Названный Драконом

Фауст

Однако специальный атрибут
У вас обычно явствует из кличек:
Мушиный царь, обманщик, враг, обидчик,
Смотря как каждого из вас зовут:
Ты кто?

Мефистофель

Часть силы той, что без числа
Творит добро, всему желая зла.

И. В. Гёте. «Фауст»

Как вам понравится утверждение, что тот, кого принято считать олицетворением зла, является одним из столпов Мироздания? Думаю, многим оно придётся не по душе. Ведь это означает, что тот, о ком идёт речь, важен и необходим. Что будет, если убрать один из столпов Мироздания? Оно рухнет, погибнет. А если посмотреть на различные религии, то мы увидим, какое огромное значение в них имеет не только борьба с «властелином зла», но и его окончательное поражение и уничтожение, — например, в некой последней апокалиптической битве. Так что же получается — с ним не нужно бороться и его не нужно уничтожать? Нет, бороться как раз нужно. Это тоже жизненно необходимо для Мироздания. Но вот уничтожить его невозможно.

Чтобы разобраться в этой неоднозначной ситуации, сначала обратимся к истокам, к более масштабной картине, — к картине самого Бытия. Мы знаем, что небытия как антипода Бытия не существует, но в Бытии присутствует некая разрушительная тенденция, которая теоретически, при определённых условиях, могла бы привести к гибели Бытия и воцарению небытия. Она необходима, потому что Бытие может развиваться, эволюционировать, только преодолевая сопротивление. Для того, чтобы вырабатывать всё более совершенные качества, оно нуждается в угрозе, с которой приходится бороться. Тенденция небытия — именно такая угроза. Бытие развивается через свои частицы, то есть через различные структуры, образования и жизненные формы, которые его составляют. В этих структурах действует тот же принцип: сопротивление разрушению, борьба, дающая возможность жить и развиваться. Это частные случаи действия данного закона. По совокупности его действия во всех частицах Бытия последнее развивается в целом, как единая система.

Наша Вселенная — один из таких частных случаев. Она тоже развивается благодаря преодолению внутреннего сопротивления. Описанный принцип идёт по нисходящей, реализуясь на всё менее масштабных уровнях. Из беспредельного Бытия он транслируется в некие структуры, где осуществляется в соответствии с их особенностями, оттуда — в мир, где обитает наш Творец, оттуда — в нашу Вселенную (т.е. в самого Творца). Следующая ступень — те, кого мы называем осознающими: разумные существа, одним из которых является человек. И это — ключевая деталь механизма. Мы разумны в Творце, он разумен в своём мире; и в других структурах Бытия также проявляется активный разум. Именно его действия могут быть наиболее созидательными и наиболее разрушительными. Поэтому именно на носителей активного разума и нацелена тенденция небытия, именно на них она стремится воздействовать, чтобы сподвигнуть их на разрушение окружающего мира и самих себя. Они наиболее подвержены её влиянию. Но именно они, за счёт преодоления её влияния и совершения выбора в пользу созидания, двигают вперёд не только собственное развитие, но и эволюцию всего Бытия.

В нашей Вселенной этот принцип также действует. Отсюда следует, что в ней присутствует нечто, через что проявляется тенденция небытия и что воздействует на разумных (обладающих активным разумом) обитателей Вселенной. В том числе, на людей. Это «нечто» и есть тот, кого различные мифологии и религии выводят, под различными именами, как властелина зла, владыки адского мира, великого искусителя, разрушителя и т.д. Конечно, этот образ нигде не соответствует оригиналу полностью, он везде искажён, в большей или меньшей степени. Тот, о ком идёт речь, известен как древнеперсидский Ариман, его черты просматриваются в древнегреческом Аиде, скандинавском Локи, индуистском Шиве, ацтекском Тескатлипоке и ещё многих богах. Но самым ярким образом стал христианский Сатана, объединивший в себе, как кажется, наиболее полный набор негативных черт.

В Учении он известен как Дракон. Почему именно Дракон? Змея у нас считается символом мудрости, а дракон — это змея с атрибутами, которых у неё быть не должно: крыльями, лапами, гребнем и прочими. То есть дракон — это искажённая, изуродованная змея. Символ искажённой, ложной мудрости. Если подлинная Мудрость неразрывно связана с Истиной, то ложная мудрость в таком случае — то, что строится на искажении Истины, а значит, подразумевает разрушение реальности. Так в нашей Вселенной проявляется тенденция небытия. Это один из законов Природы. И олицетворяет его, как и остальные законы, один из высших элементалов, или богов. В Учении он также известен под разными именами — Бог Противления Благу, Противящийся, но чаще просто Дракон.

Как уже было сказано, его образ нигде не отвечает оригиналу в полной мере. Конечно, я имею в виду не символическое драконье обличье, — хотя как раз в этом плане совпадения имеются. Я говорю о его предназначении. Нигде оно не понято верно. Дракону приписываются самые разные мотивации, — от принципиального вершения зла ради зла до вполне человеческих индивидуалистических побуждений, — но подлинная его роль в жизни Мироздания не имеет ничего общего ни с первым, ни со вторым.

В чём же она заключается?

Прежде всего зададим вопрос: что конкретно делает Дракон? Чтобы ответить на него, сначала нужно уточнить, чего Дракон не делает. Он не вершит зла. Вот так: тот, кого считают олицетворением зла и разрушения, ничего такого не делает. Но вспомним, о чём говорилось выше: он воздействует на разумных, обитающих во Вселенной. Не только на людей, но вообще на все разумные виды. Он призывает разумных (осознающих) к тому, что не является правильным и полезным для них самих и окружающего мира, а является как раз противоположным. То есть он толкает их на зло и разрушение. И если зло и разрушение вершатся, то вершат их осознающие, а не Дракон. Он — искуситель. Именно в этом и заключается его деятельность. При этом он никого не принуждает. Осознающие обладают свободной волей и сами делают свой выбор. Каждый из них имеет все возможности сопротивляться искушению, отказаться делать выбор в пользу зла и сделать его в пользу добра. Другое дело, что они часто поддаются искушениям, и весьма охотно.

Через осознающих, и в их числе через людей, совершенствуется Дух, душа Творца, — что является сутью его внутренней эволюции. И происходит это в две ступени: сначала осознающие, каждый из которых несёт в себе частицу Духа, познают мир, окружающую реальность и своё место в ней, чтобы научиться различать правильное и неправильное, добро и зло, а затем делают моральный выбор между ними. Конечно, не один единовременный выбор, а множество выборов на протяжении своей жизни. Когда тот или иной осознающий преодолевает свои аморальные желания и дурные побуждения и делает правильный выбор, его частица Духа становится чище, совершеннее. Так все разумные существа Вселенной совместно совершенствуют Творца. А это имеет жизненно важное значение: только достигнув определённого уровня внутреннего развития Творец сможет взойти на следующую, более высокую ступень своей эволюции. В противном случае он погибнет.

Искушений хватает в жизни каждого из нас. Какие-то мы обеспечиваем себе сами, какие-то нам подкидывают другие люди. Такое положение дел нормально, — ведь именно это и нужно для того, чтобы возникали ситуации выбора, в которых мы можем совершенствоваться. Дракон же, так сказать, увеличивает давление, делая искушения гораздо более интенсивными, изощрёнными и продолжительными. Цель этого одна: сделать наше духовное совершенствование более эффективным. Для понятности приведу аналогию из физкультуры. Когда человек упражняет свои мышцы, добиваясь, чтобы они стали крепче и сильнее, он постепенно увеличивает нагрузки и интенсивность тренировок. Мы все качаем, так сказать, духовные мышцы; Дракон же — тот, кто увеличивает нам нагрузку, чтобы мы могли стать лучше и сильнее.

Пожалуй, именно в этом и заключается основная сложность в правильном восприятии Дракона. В том, чтобы вопреки существующим стереотипам понять: он действует ради блага. Его предназначение на самом деле не в том, чтобы толкать людей и других осознающих на зло ради зла, а в том, чтобы дать им возможность совершенствоваться быстрее и качественнее. И он хочет, чтобы это было так. Люди могут заблуждаться, приписывая ему не те мотивации и побуждения, — но сам-то он прекрасно знает, для чего существует. Его цель — не зло, разрушение и подчинение себе осознающих, а их совершенствование, помощь им в том, чтобы стать лучше самим и сделать совершеннее Творца, то есть нашу Вселенную. Достигается это по принципу «от обратного», и потому на поверхностный взгляд выглядит не так, как есть на самом деле. В том и сложность: перестать воспринимать Дракона исключительно как злую силу и научиться видеть в нём того, кто содействует благу, — хотя и странным, с человеческой точки зрения, способом.

Однако научиться воспринимать его так — как часть механизма блага — вовсе не значит отказаться от борьбы с ним, перестать сопротивляться его искушениям. Как раз наоборот: именно это мы и должны делать. Дракон для того и существует, чтобы мы с ним боролись. Прекратить борьбу и поддаться его подстрекательствам для нас значило бы не только стать злом для самих себя, затормозить эволюцию Творца и поставить под угрозу саму его жизнь, но и сделать бессмысленным существование Дракона. Ведь итогом его деятельности должен стать не отрицательный, а положительный эффект. Если же нет, то он существует и трудится напрасно. А для высших элементалов, к числу которых принадлежит и он, не ничего ужаснее. Они существуют исключительно для того, чтобы выполнять своё предназначение. В этом смысл их жизни, их счастье, их наслаждение. Помеха в выполнении предназначения — худшее, что может с ними случиться; для них это беда и страдание.

И здесь мы подходим ко второй сложности в правильном восприятии Дракона. Непросто поверить в то, что он вовсе не радуется, когда кто-то поддаётся его влиянию. Ему тут нечему радоваться, — ведь если подобное происходит, то это означает, что в данном конкретном случае ему не удаётся выполнить свою задачу, и от этого ему плохо. Особо подчеркну следующий момент: его задача заключается не в том, чтобы успешно искусить тебя или меня, а в том, чтобы предоставить нам возможность отвергнуть искушение и тем самым стать лучше. Дракон хочет, чтобы ему сопротивлялись, чтобы на его провокации не поддавались, чтобы его отвергали. К тому же, он знает подоплёку происходящего, и прекрасно понимает, что если осознающие не будут совершенствоваться и совершенствовать Творца, то Творец погибнет, — а с ним вместе погибнет и он, Дракон. Таким образом те, кто ему не сопротивляется, кто ведётся на его искушения, не только мучают его, — мучают в прямом смысле слова, — но и в долговременной перспективе угрожают его жизни.

Поэтому Дракон хорошо относится к тем, кто с ним борется, и плохо — к тем, кто ему подчиняется. Звучит странно и даже парадоксально — но, тем не менее, это так. Получается, что его злейшие враги, его мучители, — те, кто считает себя его слугами. Это очень интересная проблема, и она заслуживает отдельного разговора, в другой раз.

Теперь вернёмся к тому, с чего я начал статью, — к утверждению, что Дракон является одним из столпов Мироздания. Теперь это стало понятным, не правда ли? Для того, чтобы продвигаться вперёд, развиваться и тем поддерживать своё существование, Бытию требуется сопротивление. В той конкретной частице Бытия, которой является наша Вселенная (Творец), такое сопротивление обеспечивает Дракон. Он влияет на осознающих, которые, преодолевая его влияние, двигают вперёд внутреннюю эволюцию Творца, совершенствуя его душу. Исчезни Дракон, будь он уничтожен, — это развитие остановилось бы, Творец погиб бы, быстро и с гарантией. Поэтому Дракона нельзя уничтожить. Он нужен механизму эволюции как важная деталь. Но каждый из нас может и должен победить его в себе, в своём личном сражении. И всё человечество, как и любая другая разумная раса Вселенной, может и должно отвергнуть его, победить, изгнать из своего мира.

Как же, в таком случае, следует к нему относиться? Как к противнику. Я подчеркну: не как к врагу, а именно как к противнику, который и сам тебе не враг. Просто в его задачи входит осложнять тебе жизнь, создавать препятствия, чтобы преодолевая их ты стал сильнее. Как говорится, ничего личного, — работа такая. Это подобно тому, что делает сильный и опытный спарринг-партнёр, в поединках с которым боксёр и сам становится сильнее и набирается опыта. Этот спарринг-партнёр не желает тебе зла, но может больно ударить; и если ты не уступаешь, стараешься удержаться на ногах и, в свою очередь, переходишь в атаку, он начинает тебя уважать. Ну а если ты не устоял и сдался, то, значит, ты не хотел победить. Вини себя.

Дракона, в определённом смысле, можно рассматривать как тренажёр, на котором мы отрабатываем свои лучшие качества. Или как инструмент, предоставленный нам эволюцией для более успешного развития. Впрочем, тут уже не так важно, как его назвать или с чем сравнить. Главное — правильно понимать суть дела. Потому что без такого понимания даже самый полезный и необходимый инструмент в руках человека может превратиться в нечто опасное и вредоносное. Что, собственно, и происходит с Драконом на протяжении многих тысяч лет.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *