Маленький мир дона Камилло

malenkij-mir-dona-kamillo

«Маленький мир дона Камилло» — франко-итальянский художественный фильм 1952 года, снятый по произведениям Джованнино (в титрах — Джованни) Гуарески.

Кто не знает Фернанделя? Впрочем, сейчас такие времена, что кое-кто уже не ответит и на вопрос, кто такой Ленин. Но, по крайней мере, люди старшего и среднего поколения знают и любят Фернанделя, — потому что фильмы с этим актёром показывали даже в СССР. Правда, это были либо просто весёлые комедии, либо комедии с сатирическим уклоном, бичевавшие социальные язвы Западного общества (например, знаменитый «Закон есть закон»). Фильмы о доне Камилло, насколько я знаю, в Советском Союзе не демонстрировались. Всего их пять: «Маленький мир дона Камилло», «Возвращение дона Камилло», «Большая драка дона Камилло», «Дон Камилло монсеньор… но не слишком», «Дон Камилло в России». Я очень люблю этот цикл. Его находка стала для меня настоящим культурным событием. По-моему, это — лучшие фильмы с Фернанделем. Почему их у нас не показывали? Это становится ясно, стоит лишь посмотреть хотя бы первый, — о котором я здесь и расскажу.

malenkij-mir-dona-kamillo2

Джованнино Гуарески

Послевоенная Италия, только что ставшая демократическим государством. На свободных выборах в маленьком городке, где и трудится священником дон Камилло (Фернандель), победили местные коммунисты, и пост мэра занял их лидер Джузеппе Баттачи по прозвищу Пеппоне (Джино Черви). Дон Камилло огорчён и возмущён. Он немедленно встаёт в оппозицию, и начинается его эпическое — иного слова не подберёшь — противостояние с Пеппоне, которое будет продолжаться и в последующих фильмах цикла.

Дон Камилло — очень колоритная личность. Он постоянно разговаривает с Иисусом, позволяя себе высказывания в стиле «Я, конечно, не критикую ваши действия, — но если бы был на вашем месте, я бы никогда не позволил Пеппоне стать мэром!». Иисус отвечает ему с большого деревянного распятия, стоящего в церкви, и порой у них получаются самые настоящие дискуссии: «Господи, я ему врежу! — Не может быть и речи! Я простил, ты тоже прости». Дон Камилло саркастичен и упрям. Ещё он силач, и не дурак подраться. Однажды он, схватив подвернувшийся под руку стол, побивает им полтора десятка приезжих коммунистов (эпизод, от которого за версту веет Рабле). Мэр Пеппоне, внешне смахивающий на Сталина (особенно на своём агитационном плакате), — тоже крепкий орешек. Он не менее упрям, хотя и более простодушен, и кулаки у него тоже тяжёлые.

Каждый из двух антагонистов по-своему болеет за людей, каждый считает другого вредителем и идеологическим врагом номер один и всячески старается надавить на него, в чём-то ущемить, высмеять, а то и обдурить. Но это — враги-друзья, которые, как вскоре становится ясно, не могут друг без друга. Во время войны они были в одном партизанском отряде, уже тогда безостановочно пикировались и клеймили друг друга, — и продолжают в мирное время, попеременно одерживая друг над другом верх. При этом каждый, вроде бы, непримирим, и время от времени дело у них доходит до кулаков, — но зачастую им приходится идти на компромиссы, и даже действовать заодно. Пеппоне ругает попов и религию, — и в то же время уважает её. Он хочет окрестить своего новорожденного сына. Узнав, что ребёнка собираются назвать Ленин-Либерио-Антонио, дон Камилло наотрез отказывается провести обряд, и соглашается только после того, как Пеппоне добавляет к возмутительному имени «Камилло». Дон Камилло насмехается над малограмотностью мэра, но в итоге помогает ему исправлять ошибки в его коммунистической писанине. Когда коммунисты, ввиду забастовки, ставят кордоны и перестают допускать народ в коровник, и недоеные коровы ревут от боли, священник и мэр (который сам же эти кордоны и организовал) не выдерживают, тайно пробираются туда, и всю ночь вкалывают вдвоём, доя коров и принимая у них роды. В другой раз они собирают каждый по футбольной команде и устраивают принципиальный матч, — причём оба подкупают судью. А ещё им придётся улаживать судьбу местных Ромео и Джульетты, — девушки из зажиточной семьи и молодого коммуниста. К концу фильма становится очевидно, что дон Камилло и Пеппоне в душе испытывают взаимную привязанность и уважение, — но каждый скорее умрёт, чем сознается в этом.

Вполне понятно, почему фильмы о доне Камилло не показывали в СССР. Нельзя было показывать советскому зрителю кино, в котором коммунист смотрится довольно комично и порой оказывается посажен в лужу священником, — ещё при том, что они вместе воевали и, несмотря на постоянное соперничество и взаимные инвективы, явно расположены друг к другу. А в пятом фильме (кстати, самом слабом из всех), где наши герои попадают в Советский Союз, вообще идёт откровенная критика советского строя. Поэтому наш зритель был лишён возможности насладиться этими замечательными комедиями. Да: замечательными. Юмор в них беззлобный и мягкий, они добрые и тёплые, порой очень ироничные, порой щемяще-печальные. После них остаётся ощущение веселья и, в то же время, немного, ощущение светлой грусти, какая бывает на переломе солнечной осени. Смотришь и думаешь: «Вот если бы все враги были такими, как эти двое! Тогда в мире было бы гораздо меньше ненависти и горя». Комедийность — комедийностью, но эти фильмы вполне серьёзно учат тому, что антагонизм всегда второстепенен, а человечность важнее, что можно даже к идеологическим противникам относиться без злобы и ожесточения, и что расхождение во взглядах не должно заставлять забыть о связывающей души взаимной приязни и уважении. Это — уроки, и уроки хорошие. Сейчас таких очень не хватает.

В 1983 году был снят фильм «Дон Камилло» с Теренсом Хиллом в заглавной роли и Колином Блэкли в роли Пеппоне. Хорошие актёры, и снято хорошо, с задором. Но это — не урок добра, а просто добротная комедия. От неё не щемит в груди и не остаётся светлой грусти. Её я посмотрел с удовольствием и, может быть, когда-нибудь пересмотрю. А фильмы с Фернанделем и Джино Черви пересматриваю вновь и вновь.

malenkij-mir-dona-kamillo3

Дон Камилло разговаривает с Богом

malenkij-mir-dona-kamillo4

Митинг после победы на выборах

malenkij-mir-dona-kamillo5

— Как его назовёте? — Ленин-Либерио-Антонио. — Тогда крестите его в Советском Союзе!

malenkij-mir-dona-kamillo6

— И давно вы не исповедовались? — С 1918-го.

malenkij-mir-dona-kamillo7

Дон Камилло всегда готов к неожиданностям

malenkij-mir-dona-kamillo8

После трудов праведных

malenkij-mir-dona-kamillo9

— Теперь Пеппоне не скажет, что на процессии не было ни одной собаки!

malenkij-mir-dona-kamillo10

Судья в конце матча

malenkij-mir-dona-kamillo11

Один епископ на двоих

© Атархат, 2016

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *