Отложенный альтруизм

Мы уже не раз касались темы эгоизма, обсуждали его истоки, его сущность и то, какое разрушительное действие он производит на человека и общество. Кажется, что с ним, в общем-то, всё ясно. Однако же это тема не только обширная, но и не такая уж однозначная. Она богата на нюансы. Ведь эгоизм может быть разным, проявляться по-разному, действовать по-разному. Глядя на некоторые его формы впору задаться вопросом — а эгоизм ли это? Быть может, совсем не эгоизм? Или, по крайней мере, не совсем эгоизм? Тем более, что и его носители всё-таки порой не производят впечатления таких уж закоренелых и злостных эгоистов, зацикленных на себе и плевать хотевших на всех остальных.

Об одном таком нюансе я и хочу сегодня поговорить. Именно он нередко проглядывает за тем, что выглядит как эгоистический подход к жизни во всём его безобразии. То, о чём пойдёт речь, как раз и можно считать не совсем эгоизмом. Я назову это явление отложенным альтруизмом.

Начнём с вопроса: как мы представляем себе эгоиста в его натуральном виде? Какой тут можно набросать образ? Человек, считающий свои нужды и желания более важными, чем чужие, все свои силы, способности и возможности употребляющий на то, чтобы их удовлетворить, в том числе за счёт других людей, проблемы и нужды которых его не волнуют, на которых он по возможности паразитирует и которых не стесняется использовать. Вот так, примерно. Набросок схематичный, но узнаваемый. Персонаж, бесчисленное число раз изруганный и высмеянный во множестве сатирических произведений, анекдотов, сказок и т.д. Тот, на кого уже самым маленьким детям указывают как на плохой пример — один из первых в их жизни — и объясняют, что так поступать нельзя.

Ну а если человек заботится о своих интересах, абстрагируясь от чужих, но при этом ему не всё равно? Если он сочувствует другим, что по нему заметно, и старается не поступать по отношению к ним совсем уж по-свински, но не стремится особо вникать в их проблемы и занимается собой? Как это его характеризует? Чтобы понять такую линию поведения, — не в смысле одобрить, а в смысле именно понять мотивы, — порой бывает достаточно немного пообщаться с ним. И, конечно, нужно ещё желание понять, а не отношение в стиле «Ты мерзкий эгоист, я сейчас молча оболью тебя холодным презрением и отвернусь». Нередко получается так, что если поинтересоваться и попробовать вникнуть в нечто даже вроде бы очевидное, то обнаруживается кое-что новое. А иногда похожие открытия происходят, если осмелиться поглубже заглянуть в самого себя.

Что же это за эгоист такой, которому не совсем наплевать на остальных, но который при этом ведёт себя эгоистично? Я бы сказал, что это эгоист не идейный (назовём его так), а вынужденный. Человек, который и рад бы вести себя иначе, и был бы не против что-то сделать для других, но которому приходится сосредотачиваться на устроении собственной жизни, на решении собственных проблем.

Конечно, «приходится» — понятие растяжимое. Кто-то вынужден буквально выживать, а у кого-то всё обстоит более-менее, хотя имеются определённые проблемы. Проблемы есть у всех — но каждый оценивает их тяжесть и критичность по-своему. Такие вещи весьма субъективны. Что для одного — неприятность, которая не делает погоды, то для другого — беда, почти ломающая жизнь. Опять же, способы решения проблем могут быть разными. Например, чтобы выжить в тяжёлой ситуации, одни люди будут всеми силами поддерживать друг друга, выстраивать систему взаимопомощи, а другие будут карабкаться по головам, топча и грызя друг друга. И ведь нельзя сказать, что в первом варианте вовсе нет эгоизма. Он присутствует, — но на том уровне, где его уже нельзя чётко разграничить с альтруизмом. Люди помогают друг другу; ты спасаешь других, рассчитывая на то, что когда возникнет необходимость, они спасут тебя. Что это — альтруизм, подпорченный эгоизмом, или эгоизм, облагороженный альтруизмом? Так или иначе, помогать друг другу — нормально и жизненно необходимо. Так люди выживают с древнейших времён, так они создали цивилизацию, так они должны поступать и дальше, чтобы человечество продолжало существовать. А чтобы в этой смеси эгоизма и альтруизма было больше последнего, нужно быть всё же чуть более заинтересованным в том, чтобы помочь другим, нежели в том, чтобы получить помощь от них. И это уже вопрос не только социальных условий, но, в первую очередь, воспитания и жизненной позиции. А значит — мировоззрения. Именно оно даёт понятие о жизни и закладывает принципы поведения. Но не будем уклоняться в другую тему.

Жизненная позиция идейного эгоиста более-менее ясна. А как рассуждает эгоист вынужденный? Если в общих чертах, то примерно так: «Вот разберусь со своими проблемами, и тогда смогу делать что-то для других. Пока же, извините, на них нет времени и на них нет ресурсов, — ни материальных, ни психологических. Да, сочувствую, и рад бы помочь, — но, увы, не получается». Конечно, это вовсе не обязательно формулируется именно так. Зачастую оно вообще чётко не формулируется. Это само отношение как таковое, существующее в ощущениях. Такой человек может непритворно сочувствовать другому, но… своя рубаха ближе к телу. Мог бы — помог бы. Но не могу. Потому как у самого проблем выше крыши и забот полон рот. Нет на другого времени и сил. Самому бы как-нибудь выжить.

Это я и называю отложенным альтруизмом. Отношение того типа, когда естественное и нормальное желание что-то сделать для других отступает в сторону, и реализация его откладывается, потому что сперва надо решить свои вопросы, уладить собственные проблемы. Такой человек неравнодушен к чужим проблемам и бедам, но сегодня не готов что-то делать для других, помогать кому-то. Вот потом, когда он наладит свою жизнь, — пожалуйста. С радостью. И такая готовность вполне искренна.

Рискну предположить, что большинство эгоистов именно таковы. То есть это не столько эгоисты, сколько те, кто откладывает свой альтруизм до лучших времён. Нормальное человеческое отношение к другим в них присутствует, но оно задвигается на задний план, приглушается. Сначала позабочусь о себе, а уж потом, по возможности, о других, — это ни что иное, как проявление инстинкта самосохранения, стремления выжить. И выглядит такое поведение слишком человеческим для животного, но слишком животным для человека.

Люди — всегда люди, и ничто человеческое им не чуждо. Только не нужно воспринимать это в том смысле, что «ничто человеческое» обязательно означает слабости и пороки. Нет: это и положительные качества тоже. Например, альтруистическое желание что-то сделать для других. Однако этому желанию противостоит страх перед трудностями, которых в жизни и правда с избытком, и желание сперва как-то укрепить собственное благополучие, — чему, в общем, тоже нельзя отказать в естественности. Вот и получается то, что получается. Поэтому я думаю, что настоящих эгоистов всё же меньшинство. Те, кого мы принимаем за них, — это, по большей части, вполне нормальные, неплохие, но задавленные проблемами и страхами люди. Да и мы сами-то… Скажите, вы всегда альтруистичны, всегда стремитесь что-то для кого-то сделать, всегда ищете, кому бы помочь, и готовы поделиться всем, что имеете, в том числе последним? Нет? А почему? Вы не сочувствуете чужим бедам, не хотите никого понимать, вам абсолютно всё равно, и вы всё время целенаправленно пытаетесь построить своё благополучие за чужой счёт? Тоже нет? Ну вот об этом я и говорю. Вы — неплохой человек, неравнодушный и не негодяй. Просто у вас много проблем, с которыми нужно как-то разобраться, чтобы как-то жить дальше. Они сосредотачивают на себе ваше внимание, отнимают время, забирают физические и душевные силы. Поэтому вы можете пройти мимо чужой нужды или проблемы, особо не приглядываясь к ней. Вам просто не до неё. Верно? Вот и другие, те, кто кажется вам закоренелыми, жестокосердными эгоистами, по большей части таковы же. Чтобы лучше понять их, может быть достаточно заглянуть в себя, как и было сказано выше. А потом представить, как вы выглядите со стороны.

Если всё так и есть, и чаще всего мы имеем дело не с настоящим эгоизмом, а с отложенным альтруизмом, то это хорошая новость. Хотя бы потому, что люди не так плохи, как может показаться. И на их сердцах нет твёрдой корки равнодушия к чужим проблемам. Кстати говоря, некоторые не поворачивают головы в сторону чужой беды именно потому, что смотреть на это больно, а помочь возможности нет. Или они думают, что нет. Как бы то ни было, под описанным углом зрения всё выглядит не столь мрачно.

Однако есть и менее приятная новость. Она заключается в том, что решить все личные проблемы невозможно. Ещё никому это не удавалось. Сами-то по себе проблемы решаемы, — по крайней мере, большинство из них. Но на смену решённым приходят новые. И это не заканчивается никогда. Просто жизнь так устроена. Эволюция — это развитие через преодоление трудностей. Нет трудностей — нет движения и нет жизни. Поэтому надежда на то, что вот я разберусь со своими проблемами, и у меня появится возможность сделать что-то хорошее для других, обречена оставаться всего лишь надеждой. Это погоня за иллюзией. Погоня, которая для очень многих продолжается всю жизнь. И отложенный альтруизм оказывается отложен на совсем уж неопределённый срок. А если честно, то навсегда. Вам так и не удастся сделать что-то другое. Вы так и будете всю жизнь бежать как белка в колесе, один его оборот будет сменяться другим, а возможность выбраться из него будет оставаться мечтой.

Грустно? Грустно. Так что же с этим делать?

Прежде всего, нужно принять это как факт. Проблемы не закончатся никогда, и у вас не появится достаточно свободного времени и сил, которые вы могли бы посвятить окружающим, обществу, миру. Однако принять данный факт вовсе не означает смириться с ним. Кое-что сделать можно. Этот замкнутый круг можно разорвать. Как? Решиться и выйти из него.

Если ваши личные проблемы никогда не закончатся и всё равно будут с вами, так или иначе, то незачем и откладывать то, что вы можете сделать для других. Просто нет смысла откладывать. Вы делаете что-то для других — а у вас в это время проблемы; не делаете — и у вас всё равно проблемы, плюс разочарование от того, что вы так стараетесь, убиваетесь до полной потери сил, а легче особо не становится. Тогда, возможно, имеет смысл отвлечься от своего замкнутого круга, посмотреть на других людей и помочь им? Есть ведь такие, которые помогают. Будете ли вы столь наивны, чтобы думать, что они — те, кто решил все свои проблемы и закончил все насущные личные дела? Нет: они такие же, как вы. Но они не отложили свой альтруизм в долгий ящик, чтобы без помех гнаться за недостижимым. Они просто помогают другим. Может быть, и вам. И может быть, именно поэтому какие-то из ваших проблем окажутся решены.

Тут всё просто. Настолько просто и очевидно, что даже неловко объяснять это ещё раз. Но я объясню. Проблемы проще решать вместе, нежели в одиночку. Твои жизненные трудности будут преодолеваться эффективнее, если тебе помогут десять человек. А ты, в свою очередь, можешь быть одним из тех десяти, которые помогут ещё кому-то. Когда люди помогают друг другу, проблем у них становится не больше, а меньше. Замкнутый круг перестаёт быть замкнутым. Если бы все поступали так, люди страдали бы намного меньше, и мир был бы гораздо более счастливым местом.

Вы скажете: «Но все не поступают так». Да, верно. А почему? Хотите знать ответ — снова загляните в себя. Почему лично вы не поступаете так? Скорее всего, вы боитесь, что вот вы поможете другим, а вам не помогут. Так ведь того же боятся и другие. Люди не верят друг в друга. Так, может, стоит сделать шаг в эту сторону, чтобы кто-то увидел и поверил, что так бывает, что не все сосредоточены только на себе, что помощь приходит? Тем более, что примеры есть. Может, стоило бы решиться и стать одним из них? Чем больше таких примеров, тем больше положительный отклик на них. И тем больше меняется общая ситуация. Здесь мы имеем один из тех случаев, когда количество переходит в качество.

Не нужно откладывать свой альтруизм. Вы же не эгоисты, а нормальные люди. Не заглушайте в себе человека, не связывайте ему руки. Это напрасная жертва, она ничего не даст. Будьте не белками, бессмысленно, до изнеможения крутящимися в колесе, а людьми, идущими по жизненному пути. Идущими вместе. И путь станет легче, а цели достижимее. Сомневаетесь? А вы попробуйте.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *