Смирение: добродетель или порок?

Уверен, что заявленная в заголовке тема у многих вызовет недоумение. В смысле — добродетель или порок? Ясно же, что добродетель. О чём тут, вообще, разговаривать? И такая реакция будет вполне понятной. Здесь, на европейском постсоветском пространстве, несмотря на секулярность нынешних государств и наличие на духовной карте общества многочисленных вкраплений иных религий и учений, всё ещё очень влиятельно христианство. И пусть настоящих верующих теперь минимум, принадлежность по формальным признакам продолжает играть большую роль. Люди могут ничего не соблюдать и не исполнять, но при этом считать себя верующими и считать христианские принципы безусловно правильными. Применительно к нашей теме, человек может нисколько не радеть о смирении, даже не пытаться, но быть твёрдо убеждённым, что смирение — хорошо. Хотя это даже вряд ли можно назвать убеждением. Просто ему так сказали и повторили, и он теперь так думает, — скорее всего, даже не попытавшись поразмыслить над этим. И думать так ему легко, поскольку он не собирается воплощать этого в жизнь. Очень большой вопрос, продолжал ли бы он так думать, если бы ему пришлось реально проявлять смирение. Мне кажется, впрочем, что я знаю ответ на этот вопрос. Тем более, что у христианства и христиан, будем откровенны, всегда имелись немалые проблемы со смирением, — даже в лучшие их времена и при всём усиленном педалировании данной идеи.

Однако трудно усомниться также, что большинство тех, кто не относит себя к числу верующих, тем не менее считает смирение благим качеством. Причина в том же: в христианской культуре, которой здесь напитано почти всё. Естественно, — ведь современная Европа, включая восточную её половину, выросла на этой почве. Почва формировалась в течение многих столетий, и теперь уже она не отдаст своих завоеваний так просто. Даже советская власть за десятилетия борьбы с религией не смогла полностью отнять у неё эти завоевания, — хоть и пощипала их знатно. В итоге даже у неверующих имеется впитанный если не с молоком матери, то с умственной пищей вполне солидный багаж христианских понятий и моральных представлений. Смирение, по традиции, в этот багаж входит. Опять же, чаще всего без попытки осмысления и переоценки.

Ну ладно. А что с конкретикой? Если всё не так просто, и если смирение вдруг не так-то и хорошо, то почему? Для того, чтобы ответить, вспомним, когда возникло христианство. Оно возникло во времена рабовладельческого строя. И его основатель против рабства не высказывался, а рассуждал о нём как о чём-то само собой разумеющемся. Более того: согласно его учению, все люди — рабы Божьи. Да, пусть Божьи, — но всё равно рабы. По определению. Что из этого следует? А то, что не нужно рыпаться, не нужно бороться, не нужно пытаться менять свою судьбу, строить свою жизнь. Принимай то, что назначил тебе Бог, — твой владелец. Твой рабовладелец. Хочешь изменений — проси его, молись. Ведь ты — вещь, а вещь ничего себе не выбирает. Она лежит там, куда её положил — или небрежно швырнул — владелец. Так что веди себя соответственно. Ты — раб, и даже прах; а потому смирись и просто уповай на милость владельца. Полное обнуление чувства собственного достоинства, стремления бороться, силы воли, права выбора, жизненной креативности.

Далее, нельзя бороться с людьми-рабовладельцами, тиранами, начальниками-лихоимцами и прочим «высшим классом». Во-первых, они поставлены от Бога, — а он знает, что для тебя лучше, чтобы тебя тиранили, и чтобы у твоих детей отнимали кусок хлеба. Выступить против назначенцев Бога — то же самое, что выступить против самого Бога. И вот ты уже сатанист, и уничтожить тебя — богоугодное дело. Поэтому включай смирение, сиди, молчи, терпи. Во-вторых, они ведь тоже рабы. То, что они делают, они делают по воле вашего с ними общего владельца. Так какой смысл бунтовать? Смысла нет. Как нет и перспектив у такого бунта. А потому — см. выше.

Вот из таких корней произрастает идея христианского смирения. Это её базис, фундамент и главный смысл. То, что фактически отменяет человека как сильную, деятельную, что-то для себя решающую личность. А всё остальное, типа не гневаться, прощать, подставлять другую щеку, быть скромным и т.п., в сравнении с основной идеей смирения выглядит просто как некий довесок, украшение вроде кремовой розочки на пирожном. Однако очень многие — наверное, огромное большинство — привыкли считать, что в этом и есть основной, красивый смысл смирения. Красивый — может быть; но не основной. Основной — в том, что ты являешься рабом и должен позволять другим, от Бога до самого мелкого начальничка, делать с тобой то, что они захотят. Да, за это тебе обещан рай. Но он будет потом. И то — лишь в том случае, если Бог смилуется. Иными словами, ты не можешь уверенно рассчитывать на рай даже при абсолютном смирении. Рай всё равно надо будет вымаливать. Почему? Потому что раб — это вещь, а у вещи нет прав ни на что. Даже на заслуженную награду.

Что вы говорите? Не надо сгущать, ведь сейчас XXI век? Ну да, у кого-то XXI. А у глубоко верующих и смиренных — I век нашей эры, и на дворе времена Тиберия. Добро пожаловать. Наслаждайтесь.

Я прямо вижу бурю возмущения и негодования, — уж больно неприятно звучит то, что я говорю. Но зато всё это правда. Я ни словом не погрешил против основ христианства. Если от кого-то из «верующих» могли ускользнуть столь важные моменты этих основ, значит, у него проблемы. Ну а вывернуть наизнанку и приукрасить-то можно всё, что угодно, — даже содержание священных книг, если для современного человека оно звучит непривлекательно. Чем различные толкователи усиленно и занимаются. Но вы лучше смотрите в корень, а не им в рот.

Однако что же — смирение настолько ужасно, плохо, и его нужно немедленно вычеркнуть из списка положительных качеств? Нет, конечно. Смирение — хорошо, когда оно уместно. Тогда оно просто необходимо.

Если отбросить его основную идею, как она выглядит в христианстве, останется совсем иной смысл. Тоже, кстати, пересекающийся с христианством, так как величайший грех, согласно ему, — тот же, что и величайший порок по Учению: гордыня. Только христианство склонно относить к гордыне всё подряд, любое проявление чувства собственного достоинства, несогласия, творческой инициативы, тогда как в Учении на это смотрят по-другому. Потому что цель Учения — не подавить волю человека и заставить его бездействовать (кроме исполнения приказаний владельца, само собой), как в религии, а наоборот, развить в нём сильную волю, умение мыслить, совершать выбор и действовать, целеустремлённо и творчески. По этой причине и смирение у нас выглядит чуток иначе.

Смирение — это когда ты не поддаёшься самомнению, не возносишь себя над другими в гордыне, не требуешь себе незаслуженного, подчиняешься, когда по роду деятельности обязан подчиняться руководителю, не лезешь в бутылку, когда неправ, терпеливо принимаешь заслуженную критику. В принципе, всё перечисленное может подходить под определение «скромность», но я бы сказал, что смирение — это нечто большее. Просто у данного термина имеется религиозный привкус, который словно бы слегка искажает его смысл, придавая оттенок, которого быть не должно.

Отдельный момент, заслуживающий того, чтобы быть отмеченным особо, — смирение перед Учителем. Это общий момент и для Учения, и для христианства, и для других духовных систем. Учитель — это тот, кого ты признаёшь компетентным в Истине и духовном делании. Ты пришёл к нему, во-первых, для того, чтобы получать знания, а во-вторых, для того, чтобы он помог тебе измениться, стать лучше. Это как минимум. И потому будет глупо и самонадеянно спорить с ним по поводу того, чему он тебя учит, и будет нелепо обижаться, когда он указывает тебе на твои недостатки. Учение говорит, что нельзя иметь гордыни против Учителя и нельзя иметь обид на него. У него такая работа — говорить зачастую неудобные и неприятные вещи. Если не принимать их со смирением, то учиться не получится, и можно просто уходить.

А вот когда смирение абсолютно не нужно и вредно, так это при столкновении с проблемами и несправедливостью. Перед проблемами не нужно пасовать, нельзя сидеть, сложа руки и уповая на помощь свыше. Их нужно преодолевать. Человек властен над своей судьбой. Он способен изменить свою жизнь и самого себя, способен сделать лучше мир вокруг себя. Он обладает волей, свободой действий и творческой силой, и может применять их, не уповая на божественных рабовладельцев. То же самое — в отношении тех, кто творит несправедливость, различных тиранов и прочих душегубов. Нельзя терпеть их произвол, нужно восставать, бороться, свергать их. В такой ситуации проявлять смирение — это не просто недостаток, а нечто на грани преступления. Как минимум, это молчаливое пособничество негодяям и преступникам. Нельзя смиренно бездействовать и тогда, когда пришли завоеватели. Нельзя оставлять всё на их милость, но нужно сражаться с ними. Также нужно вступаться за правого и обижаемого; здесь смирение и приятие происходящего — позорно.

К сказанному можно добавить ещё немало, — но я думаю, что всё, в общем и целом, уже понятно, и уже можно сформулировать ответ на заглавный вопрос. Ответ будет таким: как и многое другое, смирение по сути своей не является ни исключительно благом, ни исключительно злом. Оно принимает качество того или другого в зависимости от обстоятельств. Когда оно помогает бороться с гордыней и удерживает человека от превращения в высокомерную, наглую и несправедливую тварь, тогда оно — несомненная добродетель, ценнейшее качество, и другим людям стоило бы поучиться у такого. Когда же оно делает человека слабым и заставляет его молчаливо покорствовать и потворствовать несправедливости и злу, тогда оно — несомненный порок, не только превращающий человека в пустое место, но опасный ещё и дурным примером.

Одним словом, хороша ложка к обеду. Повторю, что подобных вещей очень много. И внушённые стереотипы играют здесь отрицательную роль. Впрочем, как всегда и везде. Поэтому очень полезно бывает задаваться подобными вопросами. Берёшь нечто, как будто не вызывающее сомнений, и спрашиваешь: «А это точно так?». По здравом размышлении может оказаться, что да, точно так и есть. А может и открыться что-то неожиданное. В любом случае, остаёшься в выигрыше, интеллектуальном и моральном.

Ну а если тебе скажут: «Будь смиреннее и не задавай лишних вопросов», тогда можешь с полным основанием заподозрить за этим какую-то неправду. И нужно будет решать, смириться с ней или осмелиться мыслить.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *