Неугодное возрождение

neugodnoe-vozrozhdenie

В качестве материала для этой статьи я использую отрывок из одного своего пока ещё нигде не публиковавшегося текста.

***

По отношению к Учению оказывается верным высказывание «Всё новое — это хорошо забытое старое». Точнее тут не скажешь. Действительно, Учение возвращает человечеству то, чем оно уже обладало, но что не сберегло. И в первую очередь это касается современного герметизма и его последователей.

Однако именно здесь всё оказывается не так просто.

Казалось бы, сложно представить более значительное и благоприятное для герметизма событие, чем восстановление его в подлинном виде, — то есть в том, в котором он пришёл от первоисточника. Казалось бы, это должно только приветствоваться его последователями. В действительности же всё может обстоять как раз обратным образом. Учению может быть значительно легче найти понимание и признание среди людей, не имеющих к герметизму никакого отношения, чем среди герметистов.

Нынешний герметизм представляет собой весьма аморфную систему, основанную на нескольких текстах не вполне установленного происхождения и ряде их толкований, а также на связанных со всем этим традициях, преданиях и суевериях. Сами по себе тексты так называемого «Герметического корпуса» не дают целостной мировоззренческой системы. Они относятся к различным временам, имеют немало тёмных мест, нередко противоречат друг другу, включают в себя интерпретации каких-то ещё источников. Это превращает герметизм в идеальное поле для самодеятельности. В мире существует целый ряд школ, разрабатывающих, на более или менее серьёзном уровне, свои версии герметического учения. Есть немало самодеятельных герметических сообществ и групп единомышленников, увлекающихся герметизмом либо изучающих связанные с ним оккультные традиции. Все они, конечно же, тоже имеют своё видение герметизма. Кроме того, его интерпретацией занимаются многие одиночки, некоторые из которых пишут на эту тему книги, а некоторые просто помещают на тематических Интернет-форумах глубокомысленные и туманные высказывания, рассчитанные на то, чтобы поразить воображение дилетантов.

Одним словом, в наше время герметизм превратился в обширную сферу для всевозможных спекуляций. Поскольку единого, общепризнанного толкования его текстов и иного наследия не существует, то любой желающий может попытаться сделать себе на этом имя без риска, что его схватят за руку или однозначно опровергнут. А многим даже и этого не нужно; создавая свои, частные интерпретации, они скромно наслаждаются собственной «продвинутостью», способностью толковать столь серьёзные эзотерические тексты.

Резюмируя всё это, я бы сказал так: сегодня существует столько версий герметизма, сколько существует его интерпретаторов, — от серьёзных исследователей с мировым именем до никому не известных доморощенных «оккультистов». Для одних это — формировавшиеся годами убеждения, основанные на серьёзном анализе и обоснованных тем или иным образом выводах; для других — известность и авторитет; для третьих — возможность заработать; для четвёртых — пища, питающая их самомнение. Но все эти категории объединяет одно: их интерпретации герметизма — это то, от чего они навряд ли откажутся. Как ни печально, но восстановление учения Гермеса в подлинном виде никому из них не нужно. Это положило бы конец анархии и разгулу спекуляций вокруг герметизма, закрыло бы источники наживы для одних и возможность тешить свою гордыню для других. Я бы сказал, что здесь мы имеем дело со своеобразным «фарисейством наоборот», — когда точкой преткновения становится не упорное следование установленной традиции и закостенелый формализм, а как раз обратное: нежелание, чтобы на смену беспорядку и анархии пришла упорядоченная система, и чтобы на смену принципу «Каждый сам себе авторитет» пришёл принцип «Высшим авторитетом является источник откровения».

Вот поэтому я меньше всего ожидаю понимания со стороны герметистов. С их стороны скорее можно ожидать неприязни, обвинений меня в самозванстве и всяческого противодействия Учению. Я вовсе не хочу их демонизировать. Просто такова реальность. Тем, кто в течение многих лет зарабатывал на герметизме авторитет, набивал карман или пестовал своё самолюбие, в самом деле будет очень трудно признать свою неправоту и пойти за Учением. Конечно, будут такие, кто это сможет; но едва ли их будет больше, чем тех, кто не сможет. По крайней мере, на первых порах.

У Учения пока ещё не было серьёзных трений с современными герметистами. Думаю, главным образом потому, что я не обращаюсь к ним с предложением признать мой авторитет как пророка подлинного учения Гермеса. Но трения в будущем неизбежны, — всё говорит об этом.

До сего дня у меня было всего три соприкосновения с герметистами. Это может звучать странно, — ведь их происходящее должно касаться в первую очередь и, по идее, я прежде всего должен был бы обратиться именно к ним с радостной вестью о том, что в мир пришло подлинное герметическое учение. Однако я решил этого не делать. Только однажды я пошёл на такой эксперимент; это и стало первым соприкосновением. Дело было в конце 90-х. Узнав о существовании в Минске группы герметистов, я написал им и рассказал о том, что получаю откровение от Гермеса. Реакция была прохладной. Само Учение абсолютно их не заинтересовало; вместо того, чтобы ознакомиться с ним и судить о серьёзности источника по нему, они затеяли проверку. Мне было предложено задать Гермесу ряд вопросов, взятых из различных герметических трудов, — дескать, если он правильно ответит на них, то это настоящий Гермес. Меня такой подход удивил. Я попытался объяснить им, что для того, чтобы ответить на их вопросы, вовсе не обязательно быть самим Гермесом, и что подлинное его учение, передаваемое мне, не подтверждается существующими герметическими текстами и трудами, и не подтверждает их, а пришло им на смену. В ответ на это они оборвали переписку.

Второй случай имел место несколькими годами позже. Я тогда написал письмо в одну серьёзную герметическую организацию, — точнее говоря, в её российский филиал. О том, что это была за организация, умолчу. На сей раз я не стал сообщать об откровении, а написал лишь, что занимаюсь деятельностью, связанной с герметизмом, располагаю интересной информацией, и что был бы рад пообщаться с ними. Я понимал, что всё это звучит не слишком убедительно, и был готов к тому, что мне просто не ответят. Но они ответили. В качестве ответа мне прислали… прейскурант цен. Там было указана стоимость курсов, состоящих из различного числа уроков, дающих желающим возможность приобщиться к герметической мудрости. Никакое человеческое общение даже не рассматривалось. Просто плати деньги, — и в зависимости от того, на какую сумму ты готов раскошелиться, ты получишь больше или меньше Истины. Эта беззастенчивая торговля Истиной вразвес возмутила меня, и я, конечно, больше не стал туда писать.

Третий случай был относительно недавно. Тогда в Интернете существовал наш первый сайт. С некоторыми его материалами ознакомились представители одного герметического сообщества. Итог их обсуждения, бывшего довольно вялым и кратким и шедшего на их же форуме, можно суммировать так: «Мало ли кто что выдумает. Данное учение не совпадает с известными герметическими источниками, — следовательно, это не настоящий герметизм». Возможность того, что эти источники могут не отражать сущность подлинного герметизма, и что Учение действительно может содержать в себе утраченные знания, интереса не вызвала.

Как видите, опыт соприкосновения Учения с нынешним герметизмом пока невелик. Но всё ещё впереди. Думаю, будет много всего: одни герметисты признают Учение, другие станут всячески его шельмовать. Что ж: так и должно быть. Когда Истина приходит на смену заблуждениям, у неё всегда находятся и сторонники, и противники. И то, что самыми непримиримыми её противниками часто оказываются люди, которые, казалось бы, должны были разглядеть её первыми, тоже факт известный. Это не может не огорчать; но и повода для того, чтобы впадать в пессимизм, здесь тоже нет. Я знаю, что Учение — истинно, и потому оно всё преодолеет. Если бы было иначе, не о чем было бы и говорить.

© Атархат, 2016

2 thoughts on “Неугодное возрождение

  1. В свое время именно герметизм привел меня к Учению Единого Храма. Когда в долгих и безуспешных поисках Истины я нашел герметизм, вначале меня охватила радость. Но потом это быстро прошло. Все было как-то туманно и размыто. Как будто нащупываешь крупицы Истины, появляются радость и надежда; но эти крупицы начинают ускользать между пальцев, оставляя недоумение и разочарование. Я стал искать больше информации о герметизме. Вот тогда я и нашел интернет-проект УЕХ «Амра цветущая». И, думаю, еще многие таким путем придут к Учению Единого Храма.

  2. Основная задача любого учения познание истины. Если я чувствую ее присутствие я буду рядом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *