Не все работы хороши

Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!

В. Маяковский. «Кем быть?»

Во времена моего детства цитаты из «Кем быть?» были известны всем, — даже тем, кто не читал самого произведения. Для детей оно зачастую становилось первым кратким гидом по профессиям. Так сказать, одним из первых шагов во взрослую жизнь. Ну а заключительные строки, приведённые здесь в качестве эпиграфа, вообще приобрели практически лозунговое звучание. Формулировка звучная и очень обобщающая, и оттого впечатляющая. Хотя, конечно, не все работы на самом деле хороши. Поэтому когда слышишь эти слова, появляется спонтанное желание добавить оговорку, начинающуюся с «Кроме…».

Труд облагораживает, — это правда, как бы не высмеивали эту формулировку. Но не любой труд. В разные времена и в разных культурах те или иные виды деятельности считались недостойными и даже позорными, — но при этом, часто, необходимыми. Встречались и такие, которые просто не были включены в перечень разрешённых профессий. Ну и, конечно же, криминальные специальности. Тоже ведь профессии, только вне закона.

Эта тема актуальна и для Учения. Как мировоззрение с весьма чётко определяемыми моральными нормами, оно выделяет ряд профессий, которые являются негодными для последователей. То есть таких, заниматься которыми неправильно. Актуально ли это? Конечно. Учение — не просто умозрительная система, некий набор картинок об устройстве Мироздания. Оно практично, — ибо познаём мы для того, чтобы понять, как правильно жить, понять, для чего это нужно, и научиться этому. Учение должно быть для последователей образом жизни. Под это определение подпадает и работа. Если нужно не совершать аморальных поступков в принципе, то как можно заниматься профессиональной деятельностью, в рамках которой совершение таких поступков является нормой? Называть Учение своим мировоззрением, и при этом зарабатывать на чём-то, что ему противоречит, значит лицемерить. Конечно, никто не требует от последователей, чтобы они оставляли работу из-за её несоответствия Учению. Каждый выбирает сам, кем ему быть. Но вместе с тем он выбирает также, быть ему или не быть лицемером. Поэтому в таких вопросах нужно ориентироваться.

Безусловно, тема профессий заслуживает отдельного разговора. Их можно классифицировать по Учению, — обычные, особо важные, нежелательные, неприемлемые и т.д. Но сейчас я хочу просто привести ряд примеров занятий, неподходящих для последователей. Тем более, что к этому списку относятся некоторые виды деятельности, дозволенные законом и не считающиеся предосудительными.

Но начнём всё же с упомянутых выше криминальных специальностей. О них можно было бы и не говорить, — потому как с ними, вроде, всё и так понятно. Однако сказать имеет смысл. И чётко обозначить следующее: добывать таким образом средства не только на жизнь, но и на те или иные благие дела, неправильно. Для преступной деятельности нет оправданий.

Следующим пунктом у нас пойдёт то, что вплотную примыкает к преступной деятельности, и кое-где уже разрешено, а кое-где запрещено. Самый последний пример, пожалуй, — узаконивание в ряде стран употребления и продажи марихуаны. Учение выступает против наркотиков и их легализации. Это означает, что для его последователей неприемлемо работать в этой сфере, — то есть выращивать марихуану или торговать ею, даже если официально это разрешено.

Другой неприемлемый род деятельности — так называемая секс-индустрия. Прежде всего, проституция и всё, что с ней связано. Затем, порнография, — как её производство, торговля ею и вообще распространение, так и съёмки в ней, а равно и написание порно-литературы, издание её и, опять же, торговля ею. Сюда же примыкает владение всевозможными секс-шопами, работа в них и производство продающейся там продукции. Сексуальная сфера — это сфера отношений между супругами, любви и порождения новой жизни. Превращать её в парк извращённых развлечений и в средство зарабатывания денег на разврате — неправильно. Так нельзя. И не следует работать в этой сфере, тем самым поддерживая её.

Представляю, сколькие из людей, читающих эти строки, могут презрительно рассмеяться или зло выругаться. Что ж, это входит в программу. И пусть они знают, что не всех ещё приучили признавать чёрное белым, а дерьмо мёдом.

Далее, производство алкоголя и табачных изделий и торговля ими. Тут как с марихуаной: Учение против этого, его последователи не должны этого употреблять и содействовать тому, чтобы другие употребляли. Даже если содействие выражается в работе простым рабочим или, скажем, шофёром на предприятии, производящем спиртные напитки, в разработке для них этикеток, продаже их в магазине или баре и прочем скромном участии. Какая разница, что именно ты делаешь, если тебе точно известно, что дело в целом является неправильным, вредным для людей и мира?

Теперь приведу несколько примеров того, как сама сфера деятельности может быть полезной и даже необходимой, но некоторые области внутри неё оказываются для последователя Учения неприемлемыми. Это относится, прежде всего, к той же торговле. Работать там, где продают, скажем, хлеб, одежду или бытовую технику для него вполне нормально, а там, где продают алкоголь и сигареты, — нет. Другой пример — медицина. Это одно из самых благородных и нужных занятий. Однако порой медицина признаёт нормой вещи, которые Учение не приемлет категорически. Одна из них — аборт. Вторая — начавшая кое-где узакониваться эвтаназия. То и другое по Учению является убийством. Поэтому его последователи-медики не должны этого делать. Ещё один пример также связан с убийством. Учение против смертной казни, и для его последователя неприемлемо быть тем, кто приводит в исполнение смертные приговоры. То есть, проще говоря, палачом, — даже если он является сотрудником правоохранительных органов, работа которых в целом благородна и жизненно необходима обществу.

Ну и в заключение этого небольшого экспресс-обзора — пара-тройка примеров занятий, которые не являются принципиально неприемлемыми для последователей Учения, а просто нежелательны.

Скажем, то, что связано с косметикой. Сама по себе она не является чем-то столь же вредным, как алкоголь или табак, но приучает людей к ложным ценностям. Я, разумеется, имею в виду не лечебную косметику, а ту, которая создаёт ложные лица. Нужно уметь ценить естественную красоту человека; а если с таковой проблемы, тогда это следует принимать как данность. Не очень симпатичная внешность не делает тебя хуже, если ты сам по себе хороший человек, а нарисованная красота не делает лучше, если нехороший. Комплексовать по такому поводу не стоит. И незачем пытаться обмануть других и себя, пряча лицо под слоем краски и т.п. Ты всё равно не станешь красивее: ведь маска — это не ты. Поступать так — неправильно, и поощрять это в других — неправильно. Поэтому лучше не производить такую косметику, не продавать её, не рекламировать. Это не преступление, но просто нечто абсолютно ненужное. Другой случай — производство и продажа оружия (имеется в виду, законные). Насилие — это плохо, и следует избегать его применения, насколько это возможно. К сожалению, порой оно оказывается необходимым, как меньшее зло, — для оборонительной войны, борьбы с организованной преступностью, самозащиты и в прочих подобных ситуациях. А оружие оказывается необходимым как его инструмент. Получается, что производство и торговля оружием — одновременно и зло, и благо. Поэтому заниматься этим хотя и нежелательно, но допустимо. Несколько похожим образом обстоит дело с профессиональной военной службой. Это связано с насилием, но может оказаться необходимым. Понимая всё, каждый решает для себя, может ли он на это пойти.

Вот на сегодня и всё.

В своё время мы поговорим на тему профессий и занятий более подробно. Пока же ограничимся таким вот кратким экскурсом, который должен дать самое общее представление о подходе Учения к данной сфере жизни. Суть в том, что для нас это не просто вопрос заработка, но, как и всё остальное, вопрос совершенствования или разрушения себя и мира. Если смотреть под таким углом, даже самые тривиальные вещи начинают выглядеть иначе.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *