Драгоценный пояс CVI, 1-2)

Иной думает, как бы ему научить своего ребёнка доброму. А прежде надо думать, как бы не научить его дурному. (Драгоценный пояс CVI, 1-2)

Учить своего ребёнка доброму, хорошему, — это замечательно. И какому нормальному родителю не хочется, чтобы его ребёнок вырос приличным человеком? Однако когда начинаешь разбираться с этим, сразу открывается несколько принципиальных проблем. Одна из них — а точно ли родители знают, что из себя представляет это доброе? Их-то самих как учили? Какие моральные нормы привили, и насколько глубоко? Может ведь оказаться и так, что это шепелявый учит кого-то правильной дикции. Ну с этим, правда, ничего не поделаешь: уж каков он есть, таков есть, и учит как может, — потому что такова его обязанность. Насчёт того, каковы прививаемые отпрыску моральные нормы, тоже сейчас придираться не будем, — хотя это и первостепенно важно. Пусть они субъективны, но более-менее соответствуют общеизвестным принципам, каковые сейчас можно не перечислять. Пусть их прививание даже неплохо удаётся. Но вот тут возникает вторая проблема. Сформулировать её суть можно, например, следующим образом: как сделать так, чтобы научая ребёнка хорошему, ещё больше не научить его плохому?

Родители подают своим детям примеры не только хорошего, но и дурного. Причём хорошее зачастую зависает где-то на уровне теории, тогда как плохое почти всегда практично. Да, есть и такие родители, которые учат детей врать, воровать и применять насилие, если это выгодно, если помогает добиться цели. Или не отказывать себе ни в чём, даже в аморальных удовольствиях, если возможности позволяют. К счастью, таких родителей, видимо, всё же меньшинство. В основном детей стараются научить чему-то хорошему. Однако здесь работает один важнейший принцип: никогда сам на практике не опровергай того, чему хочешь кого-то научить. А что мы часто видим? Ребёнку говорят, что воровать нельзя, — и тут же, на его глазах, тащат что-то с работы домой, пусть и по мелочи. Ему говорят, что нельзя быть грубым и орать на людей, — и тут же матерятся и орут на него самого. Ему говорят, что врать нехорошо, — и тут же, когда звонит домашний телефон и ребёнок берёт трубку, его просят: «Скажи, что меня нет дома». И ещё масса подобного.

Тут получается даже нечто похуже, чем научить ребёнка плохому. Потому что если его научили плохому, и хорошего он не знает, то у него остаётся возможность однажды узнать хорошее и измениться. А тут его просто-напросто разуверяют в хорошем. Ему как бы говорят: «Вот хорошее, — но его можно не ценить и не соблюдать. Оно ничего не значит». То есть хорошее не скрывают, а показывают, и потом на глазах ребёнка выбрасывают в мусор. Заодно тем самым ещё и научая его лицемерию, привычке пропагандировать одно, а делать другое. Видевший такие примеры ребёнок имеет все шансы вырасти циником, смеющимся над моральными принципами и считающим тех, кто им всерьёз следует, дураками. Такое «воспитание» надламывает его изнутри, калечит его психику, внушает ему, что мораль — всего лишь пустые слова. И это пойдёт дальше, — потому что он будет «воспитывать» своих детей так же.

И ведь здесь идёт речь вовсе не о каких-то мерзавцах, задавшихся целью научить своего ребёнка дурному. Нет: эти люди как раз вполне искренне могут объяснять, что врать плохо и т.д. Но то, что они сами не умеют следовать тому, чему учат, производит поистине разрушительный эффект. Пытаясь научить хорошему, они могут причинить вреда больше, чем если бы целенаправленно учили плохому. И это трагичнее и обиднее всего.

Хотя всё может быть и ещё проще. С младенчества ребёнку просто подают дурной пример. А потом, когда вознамерятся научить его чему-то хорошему, окажется, что надо уже переучивать, что гораздо труднее.

Поэтому родителям, желающим научить своего ребёнка доброму, нужно прежде обратить внимание на своё поведение. Нужно постараться для начала не испортить почву, в которую они собираются бросать добрые семена, не засорить психику ребёнка и не вывихнуть её. Потом исправить это, даже самыми большими усилиями, будет чрезвычайно сложно, — если вообще возможно для них.

Вывод же здесь очевиден: воспитание ребёнка нужно начинать с себя. То есть его воспитание надо начинать даже не с младенчества, а ещё до его рождения. Чтобы он, придя в этот мир, сразу увидел то доброе, которому ему предстоит научиться.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *