Не только Учение

Что общего у различных духовных учений и религий? Странный вопрос, конечно… У них много чего общего. Так что не буду томить и сразу скажу, какую именно общность я хочу подчеркнуть. Общность, вынесенную, так сказать, на их титульный лист. То, что все они — духовные. И делом их является знакомство человека с вещами духовными, помощь в познании именно этой стороны жизни. Явления материального мира и общества они разъясняют через духовные аспекты, — но научную картину того же мира и того же общества не преподают. В некоторых из них всё, что выходит за рамки духовного, считается грешным. Наука не только в прошлом, но кое-для кого и сейчас — настоящая дьявольщина.

Да, я знаю возможные возражения: что и в прошедшие времена, во времена полной гегемонии религии, наука худо-бедно развивалась, изучение мира и человека шло, и что в определённые эпохи религиозные общества — как, например, исламское — делали большие, порой опережающие своё время научные достижения. Так-то оно так, — но нужно понимать, что достижения эти делались не религией как мировоззрением, системой взглядов и принципов жизни, а отдельными людьми, жившими в религиозном обществе. Что совсем не одно и то же. И не нужно забывать, что религия редко приветствовала научные изыскания, что учёные обычно осуждались за свои занятия, и нередко преследовались от имени религии. За их деятельность их объявляли безбожниками, — каковыми некоторые из них, несомненно, и были. Но даже в тех случаях, когда религия была более терпима к науке, в духовных учебных заведениях научная картина мира не очень-то преподавалась. Духовные учения занимались преподаванием духовного. Они показывали картину мира по религии, а не по науке. И ближе к нашему времени, и в наше время ситуация в этом плане изменилась мало: в духовные учебные заведения идут за изучением духовного, а за просвещением в научном плане идут в светские учебные заведения.

Зачем вообще люди идут в религии, зачем ищут духовные пути? Затем, что наука не даёт ответов на многие важнейшие вопросы. А духовные учения дают. Верные или неверные ответы — уже другая проблема; но дают. Поэтому те, кто туда идёт, идут не затем, чтобы им объясняли научные истины, а как раз затем, чтобы им рассказали то, чего наука не расскажет. Так что здесь имеет место своего рода консенсус: религия не заинтересована в том, чтобы преподносить нечто, что выходит за рамки её специализации по духовности, а человек приходит к ней как раз не за научными знаниями, а за духовными. Всё сошлось, к обоюдному удовлетворению.

Религия как таковая вообще не заинтересована в том, чтобы верующие познавали что-то помимо неё. Ведь их знакомство с иными точками зрения и взглядами, в особенности научными, могут поколебать её авторитет и показать её несостоятельность. Религии выгодно ограждать своих приверженцев от сторонней информации, выгодно максимально ограничивать их кругозор. Для неё это вопрос выживания.

Всё вышесказанное — не полемика, а констатация реального положения вещей. И сказано это для того, чтобы обозначить фон, на котором действует Учение, и чтобы было отчётливее видно отличие его позиции.

УЕХ — тоже духовное учение. Но не религия. И его понимание духовности очень отличается от религиозного.

По Учению, к духовности относится всё, что помогает совершенствовать Дух, частицу которого несёт в себе каждый человек. Совершенствуется же он через выработку человеком в себе положительных моральных качеств и через моральный выбор. Но что для этого нужно в первую очередь? Нужно познание. Познание окружающего мира и самого человека. Ведь для того, чтобы выработать в себе что-то хорошее или сделать правильный выбор, нужно понимать, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно. Тут нужно изучать устройство мира и систему действующих в нём законов, нужно понять место в этом мире человека и увидеть самого человека в его реальном облике. Иначе никак. Иначе это будет либо какая-то угадайка, либо объявление Истиной того, что кому-то хочется считать ею. И результат будет соответствующий.

УЕХ, как и другие духовные учения, заполняет пробелы в картине мира, рассказывая о том, что науке пока неизвестно. Но при этом оно не противопоставляет себя науке. Оба они, наука и Учение, говорят об одном и том же мире, раскрывая его с разных сторон. И стороны эти не противоречат друг другу, а дополняют друг друга. Это как если бы двое описывали сосуд с неким содержимым. Один другому расскажет о самом сосуде, а тот ему — о содержимом. Они очень помогут друг другу. Первый поймёт, для чего предназначен изучаемый им сосуд, а второй поймёт, где помещается изучаемое им содержимое. В итоге оба получат целостную картину.

Поскольку для Учения важно, чтобы люди познавали мир как он есть, во всём его многообразии, то по его логике было бы неправильно, если бы они познавали только те части мира, о которых оно рассказывает. Оно рассказывает об этом не потому, что только это и важно и больше ничего не нужно, а потому, что нужно заполнить пробелы в картине мира, которую показывает наука. При этом научная часть картины никуда не девается, и тоже подлежит познанию. Если её не познавать, тогда то, о чём говорит Учение, окажется неполным, и плохо поможет в совершенствовании Духа.

Поэтому Учение, в отличие от религии, не только не против того, чтобы его последователи изучали научную картину мира, но даже настоятельно рекомендует им это. Человек должен познавать реальность: без этого он не сможет выполнить своё предназначение, не сможет успешно совершенствовать Дух. Если он сосредоточится только на том, что Учение говорит о незримом, и будет изучать только это, он останется ограниченным, полуслепым; а само Учение тогда для него будет мало чем отличаться от религии. Иначе говоря, если изучение Учения не будет сопровождаться изучением научной картины мира, общества и человека, тогда Учение окажется малополезным, если не вовсе бесполезным. Оно учит правильно жить в мире, — но как это возможно, как его применить к миру, если мира-то ты и не знаешь?

Я скажу так: хороший последователь Учения — тот, кто изучает не только Учение.

В дальнейшем, когда у Учения появится больше возможностей, оно будет заниматься просвещением людей не только в духовных вопросах в их привычном понимании, и будет преподавать не только себя, не только свои собственные знания. Оно будет помогать познавать мир вообще, также и в части различных наук. Как своим последователям, так и всем вообще. Без познания нет развития; а люди должны развиваться. Поэтому образование с точки зрения Учения — один из приоритетных факторов, настоящая основа основ для отдельного человека и общества в целом. Подчеркну: образование как средство познания мира вообще, во всех аспектах, а не только в том, что касается содержания самого Учения. В будущем, когда Учение станет мировоззрением всего человечества, — или чуть раньше, когда, например, появится государство Учения, — образование будет одним из его приоритетов, предметом особого внимания, заботы и благоприятствования. Учение здесь именно для того, чтобы помогать людям познавать мир. В этом состоит его цель.

Ну а если говорить о ещё более близких перспективах, о ближайших годах, то актуальной задачей видится расширение кругозора последователей. Чтобы нормально развиваться и жить с пониманием того, что происходит вокруг, чтобы просто ориентироваться в мире и вообще в происходящем, они должны знать больше, чем доктрину Учения. Им нужно иметь представление об основах разных наук, об устройстве общества, в котором они живут, о человеке.

Кто-то скажет: «Но ведь всё это проходят в школе». И будет прав. Но многое ли из школьной программы сохраняется в голове, и надолго ли? Львиная доля полученных знаний выветривается вскоре после окончания школы, а очень многое и вовсе не усваивается. Школьная программа весьма обширна; часть её полезна, но другая часть — это углублённая и сложная информация, которая может пригодиться разве что специалистам. Помните, была когда-то популярная песня со словами «Нынче в школе первый класс — вроде института»? Так вот большинство такой малополезной, порой и явно лишней информации из головы выбрасывается, а вместе с ней выбрасывается многое полезное, что в самом деле необходимо знать.

Ввиду этого было бы очень нужно даже взрослым людям повторять кое-что из пройденного. Не в тех жутких объёмах, какие пытаются впихнуть через школьные учебники, а хотя бы в общих чертах. Чтобы помнить и ориентироваться. Как говорится, лучше меньше, да лучше. Чтобы человек имел основные представления об истории, физике, биологии, астрономии и других научных дисциплинах, о том, что касается общества, и т.д. Пусть это не будет много томов с зубодробительными погружениями в детали и сложные нюансы. Пусть это будет небольшая книжка по каждой дисциплине, где будут понятным языком изложены основы. Чтобы в голове человека вырисовалась ясная картина, пусть и более-менее общая, и чтобы ему нетрудно было время от времени перечитать книжку, дабы освежить знания в памяти. Чтобы где-то что-то увидев, услышав или прочитав, он понимал, что к чему, а не смотрел, как морская свинка на вертолёт. Словом, у него должен быть кругозор, хотя бы общий. Это необходимо. Без этого, если по-хорошему, последователю Учения нельзя. И потому нам было бы полезно кроме книг, статей и прочих материалов, посвящённых самому Учению, иметь также и такие учебники, и организовать по ним занятия для последователей, — как изучение, так и повторение, чтобы не забывать.

Это станет возможно со временем, — когда среди нас появятся специалисты, могущие написать такие учебники для общего развития и создания приемлемого кругозора, либо когда мы сможем как-то иначе решить данный вопрос. А пока что держим это в уме как очень важную часть того, что нужно воплотить в жизнь.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *