Ещё раз о гносалетэйе

В прошлом номере нашего журнала уже шла речь о гносалетэйе. Пояснялось, как появился этот термин и что он обозначает, а сама гносалетэйа позиционировалась, прежде всего, как метод познания. Сейчас я хочу несколько расширить этот подход, раздвинуть рамки понимания гносалетэйи как таковой.

Было сказано, что гносалетэйа — это «метод познания, которым пользуются последователи Учения: соединение информации, получаемой непосредственно из Учения (например, из пандэкта и от Учителя), с личным опытом и информацией из других источников (например, научных), когда опыт и такая информация интерпретируются на основании мировоззрения Учения». Это что касается, так сказать, методологического подхода. Судя по формулировке, ничего принципиально нового в этом нет. В каждом духовном учении последователь учится у наставников и одновременно накапливает и интерпретирует собственный опыт. Но учений много, и все они противоречат друг другу (иначе это не были бы разные учения), — а Истина одна. То есть гносалетэйическим, в полном смысле слова, может быть только одно из них. Это для учения то же самое, что быть истинным. Понятное дело, что истинным себя считает любое учение, в лице своих последователей. Речь сейчас не об этом. Она о том, что «считать себя истинным» — ещё не значит «быть истинным». В то же время, любое учение, даже самое адекватное в плане отражения Истины, это всего лишь словесное и действенное её выражение. Так описание яблока, даже самое точное, это не то же, что само яблоко. И в связи с этим обнаруживается один интересный момент. А именно — то, что гносалетэйа сама по себе выходит за рамки каких бы то ни было учений. Это нечто большее.

Вот родился ребёнок. Он начинает видеть, слышать, ощущать, понимать, делать выводы. То есть начинает познавать окружающий мир и себя, начинает познавать реальность. Реальность же, объективная реальность, это и есть Истина. И то, что делает ребёнок, это гносалетэйа. А реальность познают все. Сколько бы тебе ни было лет, где бы ты ни проживал, чем бы ты ни занимался в жизни, каков бы ни был уровень твоего интеллекта, — всё равно ты познаёшь, так или иначе. Познаёшь всегда. Поэтому рамки понятия «гносалетэйа» можно смело раздвинуть до масштаба человеческой жизни. Ты живёшь — следовательно, практикуешь гносалетэйу.

Но и это ещё не всё. Ведь ты и сам являешься частицей реальности. Она познаёт себя через тебя, ощущает себя твоими органами чувств, осмысливает твоим разумом. А это уже означает, что гносалетэйа — не просто некий процесс, который ты осуществляешь, но и субъект этого процесса, и его объект. Потому что сама реальность, в материальном и других своих аспектах, осуществляет гносалетэйу в себе, собой и по отношению к себе. Тогда процесс и тот, кто его осуществляет, оказываются единым целым. То есть гносалетэйа — это не просто процесс, по продолжительности сравнимый с жизнью, но и сама жизнь, и тот, кто её проживает. С этой точки зрения реальность, Истина, жизнь и гносалетэйа суть одно и то же.

Однако человеку свойственно заблуждаться и принимать заблуждения за Истину, иллюзии за реальность. И когда он ставит в основу своего мировоззрения заблуждение и начинает выводить из него дальнейшие ошибочные положения, а из них ещё и ещё. Тогда происходит парадоксальный разлад с реальностью: по сути оставаясь воплощением гносалетэйи, он отходит от неё, подменяя её для себя иллюзией. В его лице реальность как бы теряет сама себя.

Это давнишняя проблема всего человечества. Постоянно пытаясь познать Истину и постоянно впадая в заблуждения, оно долгие тысячелетия словно бы ходит по кругу, переживая то взлёты, то падения, и оставаясь немногим ближе к её пониманию, чем в самом начале своего пути. Так реальность пытается увидеть саму себя, обрести недостающую часть самосознания. Этот процесс запустил сам Творец, занявшись внутренним самопознанием через осознающих, в которых проявляется его разум и восприятие. В сущности, это ни что иное, как поиск Творцом самого себя. Та часть реальности, которая воплощена в Творце, стремится обрести целостность. Потому что это залог жизни. Реальность, отделённая от себя самой, не может полноценно существовать, и в итоге разрушается. Гносалетэйа, разделённая со своей сутью, с Истиной, перестаёт быть гносалетэйей, — а значит, просто перестаёт быть.

Подобное сейчас происходит и с человечеством. Ходя по кругу чрезмерно долго и всё не умея найти ни реальность, в которой оно существует, ни себя, оно подошло к опасному рубежу, за которым уже ясно просматриваются распад и угасание. И чтобы этого не случилось, в мир пришло гносалетэйическое учение, — то есть учение, верно отражающее реальность. Не такое, которое называет себя истинным, а такое, которое на самом деле им является. Это нужно для того, чтобы в данном конкретном мире (на планете Земля) и в лице данной конкретной разумной расы (человечества) наконец прекратился трагический разлад реальности с самой собой.

Учение Единого Храма является гносалетэйическим, — и в действительности это намного больше, чем просто использование некоего метода познания. Как уже было сказано, подобный метод знаком и другим учениям. Но именно гносалетэйическим в данном случае его делает то, что через него познаётся Истина, а не тиражируются заблуждения. Кроме этого, для нас и осознание себя частицей великого единого целого (мира, Вселенной, Бытия), и жизнь в соответствии с этим осознанием — тоже гносалетэйа. В Учении она имеет интеллектуальный, моральный и практический аспект. Не только беседы с Учителем, наблюдение окружающего мира и осмысление полученных знаний и опыта, но сама жизнь последователя Учения — это гносалетэйа.

Я бы сказал — практическая гносалетэйа. Или осознанная жизнь в познании Истины. Или воссоединение реальности с самой собой силами человека. Все эти определения одинаково справедливы.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *