Четыре листа IV, 37

chetyre-lista-iv-37

Слабым мнит себя тот, кому мил порок; такой выколет себе глаза, чтобы только не видеть своей силы. (Четыре листа IV, 37)

Нередко приходится слышать, как кто-нибудь, совершив нечто гадкое или подлое, оправдывается словами «Я ведь всего лишь слабый человек…». Имеется в виду, что человек по натуре своей не способен сопротивляться своим порокам и вообще худшей части себя, — и потому он, вроде как, не виноват, или, по крайней мере, почти не виноват в творимых им безобразиях. Следовательно, осуждать его нельзя, и к его безобразиям следует относиться с пониманием (так подобные люди называют попустительство мерзостям и поощрение пороков). Человек слаб — и точка, взятки с него гладки. Значит, поддаваться отрицательным сторонам своей натуры для него так же нормально, как нормально для бескрылого создания ползать в грязи.

На самом деле трудно придумать более откровенную клевету в адрес человека, чем обвинение его в слабости. Да: это не оправдание, а именно обвинение, — хотя так его обычно не воспринимают. А ведь это достаточно очевидно. Простой пример: кто-то не смог устоять перед искушением и украл. Слабость привела к преступлению. Это значит, что она оказалась равноценной преступлению. Либо подлости, — если, поддавшись слабости, он обманул или предал. То есть считать человека слабым — фактически то же самое, что считать его преступным или подлым. Это — оскорбление и обвинение. И в то же время — индульгенция, поскольку снимает 99% ответственности за содеянное. Как можно обвинять бескрылого в том, что он не летает? Здесь не его вина. Так уж вышло…

Такой подход оказался очень удобным, и люди стали охотно записываться в бескрылые. Почему нет, если этого достаточно для оправдания порока (который, как известно, приятен), подлости и, зачастую, преступления? Для оправдания, прежде всего, в собственных глазах. Ведь совесть не желает молчать, и её голос необходимо как-то заглушить.

Почему же совесть протестует? Потому что она является голосом того взыскательного морального судьи, который живёт в каждом человеке. Совесть — проявление Духа, в котором содержится знание о том, каким может и должен быть человек. Знание о том, что он властен над собой. О том, что он должен бороться со всем дурным в себе, и что ему хватит сил на это. Именно так: сил хватит. Они заложены в каждого из нас изначально. Ведь мы едины с Природой; значит, мы имеем доступ к неиссякаемому источнику великой силы, более чем способной одержать верх над пороком, дурной привычкой или отрицательным побуждением. Если же предположить, что это не так, тогда возникает законный вопрос: зачем Природе такое существо, — наделённое мощным интеллектом, талантами и амбициями, но неспособное сопротивляться тому, что направляет всё это на путь разрушения? Тогда получается существо-бомба, способное уничтожить себя и всё вокруг себя. Выходит, эволюция, создавшая такое существо, работает себе в убыток? Но тогда это не эволюция, а обратный ей процесс, — а он не смог бы порождать и совершенствовать жизнь. Простой здравый смысл и минимальная логика говорят о том, что это не так. Для человека это означает, что он способен быть сильным. Настолько сильным, что это даже трудно представить.

А особенно трудно представить тогда, когда представить не хочешь. Когда не хочешь и даже боишься признать, что ты не слаб. Ведь если признаешь это, потеряешь удобную отговорку-оправдание для своих безобразий. Тогда придётся соответствовать тому, что признал. Или утратить последние остатки самоуважения. Ведь даже считая себя слабым, можно себя уважать, — поскольку то, что происходит, не твоя вина. А вот если знаешь, что можешь справиться с пороком, но сопротивляться ему не хочешь, и сознательно ему поддаёшься, — это уже совсем другое дело, и совсем другое отношение к самому себе.

Поэтому оказавшись перед выбором, когда нужно либо признать свою способность сопротивляться пороку и вступить в трудную борьбу с ним, либо убедить себя в собственной слабости, отбросить крылья и наслаждаться грязью, многие выбирают второе. Это то же самое, что выколоть себе глаза из опасения увидеть свою силу. И в наше время, когда комфорт и удовольствия всё чаще считаются высшими ценностями, таких добровольных слепцов становится всё больше. Себе они выкалывают глаза; а тем, кто говорит им об их силе, они готовы вырвать языки.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *