Об исповеди

Вопрос: Есть ли в Учении исповедь?

Ответ: Исповедь — элемент христианства. и в основе её лежит мировоззрение этой религии. Не буду здесь рассказывать о её происхождении и сути; желающие могут легко найти всю необходимую информацию. Тем не менее, отмечу, что подобные вопросы возникают под влиянием стереотипов. Сейчас не так уж много тех, кого можно назвать верующими в полном смысле этого слова и, надо думать, ещё меньше тех, кто регулярно бывает у исповеди. И ещё меньше тех, кто на ней полностью откровенен. При этом исповедь продолжает оставаться элементом привычных представлений о религии, превратившихся в стереотипы, автоматически переносимые на другие духовные учения. Кажется, что и в них должна быть исповедь, — потому что как же без неё?

В то же время представление о самой исповеди чаще всего оказывается до крайности упрощённым. Для множества тех, кто сегодня называет себя христианами (хотя здесь я имею в виду, в основном, православных и католиков), исповедь — это не глубокое осознание своих грехов и раскаяние, очищающее душу, а рутинное, чисто техническое мероприятие, нечто вроде помывки: я пришёл к священнику, рассказал ему о своих грехах, он отпустил мне их, и теперь я за них в ад не попаду. Вот и всё. Примерно то же самое подразумевается, когда задают вопрос об исповеди в Учении. Не духовная работа над собой, а возможность легко обнулить свои грехи.

В Учении этого нет. Ни исповеди в её примитивном понимании, ни исповеди в её подлинном, глубоком смысле. У нас просто иной взгляд на духовный путь человека. Что до грехов, то их вообще нельзя отпустить или как-то смыть. Что было, то было, и из жизни не выкинешь фактов, пусть даже самых неприглядных. Правда, и вечный ад за них не грозит.

Что же до другого элемента исповеди, откровенного рассказа священнику о своих нехороших поступках и мыслях, то здесь нечто общее есть. Ведь кто такой священник для христианина? Духовный Учитель. Во всяком случае, должен им быть. Такова одна из его функций. И общий момент для всех (навскидку даже не припомню исключений) духовных учений и религий — открытость и откровенность ученика в общении с Учителем. Учитель не только передаёт ему само учение, но и ведёт его по духовному пути, помогает ему измениться к лучшему, справиться со своими худшими качествами, изжить недостатки и пороки. А для этого Учитель должен очень хорошо знать ученика, видеть его отрицательные качества, понимать, как нужно с ними бороться, с какого бока к ним подступиться в данном конкретном случае. Здесь без откровенности никак. Ученик должен доверять Учителю и максимально раскрываться перед ним. Иначе он просто не даст Учителю возможности сделать его работу. Если же ученик не доверяет ему, опасаясь, что тот использует его откровенность против него же, тогда возникает вопрос: как ты можешь учиться Истине и благу у того, кому не доверяешь? Ты думаешь, что их тебе откроет подлый, не заслуживающий доверия человек, и ты хочешь сам стать лучше, учась у него? Нонсенс. Поэтому тут принцип прост: если учишься — доверяй, если не доверяешь — не учись. Это в полной мере относится и к христианским священникам, и к нашим Учителям, и к духовным наставникам других религий и учений.

Так что если под исповедью подразумевать этот аспект, то есть откровенность ученика в общении с Учителем, то он в Учении присутствует. Однако строго говоря, это не исповедь. Нечто в общих чертах схожее — да; но по сути своей — явление иного рода.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *