Одно из величайших умений…

Одно из величайших умений, очень облегчающих жизнь, — умение отказаться от того, чего у тебя нет. (Высказывания)

Много ли нужно человеку? На самом деле — гораздо меньше, чем кажется. Ну а почему ему кажется, что нужно больше? В частности, потому, что он не видит самого себя как того, кто имеет конкретное место в системе мира. Когда человек не знает себя и своего места, то он не знает, что именно ему нужно. И в нём растёт эгоизм, он становится похож на чёрную дыру, стремящуюся засосать всё, до чего можно дотянуться. С другой стороны, кто обычно ведёт самую скромную, порой даже аскетичную жизнь? Те, кто имеет ясно определённое мировоззрение, и в соответствии с ним чётко определяет своё место в мире и свои цели. Такие люди хотят только того, что им действительно нужно по их месту и предназначению. И обычно оказывается, что нужно очень мало. Порой удивительно мало. При этом они эффективно функционируют в своей системе. Тогда как банальный эгоист хватает всё, при этом сам будучи не просто бесполезным, но даже опасным для мира.

Желание иметь то, чего у тебя нет, бывает оправданным, — когда ты хочешь иметь нечто действительно необходимое, то, в чём ты жизненно нуждаешься. Если же ты хочешь иметь излишнее, причём не чуть-чуть, а много, тогда это уже жадность. Жадный человек — несчастный человек. Он подобен голодному рту, который никак не может насытиться. Его голод постоянен и мучителен. Есть род пытки — пытка голодом. Так вот жадный человек — сам себе палач. Он безжалостно истязает себя всю жизнь, и своим затуманенным от этой боли сознанием даже не понимает, что можно жить иначе. Он в мыслях уже заранее считает своим то, что ему пока не принадлежит и принадлежать не будет. Он тянется как бы не за чужим или ничейным, а за своим. И когда не может этого заполучить, страдает, — так, словно лишился своего, словно у него это отобрали, ограбили, обидели.

То же и с завистью. Завистник воспринимает реальность так, будто другой владеет тем, что должно принадлежать ему. Это ощущается им как несправедливость, — и он страдает. Его страдания агрессивны: его зависть зачастую переходит в ненависть, он желает зла тому, кому завидует. И при случае сделает ему зло, — как бы наказывая, или же устраняя конкурента.

Жадность и зависть — недуги души, мучительные для самого недужного и опасные для тех, кто его окружает. Такой человек не умеет отказаться от того, что ему не принадлежит. Но ведь отказаться можно только от своего; что не находится в твоём владении или праве, от того отказаться нельзя, не так ли? В том-то и дело. Такой человек из-за своего искажённого восприятия оказывается в капкане: он не может получить то, чего хочет, и отказаться не может тоже. Отсюда его боль. А если бы он умел отказаться от того, что и так не его, эта боль ушла бы. Он перестал бы жить иллюзией, отнимающей силы и распыляющей их в пустоту, высасывающей его заживо. Он сразу избавился бы от своей проблемы, от постоянной изнурительной погони за недостижимым. Его жизнь стала бы другой — более лёгкой и радостной. И сам он сделался бы другим человеком.

Очень важно уметь отказаться от того, что не твоё, да при этом ещё тебе и не нужно. Важно настолько, что порой имеет смысл даже перегнуть палку в обратную сторону. Лучше отказаться от того, что нужно, чем гнаться за тем, что не нужно. Даже если такой отказ несколько осложнит твою жизнь, он сделает лучше и сильнее тебя самого.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *