психологическая помощь идут, так сказать, одним пакетом, — и потому всё эффективно работает. Притом бесплатно. Просто потому, что такой «пакет» для человека — предмет первой необходимости, он нужен для психологического выживания. Брать за это деньги — всё равно что брать плату за право дышать.

Будет ли так когда-нибудь? Конечно. Нормальное развитие человечества ведёт к этому. Вектор есть. И пусть пока что двигаться по нему получается так себе, это один из тех случаев, когда оптимизм уместен.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *