Почти по Алану Абелю

Наш журнал существует два года. Конечно, это не так уж много. Тем не менее, уже есть о чём поговорить, и можно подвести некоторые итоги. Но итоги — чуть позже. Сначала — небольшая ретроспектива, история появления журнала.

Сама идея такого издания назревала давно, — с конца девяностых. Было очевидно, что нечто в этом роде Учению необходимо. Но Интернет у нас тогда был в диковинку, а компьютеров ни у меня, ни у моих учеников не имелось. Поэтому речь могла идти только о бумажном издании, — не о журнале, конечно, а о газете. Хотя именно что только речь. Само предприятие оставалось нереальным. Прежде всего потому, что оно требовало финансовых вложений, — а денег у нас, естественно, не было. А также потому, что уже в то время даже просто опубликовать здесь статью подобной тематики стало невозможно; о выпуске же периодического издания речь идти и вовсе не могла. Так что мысль об издании газеты пришлось, скрепя сердце, отложить на неопределённо долгий срок. Столь долгий, что конца ему просто не предвиделось.

Несколькими годами позднее у нас появились компьютеры и доступ в Интернет. Тем самым появилась и возможность запустить электронное издание. Однако тогда об этом не было и мысли. Как потому, что все наши силы были сосредоточены на создании сайта Учения и попытках издать посвящённую ему книгу, так и потому, что лично мною идея электронного издания тогда не рассматривалась в принципе. Я с детства был неравнодушен к прессе, мог часами сидеть, обложившись подшивками журналов и газет, листая их, читая статьи, рассматривая иллюстрации. Для меня понятия «журнал» и «газета» всегда ассоциировались с бумагой, шелестом страниц, запахом типографской краски, руками людей, через которые проходят печатные издания. И сама мысль о том, что всё это может быть заменено эфемерными и безжизненными электронными страницами, казалась прямо-таки кощунственной. Я долго не мог принять этого. А тем временем наблюдал, как бумажные издания, даже старые и солидные, обзаводятся электронными версиями, и как возникают уже чисто электронные издания. Фактически, это были просто сайты, которые лишь назывались «журналами», — что казалось мне издёвкой над самим институтом прессы. Возможно, кто-то скажет «Отстал от жизни». Я же не считаю, что все новые веяния следует сразу и безоговорочно принимать на «ура» только потому, что они представляются прогрессивными. Далеко не все они действительно хороши.

В данном случае мне пришлось признать, что электронные издания по своей сути отвечают нынешнему времени, так как Интернет — мощнейший инструмент в деле донесения информации до людей. Хотя тот факт, что газетами и журналами теперь называются сайты, продолжал коробить. Поэтому когда около трёх лет назад один из учеников поднял вопрос о создании электронного журнала, я поначалу не уделил этому внимания. Однако затем стал замечать, что мысленно постоянно возвращаюсь к данной теме. К тому же, свою роль сыграло и ещё одно обстоятельство. Я завёл тогда собственный блог. Просуществовал он недолго: сервер, на котором он был расположен, закрылся. Блог так и не был нами восстановлен. Но переосмыслив полученный опыт, я понял, что мой блог, в сущности, представлял собой тот же электронный журнал, куда я писал вполне журнальные статьи. Это понимание и послужило той каплей, которая склонила чашу весов в пользу создания журнала. Статьи же с блога были включены в его первые номера.

Итак, он существует. Два года, двенадцать номеров, более двухсот опубликованных материалов. Самое время задаться вопросом: получается ли всё так, как нужно? Соответствует ли журнал своим задачам? Хотя для того, чтобы ответить, сначала нужно задать другой вопрос: в чём именно заключаются его задачи?

Он называется «Наше пространство». Название само по себе говорит о многом. Прежде всего, журнал предназначен для того, чтобы знакомить людей с Учением. Учение — это то пространство, в котором живём мы, его последователи. Оно обширно и глубоко, и нам есть о чём рассказать и что показать. Но Учение неотделимо от мира, в котором и ради которого оно существует. А «мы» — это также и люди как таковые. Наше пространство — это мир, в котором мы обитаем. Это человечество, общество, наша планета, Вселенная и то, что лежит за её пределами. То есть журнал посвящён не только Учению как системе взглядов и всему тому, что непосредственно касается самого Учения, но также людям и миру вообще. Его жанр определён нами как «духовно-познавательный». Познавательность в данном случае может относиться как к собственно духовным вопросам, так и ко многому другому. В идеале это должен быть журнал широкой тематики, освещающий самые разные стороны жизни, рассказывающий обо всём, что интересно и познавательно, — но с особым акцентом на ознакомление читателя с Учением и на рассмотрение окружающей реальности с позиций Учения. Как специализированное в своей основе издание, он должен быть интересен, прежде всего, тем, кто изучает Учение. Однако не только им, но и тем, кто всегда рад почитать что-нибудь просто интересное и познавательное.

Проанализировав сделанное, можно констатировать, что первая и основная часть задачи выполняется успешно. Об Учении рассказывается много и, надеюсь, достаточно понятно. Некоторые его аспекты именно на страницах журнала были раскрыты более полно, чем в каких-либо ещё наших материалах, включая пандэкт. И вот здесь хочу особо подчеркнуть следующее. Благодаря тому, что основу журнала составляет изложение Учения, номера не устаревают. Материалы №1, за редким исключением, так же актуальны, как и материалы №12, и будут так же актуальны, как и материалы №100. Изложение собственно мировоззрения, рассказ об устройстве и особенностях Учения как такового, ответы на вопросы о нём, рассказ о текстах пандэкта, разбор цитат из его текстов, освещение отношения Учения к различным явлениям окружающей действительности, раскрытие его взгляда на взаимодействие человека и Вселенной, — всё это всегда актуально и практично. То есть фактически это не просто журнал, а формирующаяся база данных по Учению, постоянно пополняющийся справочник, своего рода учебное пособие. Это издание не коммерческое и не новостное, мы не ставим себе целью завладеть вниманием читателя, предлагая ему злободневную, «горячую» информацию и рассказ о последних событиях. Будь это так, первые материалы каждого номера устаревали бы уже к моменту выхода последних его материалов, и даже ещё быстрее. Но поскольку «Наше пространство» является собранием всегда актуальной информации по Учению, более ранние номера по отношению к более поздним устаревают в той же степени, в какой первые страницы энциклопедии устаревают по отношению к последующим.

Это и есть основная цель: не просто рассказать об Учении, но и создать посвящённую ему базу данных. Параллельно с журналом эта задача выполняется на YouTube-канале Учения.

Что до второй части задачи, то есть познавательного аспекта в более широком смысле, то здесь всё пока что находится в зачаточном состоянии. Публикуются заметки по поводу некоторых новостей, — таких, например, как смерть Фиделя Кастро, события в Каталонии, трагедия дельфинов в Новой Зеландии, легализация в Нидерландах самоубийств с чужой помощью, филиппинские события, казнь Сёко Асахары. Публикуются небольшие материалы по поводу некоторых памятных дат и праздников, некоторых личностей, — например, столетие революции, столетие со дня рождения Нельсона Манделы, День Победы, 8 марта, 11 сентября, день гибели Николая Гастелло, день первого полёта человека в космос, день рождения Лео Таксиля. Всё это можно назвать познавательным, с большей или меньшей натяжкой. Однако этого недостаточно. Познавательный аспект должен быть значительно шире. Он может включать в себя материалы самой разной тематики, — от науки и техники до искусства и хобби. В качестве примера приведу рубрику «Достойное кино», посвящённую, как это ясно из названия, хорошему кинематографу. Предполагается, что со временем общепознавательная часть журнала будет расширена, включит в себя отдельные материалы и целые рубрики разной интересной тематики (принципиально исключая политику и сплетни из мира шоу-бизнеса). «Со временем» — потому что в журнал пока ещё просто не пришли авторы, которые могли бы обо всём этом писать. Так что основные этапы его развития и роста ещё впереди. А пока закладываются основы.

Здесь напрашивается законный вопрос: могут ли в «Нашем пространстве» сотрудничать авторы, не принадлежащие к Учению? Ведь это концептуальное издание, посвящённое одному конкретному мировоззрению. Да, издание концептуальное. Это означает, что точка зрения авторов должна вписываться в концепцию, не противоречить ей. Мы не можем заявить стандартное «Точка зрения авторов может не совпадать с точкой зрения редакции». Однако это касается только мировоззренческой и моральной части. То есть поскольку мы позиционируем УЕХ как истинное учение, страницы журнала не могут быть предоставлены в качестве трибуны для пропаганды какого-либо другого учения как истинного. Точно так же в нём не могут публиковаться материалы, пропагандирующие то, что по Учению считается аморальным. В случае же, когда отношение автора к тому или иному явлению совпадает с отношением Учения, публикация вполне возможна. В качестве примера приведу статью об абортах из №4. Её написал человек, не принадлежащий к Учению, и основания для осуждения абортов у него свои. Но совпадение позиции налицо, и материал был опубликован. Что же до чисто познавательной области, где не преследуются цели вынесения духовно-моральных оценок, то тут ещё проще. Здесь возможно сотрудничество с авторами, могущими предложить просто интересные материалы, независимо от мировоззрения самих авторов.

Плохой новостью для них может быть то, что поскольку издание не коммерческое, никак не финансируется и никак не зарабатывает, то и гонорары авторам статей не выплачиваются. Сотрудничество может основываться только на простейшем взаимном интересе: автор предоставляет журналу интересный материал, журнал предоставляет автору площадку для того, чтобы высказаться. Чем больше будет появляться разнообразных и интересных материалов, тем значительнее будет становиться эта площадка. В перспективе журнал должен стать интересным не только для тех, кто изучает Учение.

Умерший на днях Алан Абель, мастер фейков и мистификаций, как-то сказал: «Прессе нужна аудитория, и единственный способ ее заполучить — это в избытке писать про извращения и катастрофы». Звучит довольно цинично, — но поспорить с этим утверждением трудно. А что получится, если примерить его на «Наше пространство»? Ведь играть на интересе аудитории к извращениям и катастрофам — не наш метод. Так-то оно так… Но в итоге всё равно получается почти по Алану Абелю. То есть речь так или иначе идёт об извращениях и катастрофах, — как бы странно это ни звучало для издания духовной (по преимуществу) тематики. И даже именно потому, что духовной. Только в данном случае рамки этих понятий расширяются. «Извращение» — это уже извращение не в узко-сексуальном смысле, а в широко-нравственном, как то, что противно человеческой природе и естественным законам Мироздания. В этом смысле таковым являются как сексуальные извращения, так и, например, ложь, гордыня, жестокость и т.д. То же самое и с катастрофами. Разрастание в обществе потребительского отношения к жизни, эгоизма, жестокости, безнравственности вообще, во всех смыслах, ложной духовности, — всё это самые настоящие катастрофы, результатами которых становятся другие катастрофы, выражающиеся уже в конкретных событиях. Об извращениях и катастрофах вот в таком, широком смысле, наш журнал говорит постоянно. Уже хотя бы потому, что в задачи Учения входит борьба с ними. Оно для этого пришло в мир. Соответственно, это занимает большое место на страницах журнала. Настолько большое, что на сегодняшний день он является более духовно-полемическим, нежели духовно-познавательным. Это полемика с отрицательными явлениями, набирающими силу или уже процветающими в обществе, с самим приятием их обществом как нормы.

Получается по Алану Абелю, — да не совсем. Поэтому озвученный им принцип едва ли работает на пользу «Нашему пространству». Скорее, он работает против. И именно из-за расширения понятий «извращение» и «катастрофа» и той полемики, о которой было сказано выше. Ведь критикуя отрицательные явления в человеческой жизни и обществе, мы критикуем самих людей как носителей этих явлений, и само общество, состоящее из этих людей. В объектах нашей критики многие видят — и совершенно справедливо — самих себя. Такая вот незадача: ты открываешь журнал, рассчитывая почитать о чьих-то гаденьких сексуальных заморочках или о том, что где обрушилось или взорвалось, — а тебе рассказывают о том, как нехорош ты сам и как неправильно ты живёшь. И главное, что всё, что тебе говорят, оказывается морально обоснованным. Это обижает. Что для людей обиднее правды? Да ничего. Даже ложь обижает меньше. И это тоже извращение. В итоге нельзя сказать, что журнал пользуется большой популярностью. Уже просто потому, что он говорит не то, что хотело бы слышать большинство читателей. Люди ищут оправданий своим порокам, а не их разоблачения. Им неприятно читать о себе правду. Так что читателей у «Нашего пространства» пока не так чтобы много.

Меня спросят: «В чём же тогда смысл затеи? Ведь любое издание, чтобы быть популярным, должно бороться за читателя, должно привлекать его, а не отпугивать». Я отвечу: смотря что ставить его целью. Обычно это бывает финансовый интерес. Издания стремятся к популярности для того, чтобы зарабатывать на продажах, на рекламе и т.д. Это бизнес-проекты. Но не в нашем случае. Наш журнал создан не ради прибылей, у него другие цели. Поэтому он не заигрывает со вкусами публики, не старается продать себя. Конечно, проблема налицо, — ведь для издания, специализирующегося на ознакомлении людей с определённым духовным путём и, так сказать, на исправлении нравов, большая аудитория важна не менее, а даже более, чем для издания коммерческого. Да, верно. Но не в ущерб основной задаче. В чём действительно нет смысла, так это в том, чтобы ради привлечения аудитории умалчивать о том, чему посвящён журнал. Тут одно из двух: либо более быстрый набор популярности, либо соответствие журнала его предназначению. Мы за деньгами не гонимся, и потому выбора как такового перед нами вообще не стоит. Возможен только второй вариант.

В сущности, это общая проблема журнала и Учения в целом. Оно тоже не принимается на «ура», и последователей у него пока немного. Причины те же: одним не нравится, что Учение позиционирует себя как истинное, другим не нравится, когда им рассказывают об их недостатках. Но быстро решить эту проблему и набрать последователей и читателей можно только одним способом: отказаться от предназначения и начать предлагать не то, ради чего существуют Учение и журнал, а то, что востребовано и на чём можно заработать очки. В данном случае это равносильно самоубийству как самого Учения, так и плоти от его плоти, журнала. Поэтому мы не рвёмся набирать очки, а действуем по принципам «Лучше меньше, да лучше» и «Тише едешь — дальше будешь». Большие дела не делаются быстро, и всё придёт со временем. Главное — работать в нужном направлении. Работать упорно и терпеливо.

Такова ситуация на сегодня. Журнал постепенно развивается и расширяется, время от времени прирастая новыми рубриками. Число написанных для него материалов стабильно увеличивается, неустаревающая база данных по Учению пополняется. Что касается недостаточной пока общей познавательности, то со временем и это выправится. Пока же можно с удовлетворением отметить, что 12 номеров — уже неплохое достижение, учитывая то, что без трудностей и неприятных сюрпризов не обходится. Взять хотя бы хакерскую атаку, на несколько дней парализовавшую работу сайта журнала. Ничего непоправимого тогда не случилось, и всё было восстановлено, — но поволноваться пришлось. И кто знает, какие подводные камни ждут впереди…

Поживём — увидим. А пока что продолжаем работать, как обычно. И приглашаем вас в наше пространство, дверью в которое может стать этот журнал. Приглашаем в гости, просто взглянуть, или на постоянно, если будет такое желание. Читайте, знакомьтесь с Учением. Всё это делается для вас.

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *