Что в имени?..

— Отлично-с. Что же, в конце концов, нужно, чтобы вас прописать и вообще устроить всё по плану этого вашего домкома? Ведь у вас же нет ни имени, ни фамилии.
— Это вы несправедливо. Имя я себе совершенно спокойно могу избрать. Пропечатал в газете, и шабаш.
— Как же вам угодно именоваться?
Человек поправил галстух и ответил:
— Полиграф Полиграфович.

М. Булгаков. «Собачье сердце»

Имя — одна из самых простых вещей, и в то же время одна из самых загадочных. Оно есть у каждого, и это обычное дело. Просто захотели назвать ребёнка понравившимся именем — и назвали. Вот оно уже связано с ним. Но чем оно стало теперь, когда превратилось в часть его жизни? Теперь оно обозначает его, вот этого конкретного человека, как бы закрепляет за ним определённое место в мире. Оно как будто стало частью человека, частью его сущности. Неудивительно, что в некоторых культурах свои настоящие имена скрывали, полагая, что зная имя человека можно получить над ним власть. То есть согласно этим верованиям, имя — штука магическая. Даже в наше время кое-где сохранились их отголоски. А ещё они перекочевали в фэнтези.

Какое значение имя имеет на самом деле? Проще всего было бы ответить так: такое значение, какое придаёт ему носящий его человек. В принципе, если не желать углубляться в тему, можно было бы принять и такой ответ, как рабочую версию. Но мы ведь желаем углубиться. Поэтому для нас всё будет несколько сложнее. И интереснее.

Прежде всего естественным порядком возникает следующий вопрос: правильно ли, что человеку даёт имя кто-то другой, пусть даже и родители, или правильнее выбирать его самому? Понятное дело, младенца нужно как-то назвать; но что потом, когда он уже стал взрослым? Имя можно сменить — но следует ли это делать? Тут возможны несколько подходов. Например, у имени может быть сакральное значение, которое придают ему именно родители, как те, кто дал своему ребёнку жизнь и кто заботится о нём не только в обычном, но и в сакральном пространстве. Такое имя может иметь охранительную функцию, привлекать покровительство высших сил, призывать на ребёнка какие-то положительные качества и т.п. Или оно как раз временное, детское, и после совершеннолетия он получит новое, взрослое имя. Он выберет его сам, или снова получит от родителей, или, например, от племени, — здесь возможны разные варианты, в зависимости от обычаев того или иного народа. Такие имена, как правило, что-то означают, как-то характеризуют данного человека. То есть они связаны с его личностью гораздо глубже и сильнее, чем имя, просто понравившееся родителям. Сменить такое имя — значит как бы разрушить что-то важное, или же такой поступок может иметь нечто общее с ложью. А если родители в самом деле дали просто понравившееся имя? Поменять его не будет ли знаком неуважения к ним? А если его дали в честь, например, умершего уважаемого родственника, не будет ли это неуважением вдвойне? С другой стороны, см. выше, если имя есть важный атрибут человека, почему кто-то решает, как и в честь кого ему называться? И не будет ли гораздо большим знаком уважения к умершему родственнику, если он сам назовётся в его честь, а не просто смирится с чужим решением? Хотя если смирился, то есть согласился, значит, это и его выбор тоже. Хотя, опять же, он может просто не желать проявить неуважение, тогда как имя может быть ему неприятно.

В общем, стоит задаться подобным вопросом, как сразу вскрывается куча нюансов, — и упомянутых выше, и других. Но большинство людей всем этим не заморачивается, и просто носит то имя, которое получило от родителей. Традиционно выбирают они, а там свыкнешься, и будет нормально.

Нельзя не упомянуть также прозвища и клички. Вот они-то обычно как раз отражают нечто присущее человеку, — скажем, некое личное качество или черту внешности. Не делает ли их это, в каком-то смысле, чем-то более адекватным личности, а следовательно, более значимым, чем имя, взятое с потолка? Такое соображение может звучать странно, но в нём есть смысл. Ведь получается, что это нечто примерно аналогичное говорящим именам индейцев или других народов, у которых имя что-то рассказывает о данной конкретной личности. То есть больше соответствует её идентичности. Тут впору задуматься — уж не является ли прозвище, пусть и не всегда, именем в большей степени, чем само имя?

Кроме того, существуют такие штуки, как псевдонимы, никнеймы в Интернете и прочее подобное. Тут уж каждый выбирает сам. Мотивации могут быть разные. Скрыть свою личность. Наконец, в кои-то веки, назваться именем, которое нравится. Просто как-то обозначить себя, например, для оставления где-нибудь в сети единоразового комментария. Или ещё что-нибудь. Вопрос: что в этом случае происходит с идентичностью человека? Он её теряет, или она меняется от того, что кто-то знает его под другим именем-псевдонимом-ником? У кого-то этих псевдонимов или ников может быть не один и не два. Сколько бы их ни было, идентичность от этого вряд ли поменяется. Он останется всё тем же человеком с тем же именем, придумай он себе хоть десяток псевдонимов. Но если он даже поменяет имя и получит новый паспорт, он снова останется всё тем же человеком, только с другим именем. Так чем же тогда имя принципиально отличается от псевдонима или никнейма? Тут и известная пословица вспоминается: «Хоть горшком назови — только в печку не ставь». По-моему, очень к месту вспомнилась.

Можно возразить, что для некоторых с переменой имени в жизни меняется как раз очень многое. Такое замечание будет дельным. Только не надо путать последовательность событий. Не перемены в жизни являются следствием смены имени, а наоборот. Простейший вариант — человек хочет порвать с прошлым, отмежеваться от чего-то. Для него это имеет огромное психологическое значение. Хотя и тут есть нюанс. Значение для него будет иметь скорее факт смены имени, нежели оно само. Оно-то как раз тоже может быть взято хоть с потолка.

Другой вариант — принятие нового имени в ознаменование кардинальной духовной перемены в жизни. Например, принятие другой религии, вообще вступление на новый духовный путь. Скажем, принятие нового имени при крещении. Оно может тоже не иметь смысловой связи именно с личностью новоокрещённого, но будет иметь значение как символ важного жизненного рубежа. И в этом разрезе оно будет в какой-то степени удостоверять изменения в идентичности человека, так как само станет её частью. Поэтому даже взятое произвольно, оно будет очень важно. Если же оно взято в честь какого-нибудь святого, особенно того, на день которого пришлось крещение, тогда его значимость окажется ещё больше. Или принятие нового имени при пострижении в монахи. Тоже колоссальная перемена. Практически, начало новой жизни. Новое имя как ознаменование нового рождения — что, кстати, можно отнести и к крещению — будет вполне уместным. А если оно ещё и само по себе несёт какой-то особый смысл, тогда тем более.

Это пример из конкретной религии, — но набрасывать примеры из других религий нет нужды, так как смысл будет примерно таким же.

Мне думается, что всё вышесказанное при всей своей лаконичности и далеко не полном перечне примеров того, чем может быть имя, показывает, насколько это непростая штука. Единого общепринятого подхода к пониманию сущности имени нет; всё определяют культурные и мировоззренческие особенности того или иного народа, региона, духовного пути. Увязать это с какими-то законами Природы и оценить с такой стороны тоже сложно. Во всяком случае, пока таких наработок не хватает, даже в Учении. Однако как-то подытожить всё это можно, исходя из здравого смысла и логики.

Прежде всего нужно констатировать, что имя — в самом деле идентификатор. Оно обозначает конкретного человека. Только идентификатор очень зыбкий. Много людей носят одинаковые имена, — что превращает последние в большую условность. Для конкретизации можно добавить отчество и фамилию, — но полные тёзки тоже бывают. Можно дать ребёнку сразу несколько имён, как принято в некоторых культурах. Но ведь, в сущности, личность остаётся личностью, и она уникальна, какое имя ей ни дай, — хоть широко распространённое, хоть единственное в своём роде. Да, в последнем случае человек будет чуть более заметен, такое имя станет своего рода изюминкой, — но что это меняет по существу? Смени он имя на обычное, он останется тем же человеком. Уникальные имена — довольно эфемерные изюминки, и служат они зачастую больше для имиджа, нежели как идентификатор личности. Она же в любом случае идентична себе.

Отсюда можно сделать вывод, что имя как простейший идентификатор, конечно, нужно, но, парадоксальным образом, именно в этом своём амплуа оно имеет довольно небольшое значение. Оно может быть очень распространённым, его можно сменить, притом не один раз, и даже уникальное имя перестаёт быть таковым, стоит ещё кому-то назваться так же. Словом, идентификатор очень слабый, неэффективный. Потому всевозможные псевдонимы и никнеймы по сути своей мало отличаются от имён. Ты захотел — и сменил псевдоним или ник, захотел — и сменил имя в паспорте. То есть обычное имя — это не нечто сакральное и неприкосновенное, имеющее глубокую связь с сущностью данного конкретного человека. Под «обычным» я подразумеваю такое имя, которое изначально не несёт в себе специального смысла. Разница между ним и каким-нибудь ником в Интернете, состоящим, как это часто бывает, из невразумительного набора букв и цифр, невелика.

Тем не менее, имя — это всё же достояние личности. Можно сравнить его с одеждой. Ты одеваешься так, как хочешь. И даже если ты следуешь моде или носишь униформу, в конечном счёте это всё равно твой выбор. А вот ребёнка одевают родители. Они же дают ему имя, которое он носит, пока не станет совершеннолетним и не получит право сменить его. Учение согласно с этим. Ребёнок или подросток может брать себе псевдонимы, никнеймы, носить особое имя в каком-то сообществе, — но имя, данное родителями, он может сменить только став полностью взрослым. По Учению это 21 год. Но зато тогда родители не должны иметь права запретить ему сделать это. Он сам строит свою взрослую жизнь, и имя — её часть.

Далее. Имя как ознаменование важных перемен в жизни, особенно чего-то вроде нового рождения, имеет гораздо большее значение, — прежде всего, психологическое. Оно становится частью как бы нового человека, появившегося в результате глубокой перемены, и обозначает именно его в её контексте. Это делает такое имя в большей степени связанным с уникальной сущностью данной личности, чем обычное имя. Последнее, кстати, может при этом тоже остаться, — так некоторые носят и светские имена, и духовные, или даже партийные, в сравнении с которыми по значению для самого человека, и не только, имя в паспорте выглядит лишь как формальность.

Действительно большое значение — и как идентификатор, и психологическое — имеет имя, которое несёт в себе нечто, связанное именно с данным конкретным человеком, подчёркивает что-то из его индивидуальности, что-то сообщает о нём. Даже что-нибудь вроде хрестоматийного Зоркого Сокола из историй про индейцев — говорящее имя, отражающее реальное качество человека и, таким образом, действительно связанное с его сущностью. Оно имеет смысл и имеет значение для восприятия этого человека и другими, и им самим. То же, как уже было замечено, может относиться к прозвищам и кличкам, которые многим дороже, чем данные родителями имена. К слову, о родителях. Любопытный момент: имя и фамилия — дело наживное, а вот отчество говорит об имени отца. И даже если ты полностью переписал свои данные, имя отца от этого не изменится. Можно несколько раз переназваться самому, — имеешь право и возможность, — но твоё настоящее отчество останется тем же, что и в момент рождения. То есть оно является частью твоей сущности даже в большей степени, чем твоё собственное имя. Такая вот загогулина.

Значимое, говорящее имя важно в любом случае. Но особенно тогда, когда оно принято в связи с каким-то основополагающим событием. Совершеннолетие, принятие духовного пути, совершение подвига или огромного достижения, возложение на себя важного долга и тому подобное, что меняет жизнь и придаёт личности как бы новое измерение. Такое имя играет важную роль для идентичности человека; оно в буквальном смысле слова становится элементом уникальной личности. И вот уже его менять будет неправильно. Это как отрезать часть себя. То есть сменить-то можно, — но это будет означать, что, скорее всего, и принималось такое имя не всерьёз, а было надето как маска, которую можно просто снять и выбросить. С чем бы сравнить?.. Ну, это примерно как большая любовь и брак на всю жизнь, — а через месяц ты уже идёшь налево, а через три разводишься. Так же лживо, неприглядно, и едва ли достойно уважения.

Согласно Учению, имя, принятое в таких обстоятельствах, даже не говорящее, — а тем более говорящее, — имеет особое значение, и оно должно быть на всю жизнь. Его можно избрать самому, или его может дать тебе тот, за кем ты признаёшь такое право, — тогда это тоже будет твоим выбором. И менять его не следует. Это станет отказом от части своей идентичности. Если угодно, сильным её обесцениванием.

Подводя итог. Можно сказать, что имя — штука двойственная. Оно может иметь либо не очень много значения, либо очень много. Его либо можно легко менять, либо менять вообще не следует. Всё зависит от того, какой смысл в него вложен, содержит ли оно в себе нечто кроме приятного созвучия. Оно может быть либо просто словом в паспорте, либо важной частью жизни; либо просто способом как-то обозначить себя для кого-то, либо способом восприятия себя как личности и определения своего места в мире. И распоряжаться им человек должен сам.

Вот такая картина, если совсем кратко. Я тут не беру каких-то специфических моментов, присутствующих в обычаях и традициях разных народов и в различных верованиях. Речь идёт о самом общем понимании вопроса, как это видится со стороны Учения. Это может стать отправной точкой для дальнейшего разбора, хотя бы, например, с рассмотрением тех самых специфических моментов и прочих нюансов, — но не сейчас.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *