Мир на грани… чего?

Наверное, каждому доводилось слышать нечто вроде «Мир подошёл к краю пропасти», «Мир находится на грани глобальной катастрофы», и даже, нередко, «Скоро наступит конец света». Всё это способно нагнать жути, — что со многими и происходит. В воздухе как будто висит ощущение надвигающегося если не апокалипсиса, то, во всяком случае, чего-то очень плохого, в мировом масштабе.

Впрочем, такие ощущения были у людей всегда. Самое яркое выражение они получают в представлениях о неизбежном конце света, который должен произойти очень скоро. Или не очень скоро, — но от этого не менее страшно. Вся история человечества усеяна подобными предсказаниями и ожиданиями. Кроме этого, во все времена многие ворчат, что люди уже не те, что всё испортилось, что общество стало растленным, глупым, жадным и жестоким, а вот раньше было не так, и всё теперь плохо, и ничего хорошего впереди не видно, а виден только полный развал и мрак. В каждом поколении, на протяжении тысяч лет, есть те, кто так говорит. Они уверены, что раньше было лучше. Но их плохое и мрачное «сегодня» — это хорошее и светлое «вчера» более молодого поколения. С точки зрения людей мир всегда стоит на краю пропасти, или даже уже начал падение. Да вот всё никак не упадёт. То есть это довольно обычное восприятие мира. Ничего нового в этом нет. Так многими воспринимаются перемены.

Здесь мне могут указать на то, что Учение тоже говорит о мире, стоящем на краю пропасти. Значит, в нынешней ситуации есть нечто особенное, принципиально отличное от прежних реалий, что делает ситуацию реально опасной, — иначе о чём было бы говорить? Да, верно. И о том, в чём заключается это отличие, Учение тоже говорит. Никогда ещё не было такого, чтобы человечество могло уничтожить себя сразу и полностью. Сейчас может. Поэтому сейчас оно впервые на самом деле стоит на краю пропасти. Правда, Учение подчёркивает, что у человечества должно хватить инстинкта самосохранения и здравого смысла на что, чтобы не сделать фатального шага. То есть несмотря на всю серьёзность ситуации, наш прогноз оптимистичен. Что же касается конца света как некоего сверхъестественного события, которое положит конец миру и человечеству, которые мы знаем, то это Учение просто отвергает. Ничего такого не будет, и быть не может.

Так если ни военного, ни сверхъестественного армагеддона не произойдёт, то, стало быть, всё нормально? Или как там насчёт некой совокупности обстоятельств, которая постепенно ведёт мир в пучину мрака? Что-то такое есть, или это тоже всего лишь страх ретроградов перед переменами и та жуть, которую они напускают на всех остальных?

А вот тут всё уже посложнее. Давайте набросаем текущую ситуацию, в общих чертах, очень крупными мазками, и посмотрим на то, что вырисуется в итоге.

При самом беглом взгляде кажется, что всё, в общем и целом, хорошо, и в дальнейшем имеет стать ещё лучше. Наука, как метод познания мира, за последние столетия совершила колоссальный рывок и принесла небывалое количество знаний. Этот рывок продолжается, и по ряду направлений даже ещё ускоряется. Сравнимыми темпами идёт развитие техники, что делает различные роды деятельности легче, а нашу жизнь ощутимо комфортнее. Люди вышли в космос, и уже в обозримой перспективе начнут заселять другие планеты, осваивая их ресурсы. А пока вполне успешно идёт освоение ресурсов материнской планеты. Совершены огромные достижения в медицине, побеждён ряд страшных болезней, и общая продолжительность человеческой жизни постепенно увеличивается. В мире устанавливаются демократические режимы. Свобода признана безусловной ценностью. Всё плотнее становятся взаимосвязи, в том числе экономические, между странами и народами, укрепляются принципы соблюдения прав человека, гуманизма, равенства, взаимопомощи, уважения и терпимости. Культура и искусство обретают всё новые и всё более богатые формы выражения. Ну и так далее.

Всё это действительно есть. Но вместе с тем есть и ощущение всё возрастающего раздрая, ощущение надвигающегося чего-то очень неприятного и угрожающего. Очень многие вам это подтвердят. Оно концентрированно витает в воздухе. Ощущение вот той самой пропасти. Почему так? Почему нет всеобщего ощущения благоденствия, счастья и ослепительно светлых перспектив? Ну не может же это быть просто подспудный страх перед переменами, тем более положительными, — у современного-то человека, который способен оценить такие перемены по достоинству.

И опять всё верно. Причина же в том, что перечисленные положительные перемены имеют и обратную сторону. А некоторые просто не могут перевесить отрицательных явлений. А ещё некоторые имеют побочные последствия, порождающие новые минусы, причём настолько серьёзные, что и породившие их плюсы оказываются под вопросом.

Наука и техника бегут вперёд, но общий нравственный уровень человечества от них существенно отстаёт. В результате наука становится некой вещью в себе, направленной на саму же себя, и оттого утрачивающей моральные ограничители. Техника, пускающая научные находки в дело, порождает новые и новые виды вооружений, всё более разрушительные. Разработки же, облегчающие жизнь, уже начинают заменять людям их естественные способности и умения: от людей всё меньше требуется запоминать, считать, читать, писать, ходить, заниматься физическим трудом и проч. Это не столько развивает человека, сколько делает его слабым, — физически, умственно, психологически. Жизнь, вроде бы, улучшается, появляется всё больше способов решения жизненных проблем, — а проблем с психикой у населения всё больше, и такие профессии, как психиатр, психолог, психоаналитик, психотерапевт и им подобные, востребованы как никогда. Общество на глазах становится всё более неадекватным; у него всё быстрее «едет крыша». Становится всё больше всевозможных ненормальных и маньяков, а также наркоманов и алкоголиков. У людей, живущих, казалось бы, в достаточно благополучном обществе, происходят срывы, они режут свои семьи, расстреливают друг друга на улицах, в магазинах, кафе, школах. Отчасти здесь играет отрицательную роль индустрия развлечений, — в частности, компьютерные игры, прививающие жестокость и легкомысленное отношение к человеческой жизни. И тут уж к слову о компьютерах, — тем более, что я начал с научно-технического прогресса. Идущие сейчас разработки искусственного интеллекта, в перспективе подразумевающие создание чего-то сравнимого с человеком, или даже поумнее, тоже вызывают беспокойство. Потому что это, ни много, ни мало, создание нового разумного вида, психика которого будет едва ли предсказуема для человека (который и со своей-то психикой разобраться не может). И кто знает, чем обернутся такие игры с разумом. Только в романтичных научно-фантастических утопиях всё с этим проходит без проблем и заканчивается ко всеобщему удовольствию и пользе.

Ресурсы нашей планеты осваиваются успешно, — но и алчно, хищнически. Экология гибнет. Дыры в озоновом слое, загрязнённая атмосфера, кислотные дожди, отравленные реки и океаны, опустошаемые недра, уничтожаемые леса, истребляемые виды животных и растений, и прочее, прочее, прочее. Система природы планеты расшатывается и ломается, и это ещё будет приводить к страшным последствиям. Когда мы начнём расселяться по другим планетам, там повторится то же, не так ли? Тот же грабёж природы и насилие над ней. Ну а когда люди вытащат в космос очередное новейшее оружие, — а это подразумевается самим ходом событий и их логикой, — тогда стратегические бомбардировщики с ядерным оружием на борту покажутся детскими игрушечными самолётиками.

Медицина очень серьёзно продвинулась, это да. Но по-настоящему хорошее медицинское обслуживание — оно далеко не для всех. Оно для меньшинства. Некоторые опасные болезни побеждены, но другие — нет. И появляются новые (как раз научный прогресс делает возможной разработку возбудителей некоторых из них, как биологического оружия). Последний сюрприз — коронавирус. Он сильно напугал всех; и, кажется, история с ним ещё только начинается. Жертв много, и будет ещё много. Но самое страшное, возможно, даже не это, а то, что, по некоторым сообщениям, он как-то влияет на генетику человека. Если это правда, то он может стать бомбой замедленного действия, заложенной под человечество как под биологический вид. Ну а пока он обрывает естественные связи между людьми, — каковые связи, откровенно говоря, всё более скорыми темпами ослабевали и до него. Теперь — маски, социальная дистанция, самоизоляция, общение всё больше в виртуале, даже работа по удалёнке. Люди привыкают к этому. Человек всё больше отрывается от общества, его социализация уменьшается, — хотя, по идее, с увеличением числа удобных средств коммуникации она должна увеличиваться. Общество не формируется как некое единое целое с тесными внутренними взаимосвязями и взаимной заинтересованностью, а наоборот, норовит распасться на некие эмансипированные друг от друга единицы. Не только из-за карантина; он просто органически вписался в общую тенденцию. И такой распад может привести к нежизнеспособности общества как явления, как системы социальных связей.

Демократия вроде бы уверенно шествует по планете, — но в действительности она себя всё больше дискредитирует и всё больше утрачивает доверие. Хотя бы потому, что всё вернее превращается в фабрику, производящую диктатуры. Специалистами уже даже поднимаются вопросы типа «А существует ли демократия вообще, а возможна ли она?». Да, они звучали и раньше, но были, вроде бы, разрешены в положительном ключе. Однако практика показывает, что нет. То есть самая авторитетная государственная система грозит оказаться несостоятельной. Вот это чревато самой настоящей катастрофой мирового масштаба. И тоже витает в воздухе. Соответственно оказываются под сомнением и демократические ценности. Они либо не соблюдаются, несмотря ни на какие декларации, меморандумы и призывы, либо навязываются насильно. И я даже не о том, о чём вы, вероятно, подумали, — то есть не об экспорте демократии в страны третьего мира при помощи военной силы. Я о насильственном навязывании упомянутых ценностей внутри уже самих развитых демократических государств. Они насаждаются диктаторскими методами. Попробуй не согласись с утверждённым их набором, попробуй не быть уважающим чужое мнение, терпимым, толерантным, политкорректным и т.д., попробуй возразить, — и тебя ошельмуют, изругают, отовсюду изгонят, принудят извиняться, а твоё личное мнение забьют тебе молотком обратно в глотку. И если не посадят, то можешь считать, что достаточно легко отделался. Иначе говоря, вся эта терпимость и толерантность оказывается фикцией, поскольку работает только в одну сторону, — в сторону некоторых привилегированных групп населения. Чем больше свободы у них, тем меньше её у всех остальных. Это порождает в обществе нарастающее ощущение какой-то большой неправды, некоего грандиозного обмана. И вызывает чувство разочарования и растерянности. И подвигает общество к расколу.

Вполне естественно, что те же декларируемые на международном уровне принципы взаимного уважения и сотрудничества на практике соблюдаются, прямо скажем, так себе. Правительства обмениваются высокопарными, и при этом очень скучными в своей казённой доброжелательности заявлениями, а национализм в своей худшей форме, как безусловное превознесение своей нации над другими, тем временем процветает. Многие всё так же презирают инородцев и не считают их равными себе. Национализм то здесь, то там с лёгкостью переходит в шовинизм, и подбирается к опасной черте, за которой начинается нацизм. То же самое и в межконфессиональных отношениях. Рисуемая официально картинка сильно отличается от реальности. Ведь люди так до сих пор и не научились уважать мировоззрения друг друга. Поэтому в нынешнем «мире терпимости и взаимного уважения» снова и снова вспыхивают религиозные конфликты, происходят убийства и теракты. Национализм (обычно выдаваемый за патриотизм) и религиозная вражда приводят к войнам. Да: люди в наше «просвещённое» время воюют так же, как и раньше, — часто, охотно и жестоко. Ну а об опасности войн с использованием новых видов оружия я уже упоминал выше. Опять же, даже самые благополучные страны сотрясаются внутренними конфликтами, которые всё больше обостряются. Некоторые из таких стран, как кажется, приближаются к критической точке, за которой следует распад. Что, конечно же, только прибавит в мире хаоса.

О культуре скажу, что в ней становится всё меньше позитива и созидания, в широком смысле этого слова. Это раньше искусство сеяло, в основном, разумное, доброе, вечное. Теперь оно всё больше продуцирует, в лучшем случае, бессмыслицу и глупость, а в худшем — эгоизм, жестокость, безнравственность, смакует всю грязь, какую только можно найти в человеке, узаконивает её как норму, пропагандирует и культивирует. И в этом не последнюю роль сыграло поднятие на щит свободы как высшей ценности. Свободы в максимально примитивном и эгоистичном её понимании. Безусловно, свобода — одна из величайших ценностей. Но именно поэтому, будучи извращённой, она начинает представлять одну из величайших угроз, — так как вся её созидательная мощь переходит в свою противоположность.

Такова изнанка всего того, что я перечислил в начале. Причём хотя это и изнанка, она ни от кого не скрыта. Многие просто видят это, ибо умеют смотреть на другую сторону явлений, процессов и событий. Другие доходят через обдумывание. Третьи чувствуют. Четвёртые предугадывают интуитивно. И всё это вместе вызывает то самое тоскливое ощущение надвигающейся огромной бури. Всё, вроде, хорошо как никогда, и в перспективе обещает становиться только лучше, — но твои чувства кричат, что впереди угроза чего-то страшного, какого-то глобального слома, распада и переворота. Пропасть дышит в лицо мира.

Так что же с ним будет? На грани чего он находится? Можно сказать с уверенностью: на грани больших перемен. Не гибели, нет. Но болезненных изменений. Болезненных, потому что многие накатанные пути окажутся тупиковыми, многие истины окажутся иллюзиями, многие перспективы окажутся обманом, многие надежды окажутся самообманом. Произойдёт вынужденная переоценка ценностей. Многое, что сейчас кажется необходимым и незыблемым, разрушится. А новое будет собираться заново, начиная с самых основ. И со временем это будет уже другой мир. С наукой, космосом, свободой и искусством. Но не столько благодаря тому, что есть сейчас, сколько вопреки.

Когда это произойдёт? Да уже происходит. Потому что начало падения старого — это начало становления нового. Другой вопрос — когда перемены станут совсем уж очевидны для всех. Тут предсказать трудно. Может, через десятилетие. Может, через несколько. Для нас важно, когда, а для мира важно, что это неизбежно случится. Давайте ждать вместе с миром, и давайте участвовать в переменах вместе друг с другом. Ведь перемены во плоти — это мы с вами.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *