Пятый элемент

Из чего состоит Бытие? Вопрос, от которого впору растеряться. Бытие — это беспредельность, бесконечность во времени и пространстве. Из чего может состоять бесконечность? Разве можно тут дать ответ?..

Ну, это как посмотреть. Например, можно ответить так: чтобы узнать, из чего состоит Бытие, нужно узнать, из чего состоят его частицы. Какие? Да любые. Всё, что существует, всё, что мы видим вокруг себя, всё это частицы Бытия. И мы сами тоже. Прикасаясь к самому себе, ты прикасаешься к Бытию. И дышишь ты не просто воздухом, а Бытием. Оно — это всё, и всё — это оно. Хорошо. Так что же можно сказать исходя из этого? Что Бытие состоит из биологического материала, который мы запросто называем мясом, или из разреженных газов, или из чего-то минерального? Да, в том числе и из всего этого. Однако если подходить так, дать вразумительного ответа не получится. Потому что это частные случаи. С одной стороны, вот оно, Бытие; его можно потрогать и подвергнуть химическому анализу. С другой стороны, это даст представление о составе Бытия максимум на одном участке: в нашей Вселенной, да и то лишь на её материальном плане. О составе того, что находится за её пределами, мы не можем сказать ничего определённого. А ведь и наша Вселенная, и Сверхвселенная, частью которой она является, есть лишь малые частицы в беспредельности Бытия. И представить имеющееся в беспредельности разнообразие веществ и их состояний нам просто никогда не удастся, даже приблизительно. Поэтому пытаться ответить вот таким образом — тупиковый вариант. Мы приблизительно знаем, из чего состоит крошечный фрагмент Бытия, но не более.

Хотя даже рассуждая вот так, мы всё-таки смогли сказать нечто конкретное. А именно — то, что в Бытии есть такая штука, как субстанция. Это общее определение для вещества как такового, во всех его видах и состояниях.

Субстанция — одно из четырёх свойств Бытия. Другие три — пространство, время и вершение. Они уже упоминались на страницах журнала, — но очень кратко, буквально вскользь. Теперь мы поговорим о них чуть подробнее.

Прежде всего нужно обозначить их принципиальное отличие от другой четверицы, о которой мы говорим гораздо чаще: от Великих Начал. Там четыре элемента — и там четыре; но это разные группы, и путать их нельзя. Великие Начала — это основополагающие законы, по которым существует Бытие. Свойства Бытия — это то, на что влияют Великие Начала, то, в чём они действуют как законы. И вот как раз о свойствах Бытия можно говорить как о том, из чего оно состоит.

Возможно, звучит это несколько странно. Как что-то может состоять из свойств? Разве свойства — это не свойства того, из чего оно состоит? То есть имеется нечто более или менее вещественное, и уже оно обладает свойствами. Да, — но мы говорим о Бытии, по отношению к которому такие рассуждения применяемы с трудом. Бытие — это бесконечность, единая сама в себе. И для него вещественность как таковая является свойством. Бесконечность заполнена веществом, субстанцией. Нет ни одной точки в Бытии, которая не была бы заполнена субстанцией. Бытие — это то, что есть; потому мы и называем его «Бытием», от слова «быть». Оно вещественно. Если бы в какой-то его точке не было субстанции, это было бы уже небытие. То есть Бытие вещественно по определению, — постольку, поскольку оно есть. Его неотъемлемое свойство — быть вещественным. При этом не следует отождествлять субстанцию только с материей. Это лишь один из её видов. Энергия — тоже вид субстанции. И Дух тоже. За пределами же нашей Вселенной, как и было сказано, может существовать бесконечное количество её видов. Поэтому если материальность обязательно означает вещественность, то вещественность, или субстанциональность, не обязательно означает материальность.

Итак, Бытие вещественно, — то есть по всему своему беспредельному (в прямом смысле слова не имеющему пределов) объёму заполнено субстанцией. Таково одно из его свойств. Теперь посмотрим, что можно сказать о других свойствах.

Второе из них — это как раз объём, который мы трактуем как пространство. Пространство, бесконечное во всех направлениях и всё полностью заполненное субстанцией в разных её видах. Соответственно, как нет ни одной точки без субстанции, так нет ни одной точки без пространства. Оба эти момента с необходимостью вытекают друг из друга. Если есть субстанция, то ей надо где-то размещаться; если есть пространство, то оно должно быть чем-то заполнено. Есть мировоззрения, утверждающие, что подлинная реальность — это абсолютная пустота. Ничего подобного. Подлинная реальность — это абсолютная наполненность. Пустота же — это небытие. Учение говорит, что небытие не определяет себя. Иначе говоря, оно не может воспринять факт собственного существования и констатировать: «Я есть». Бытие же может, через свои частицы. Тут каждая частица определяет себя за всё Бытие. Если частица целого существует, значит, существует и целое. И это целое беспредельно. Для пустоты не остаётся места.

Ещё одно свойство Бытия — вершение. Это когда что-то происходит, идут те или иные процессы. Оно также распространяется на всё Бытие. Можно сказать так: субстанция всегда движется, и это движение всегда происходит в пространстве. Где есть субстанция, там постоянно протекают какие-то процессы, происходят изменения, перемещения, переход из формы в форму, из состояния в состояние, из качества в качество. А она есть везде. Не будь субстанции, вершению было бы не с чем происходить; не будь пространства, вершению было бы негде происходить. Так вершение накладывается на субстанцию и пространство. Они неразделимы.

Четвёртое свойство — время. Каждый процесс в субстанции, каждое её изменение имеет некоторую длительность. Это и есть время. Оно существует постольку, поскольку происходят процессы. Без них время не имело бы того, по отношению к чему оно является временем. Процессы же могут происходить, поскольку существует возможность их продолжительности.

Таковы свойства Бытия, из которых оно состоит и совокупностью которых оно является. И вот тут можно сделать один интересный шаг в рассуждениях.

Время есть продолжительность процессов, происходящих в субстанции, которой заполнено пространство. Собственно, пространство и есть субстанция, — ибо они могут существовать только в единстве. Без субстанции нет вершения, и наоборот; вершение — это изменение самой субстанции. То есть они тождественны. Ну и времени нет без вершения, которого нет без субстанции, которой нет без пространства. И наборот — пространства нет без субстанции, которая не существует без вершения, которое само по себе является продолжительностью, то есть временем. Это означает, что все эти четыре свойства на самом деле одно и то же.

Для большей ясности это можно показать на простом примере. Что происходит, когда человек поднимает руку? Приходит в движение, т.е. производит вершение, материя, т.е. субстанция; движение происходит в пространстве, и сама материя руки также представляет собой некоторый объём пространства, который, собственно, и движется; движение происходит в течение некоторого времени. Ни один из четырёх элементов нельзя исключить, т.к. при этом исчезнут и все остальные. Рука оказывается не чем-то одним из четырёх, — скажем, сгустком материи, — но всеми четырьмя элементами сразу. А значит, она представляет собой нечто пятое.

Что же такое этот пятый элемент? Ответить очень сложно. Мы не воспринимаем его таким, каков он есть, — то бишь в его целостности. Мы видим его только по частям, как набор внешне отдельных характеристик. Как алмаз, который мы видим одновременно с разных сторон, как ряд как бы обособленных друг от друга граней. И нам нужно ещё придти к выводу, что каждая грань — это каждая другая грань с другой стороны. Субстанция, пространство, время и вершение — это аспекты чего-то, что является одновременно всеми ими. Наше восприятие позволяет нам выделить аспекты целого, его качественные проявления, но не позволяет увидеть целостную картину. Не позволяет увидеть пятый элемент как он есть. Для нас он распадается на грани.

Вот он и есть то, из чего состоит Бытие. То, чем оно является. Можно ли считать это ответом на вопрос, заданный в начале статьи? И да, и нет. Мы пришли к тому, что свойства Бытия и есть его составляющие, но не можем определить, чем они являются в своей совокупности. Так мы можем увидеть четыре цвета по отдельности, как составляющие некоего пятого цвета, но не можем представить, каков он. Кто-то скажет «Нужно просто смешать их и посмотреть, что получится». Правильно. Но это уже произошло. Мы сами есть ни что иное, как совокупность четырёх свойств. Равно как и всё, что мы видим вокруг себя. Только нам от этого не легче. Для нас всё распадается на четыре отдельных элемента.

Впрочем, есть ещё и такой аспект. Коль скоро мы и есть само Бытие, здесь и сейчас воплотившееся в нас, то у нас, по идее, должна быть способность воспринимать пятый элемент. Она неизбежно должна быть, — и она, безусловно, есть. Но, видимо, на столь глубоком уровне нашего существа, что это как бы проходит мимо нашего сознания. Нечто вроде звука такой частоты, которая для уха недоступна. Этот звук на нас воздействует, однако мы не отдаём себе в этом отчёта. Продолжая аналогию можно сказать, что мы звучим сами, но не воспринимаем всего диапазона собственного звучания.

Но мы хотя бы догадываемся, что этот диапазон есть. Уже неплохо. Сделан шаг в правильном направлении. Искать проще, когда знаешь где искать. Ну а что искать… Найдём — увидим, что это и какое оно. Для того и ищем.

Постскриптум. Конечно, странно искать то, что вокруг тебя и что есть ты сам. С другой стороны, а не поисками ли себя всегда занимался человек? Просто ввиду всего вышесказанного поиски приобретают новый ракурс и новую глубину. Что не может не радовать. Жить стало ещё интереснее.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *