Падение замка Ако

padenie-zamka-ako

Под порывом весеннего ветра
Цветы легко опадают.
Я ещё легче
с жизнью прощусь.
И всё ж — почему?

Предсмертное стихотворение Асано Наганори

«Падение замка Ако» — японский художественный фильм 1978 года, экранизация знаменитой истории 47 ронинов.

Эта история началась в 1701 году. Церемонимейстер сёгунского двора князь Кира Ёсинака из зависти оскорбил князя Асано Наганори. Тот вспылил, выхватил меч и попытался убить обидчика, — но лишь неопасно ранил его. Обнажение меча во дворце считалось недопустимым, и сёгун был разгневан. Поэтому Асано без надлежащего расследования был приговорён к сэппуку, которое и совершил в тот же день. Кира не был признан виновником ссоры и не понёс соответствующего наказания: его лишь отправили в отставку. Это было воспринято вассалами князя Асано как вопиющая несправедливость. Они попытались добиться наказания для Кира, но потерпели неудачу. Тогда группой из 47 самураев (теперь — ронинов, поскольку князь Асано был мёртв, его клановое имя было упразднено, а владения конфискованы) во главе с Оиси Кураносукэ, главным советником Асано, было принято решение восстановить справедливость и отомстить за господина. Самому младшему из мстителей было 14 лет, самому старшему — 75. Почти два года они готовились к отмщению и выжидали возможности. 14 декабря 1702 года они атаковали усадьбу, где находился тогда князь Кира, захватили его и предложили совершить сэппуку. Он отказался, и тогда Оиси собственноручно обезглавил его. После этого они отправились в храм, где был похоронен князь Асано, возложили голову Кира на его могилу и сдались властям. По итогам разбирательства они были приговорены к сэппуку, а после похоронены при том же храме, что и их господин.

padenie-zamka-ako2

Храм Сэнгакудзи

padenie-zamka-ako3

Могилы 47 ронинов

Я не сторонник идеи мщения. Но глубоко уважаю верных и целеустремлённых людей, готовых на самопожертвование во имя справедливости. Сорок семь ронинов прекрасно знали, что будут приговорены к смерти, — и всё время, пока готовились к мести, они жили с сознанием этого. И когда их приговорили, они были давно готовы, приняли приговор как нечто само собой разумеющееся и спокойно, с чувством выполненного долга, ожидали приказа покончить с собой. В фильме это заключительная сцена — и, в то же время, одна из самых сильных. Они сидят, одетые в белое, и обмениваются последними фразами. Затем одного из них вызывают. Он встаёт и выходит. Спустя краткое время вызывают следующего. Последним остаётся Оиси. Прощаясь с лицами, надзирающими за приведением приговора в исполнение, он говорит о своих товарищах: «Это были великие люди». Я с ним согласен. В другом месте я написал об этом так:

Доброе и дурное переплетаются так, что временами непонятно, где заканчивается одно и начинается другое. Вот прекрасный пример тому.

Сорок семь преданных вассалов отомстили, а затем спокойно приняли приговор и покончили с собой. Что хорошего они сделали? Мстить не следует: это зло. Убийство — тоже зло, всегда, во имя чего бы оно ни было совершено. Самоубийство также нельзя одобрить, если оно не имеет целью спасение других людей. Сорок семь совершили всё это. Но в то же время они достойны глубочайшего уважения, — и обрели таковое заслуженно.

Такая преданность долгу, целеустремлённость, терпение, храбрость и спокойствие перед лицом смерти поистине заслуживают того, чтобы быть примером для всех. Даже неправильное дело можно сделать так, что это будет вызывать восхищение. И тем, кто никогда не мстил и не совершал иного большого зла, но и не отличился упомянутыми выше благородными качествами, тут есть чему поучиться. Такая верность долгу подобна скрепам, удерживающим Вселенную от разрушения, а такая готовность к смерти стоит целой жизни, прожитой в страхе перед ней.

Если бы люди делали правильные дела так, как сорок семь сделали своё неправильное дело, мир был бы иным.

Большая сотня, 8

Что ещё я могу к этому добавить? Только одно. Могилы сорока семи стали для японцев местом особого почитания. Туда приходят, чтобы отдать долг восхищения и уважения. И если бы мне предложили посетить в Японии только какое-нибудь одно место, то это было бы кладбище при храме Сэнгакудзи.

Историю 47 ронинов экранизировали и до, и после 1978 года. Но я очень сомневаюсь, что она когда-либо была или будет показана лучше, чем в «Падении замка Ако». Мало того, что фильм снят достаточно точно по историческим событиям, — он и сам по себе очень впечатляет. Это почти трёхчасовая эпопея, снятая красиво и с нотой трагизма, которая ясно ощущается на всём протяжении картины. Хорошая режиссура, отличная игра актёров (в небольшой, но яркой роли снялся мой любимый японский актёр Тоширо Мифунэ). Много сильных сцен. Не могу не упомянуть ещё одну из них, особенно врезавшуюся в память. Князя Кира, за его вздорный, заносчивый и подлый нрав недолюбливали многие. И общее, неофициальное мнение склонялось к тому, что он должен быть наказан. Можно сказать, что общественное мнение тоже приговорило его. Поэтому во время нападения на его усадьбу соседи не пришли на помощь. А о том, когда его можно будет застать в усадьбе, мстителям намекнул мастер чайной церемонии, проводивший её для Кира. И уже догадываясь, что Кира доживает последние часы, мастер дарит ему драгоценную чайную чашку, которую тот давно хотел получить и несколько раз просил в подарок. Кира очень удивлён и обрадован: он хватает чашку и с наслаждением любуется ею. А мастер смотрит на него долгим взглядом, в котором читаются одновременно и смертный приговор, и желание подарить последнюю радость пожилому человеку, который уже обречён. Я бы сказал, что это чисто японская иллюстрация к тому, как причудливо порой сочетаются жестокая справедливость и человеколюбие. Такая сцена могла бы послужить украшением любого фильма.

padenie-zamka-ako4

Сейчас князь Асано выхватит меч

padenie-zamka-ako5

Клятва мщения: кровавый отпечаток пальца

padenie-zamka-ako6

Последний подарок князя Кира

padenie-zamka-ako7

По пути к усадьбе Кира

padenie-zamka-ako8

Казнь Кира

padenie-zamka-ako9

В ожидании сэппуку

padenie-zamka-ako10

Сэппуку Оиси Кураносукэ

© Атархат, 2016

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *