Бой на арене души

Бытует устойчивое мнение, что в каждом уживается две души, человеческая и животная. Причём уживаются они неважно, с проблемами, постоянно конфликтуя. Человеческая душа обычно рассматривается как положительная часть сущности, а животная — как отрицательная, или, скажем так, проблемная. Эту идею внутреннего противостояния принимают как материалисты, так и верующие. Первые под животной душой понимают совокупность инстинктов, и только; вторые привносят в это ещё и нечто мистическое, рассматривая животную душу как то, что служит проводником влияния тёмных сил, или даже является их частью.

На страницах журнала уже рассказывалось об элементалах, которые представляют собой энергетику всех предметов и явлений. Элементала и впрямь можно назвать душой предмета или явления, — душой в определённом смысле разумной и достаточно деятельной. Он имеет конкретные задачи, — так сказать, программу, выполнение которой является смыслом его существования. Эта программа, собственно, и есть набор инстинктов. Они имеются у каждого предмета. Здесь особо подчеркну то важное обстоятельство, что согласно Учению живым является абсолютно всё, и потому оно ставит знак тождества между понятиями «предмет» и «существо». Тело животного или человека — тоже предмет. В нём тоже есть элементал, несущий в себе инстинкты. Их тем больше, чем сложнее существо. У простого булыжника, скажем, набор инстинктов минимален; у растения он шире; у животного ещё шире. У человека тоже имеется набор инстинктов животного, сосредоточенный в элементале тела. То есть можно сказать, что телесно мы остаёмся животными, и наш организм выполняет животные функции, как своеобразный минимум, заложенный в нас «по умолчанию».

Людьми же нас делает то, что прибавлено к телу и элементалу: активный разум, придающий нам самосознание, способность целенаправленно познавать, мыслить и действовать, наши чувства, качества и таланты, сама наша личность. Хотя вернее будет сказать, что тело и элементал прибавлены ко всему этому, как к основе. Активный разум превращает нас в тех, кто в терминологии Учения называется «осознающими». Кроме энергетики, в каждом предмете (читай: существе) содержится и частица Духа. Но в существах, не обладающих активным разумом (т.е. в «не осознающих»), её потенциал не раскрывается, и она не совершенствуется активно. В тех же, кто им обладает, этот потенциал реализуется, свойства Духа активно и творчески проявляются, и сам он начинает активно совершенствоваться. Именно это совершенствование и является смыслом существования осознающих, их предназначением.

Частица Духа, содержащаяся в человеке и несущая в себе его личность, «обрастает» собственной энергетикой. Это та душа, которая отделяется от тела после смерти, — тогда как элементал остаётся в мёртвом теле и распадается вместе с ним. Поэтому действительно можно сказать, что человек имеет две души: одна — элементал, т.е. энергетика тела, запрограммированная на животные инстинкты, другая — энергетика, сопутствующая Духу и имеющая, так сказать, иные интересы. Пока они не разделились в момент смерти, они составляют единое целое, — но как бы в двух аспектах этого целого. И эти аспекты не всегда действуют заодно. Порой они соперничают.

Эволюция идёт так, что сначала развиваются формы жизни, а потом, когда появляются формы достаточно высокоорганизованные для того, чтобы в них мог проявиться активный разум, начинается ускоренное развитие Духа. То есть эволюционный акцент смещается в сторону последнего. Физическое тело, вместе с элементалом, перестаёт быть в центре внимания эволюции, отходит на второй план и превращается просто в носитель развивающегося Духа, в инструмент, через который действует вторая душа, человеческая личность. Однако программа инстинктов при этом не отменяется. Телу по-прежнему надо выживать, питаться, размножаться и т.д. Инстинктивно оно продолжает жизнь животного. Только вот рамки этой жизни оказываются слишком узкими для человеческой личности, обладающей активным мышлением, более богатыми чувствами, чем животное, творческими способностями и осознаваемыми целями существования. Потому и возникает конфликт. Человек может, хочет и должен делать многое такое, что не укладывается в пределы животного инстинкта. Элементал же продолжает работать на то, чтобы программы инстинкта осуществлялись в полной мере. Для него это высший закон, смысл его существования. Он ничего другого не знает, и знать не может. И получается, что в человеке он ведёт свою политику, порой противоречащую целям и стремлениям собственно личности. А поскольку инстинкты — огромная сила, глубоко внедрённая в нашу сущность и мощно влияющая на подсознание, конфликт между ними и другой нашей сущностью может принимать форму самой настоящей внутренней войны.

Самый простой и показательный пример. Основным инстинктом является инстинкт самосохранения (выживания), — ведь чтобы могли осуществляться прочие инстинкты, организм должен выживать. Человек же, как активно-разумное существо, прежде всего стремится к познанию. Даже тогда, когда это связано с риском для жизни, — так Плиний Старший, по легенде, погиб, приблизившись к извергающемуся вулкану. Иногда человек прямо готов заплатить за знания жизнью. И не только за знания. Ещё, например, за любовь. За Родину. За возможность творить. За то, чтобы спасти других людей. В общем, много за что. Собственная жизнь для нормального человека — не самая высшая ценность. Но элементал с этим не согласен. Он руководствуется животным законом «прежде всего — выживание», и делает всё для того, чтобы спасти тело. Он буквально давит на психику изнутри, требуя спасать жизнь. Отсюда — страх смерти, который может парализовать мышление и действие, вызвать панику и заставить спасаться любой ценой. Любой ценой — то есть не только через бегство, но и через агрессию, обман, подлость, предательство. Когда мы поддаёмся инстинкту, тогда мышление начинает работать на его удовлетворение, и человек, буквально, превращается в мыслящее животное. Хотя на самом деле он превращается во что-то гораздо худшее, — потому что животное из-за страха не совершает таких гнусных и преступных поступков, какие совершает человек. Виноват ли в этом элементал? Нет. Он делает свою работу, и старается сделать её максимально хорошо. Просто в данном конкретном случае его дело противоречит чему-то большему. Я бы сказал, противоречит человечности.

Другой пример. Организм стремится размножаться; за это отвечает соответствующий инстинкт. Но человеческая сущность подразумевает под этим нечто большее, чем слепое желание спариваться. Человек, став таковым, обрёл способность любить, выработал понятия о нравственности. То есть он привносит в тривиальный принцип размножения элементы, которые помогают ему морально развиваться, играют важную роль в совершенствовании Духа. Ну а если просто поддаваться инстинкту, то это будет сплошной блуд. Причём, в подавляющем большинстве случаев, блуд, даже не подразумевающий порождения потомства, блуд чисто ради наслаждения самим процессом. Элементал требует размножения, — инстинкт работает, — а разум используется для того, чтобы исказить цель этого инстинкта и превратить его просто в средство получения удовольствия. Так виноват ли элементал в блуде? Опять же, нет. Он подталкивает к размножению; а в блуд это превращает сам человек. Но в основе этого лежит именно инстинкт, который трудно сдерживать и которому люди охотно поддаются, искажая при этом его сущность. Вот так и получается, что инстинкт вступает в противоречие с моралью.

Можно было бы привести и другие примеры, — но думаю, что суть явления уже понятна. Элементал делает то, что должен делать, через инстинкты воздействуя на подсознание и психику, — и это нередко вступает в противоречие с потребностями и предназначением другой сущности человека. Инстинкты необходимы. Людям нужно выживать, размножаться и т.д. Но это не самоцель, а средство. Мы живём для большего. И если средство становится важнее цели, оно теряет смысл. Это неправильно. Элементал же этого не понимает, и понять не способен. Он просто требует своего, и требует настойчиво. Поэтому две наших души временами перестают действовать заодно и вступают в противоборство. Каждая требует своего: элементал — бездумного удовлетворения инстинктов, Дух — того, что уже не укладывается в их рамки.

Так в нас сталкивается животное и человеческое. Первое должно быть подчинено второму, — но оно, наоборот, стремится подчинить его себе. Из-за этого в человеке происходят самые настоящие внутренние сражения. Каждый из нас словно бы содержит в себе гладиаторскую арену, на которой ведут ожесточённый бой зверь и человек. И этот вечный бой становится причиной множества дилемм, конфликтов, страданий, преступлений и подвигов. Трудно сражаться с кем-то; но ещё труднее сражаться с самим собой и одержать победу, усмирив и подчинив ту часть себя, которая должна быть подчинена. Это внутреннее сражение, постоянно идущее в каждом человеке, бесчисленное количество раз отражено в истории, искусстве, философии, этике. Потому что такова одна из важнейших составляющих человеческой жизни.

Можно ли в таком ракурсе рассматривать инстинкты как нечто сугубо отрицательное, тёмное, враждебное всему светлому и прогрессивному, что есть в человеке? Вовсе нет. Они нужны нам. Ну то, что элементал жёстко гнёт свою линию, — не его вина. Он так устроен, и он честно исполняет своё предназначение. И он тоже естественная часть нашей сущности. Просто нужно понимать, что человек — нечто большее, чем животное, и смысл существования у него другой. А ещё нужно хотеть быть человеком. Это не избавит полностью от внутреннего конфликта, но поможет побеждать в нём, отдавая предпочтение тому, что важнее. Что же до самого конфликта, то он входит в программу. Его наличие предусмотрено эволюцией. Ведь именно на эту внутреннюю борьбу приходится огромная доля того, что помогает человеку развиваться, становиться лучше, сильнее, совершенствовать свой Дух. Это одно из средств нашей внутренней эволюции. И мы должны это отработать, становясь всё меньше животными и всё больше людьми.

Инстинкты хороши в меру. Нужно эту меру понять и научиться её соблюдать. Отличная практика. И познавательно, и даёт бесценный опыт, и помогает стать сильнее (в плане самодисциплины, силы воли и т.д.), и делает нас нравственно совершеннее. Нужно только научиться правильно относиться к своему внутреннему конфликту. Тогда из чего-то страшного и мучительного он превратится в эффективное средство саморазвития. Хотя и непростое. Ну да мы ведь не так наивны, чтобы рассчитывать легко получить нечто по-настоящему ценное, правда?

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *