Путь X, 10

Помни: ветер Пустоты и ветер белого огня, — оба страшны для не видящего себя и не ведающего пути; поднимут его и бросят о скалы. (Путь X, 10)

Что такое белый огонь? Если сказать просто, то это благая сила, исходящая из мира Духа. Дух же несёт в себе всё лучшее, что есть во Вселенной. Он есть то, что можно назвать душою Творца, чьи благие качества он в себе и содержит. Содержит он и несовершенства Творца; однако он несёт в себе и тот импульс, который сподвигает Творца на преодоление несовершенств, и ту силу, которая способна их преодолеть, и те средства, через которые их можно преодолеть. Поэтому хоть Дух и содержит в себе несовершенства, это уже потенциально побеждённые несовершенства, ибо с ними вместе в Духе содержится то, что сильнее их и что однажды преодолеет их. Белый огонь — это и сила, преодолевающая всё дурное, и символ самого преодоления. А так как Дух содержится в каждом человеке, то и белый огонь пылает в каждом.

Пустота же есть символ того, что мы называем тенденцией небытия, которое являет собою противоположность наполненности и отсутствие всякого вершения. Пусть самого его и нет, но есть то, что приближено к нему, — так, словно сама ткань Бытия где-то истончается, почти исчезая. В нашей Вселенной такова Бездна, где субстанция второго мира разрежена так, что становится подобной пустоте, высасывающей и разрушающей всё приближающееся. Пустота, о коей идёт речь, и есть то, что ведёт к разрушению. Но это даже не то, что можно назвать силой. Скорее наоборот: это ослабление всего, любых сил, — движущих и связующих, и тем самым несущее разрушение. Это стремление чего бы то ни было к отсутствию. Потому она и Пустота. Пустота, стремящаяся разверзнуться и пожрать наполненность.

Человеку надлежит знать должный путь и видеть себя на этом пути, — то есть понимать, как и для чего следует идти по нему, и что он, человек, может совершить, идя по пути. Кто знает и понимает, тот не потерян, не блуждает в иллюзиях, и знает, как не совершить недолжного. Тот же, кто не знает и не понимает, становится лёгкой добычей заблуждений. Он думает о себе, что он не тот, кто он есть на самом деле, и недолжного вершения он не отличает от должного. Его словно бы подхватывает и уносит ветер Пустоты. Летя с этим ветром, он уподобляется пущенному из катапульты камню, несущему разрушения всему, что попадается ему навстречу. Но и сам он страдает и разрушается, ибо то дурное, что есть в нем и вокруг него, оборачивается скалами, о которые он ударяется. Он словно бы погибает, и не может погибнуть, и налетает на скалы снова и снова, страдая сам и причиняя страдания всему, с чем соприкасается.

Ветер белого огня — великая сила. Он подхватывает человека и несёт ко благу. Но если человек не знает пути и не видит себя, идущего по нему, то даже ко благу он идёт неверными дорогами. Желая достичь доброго, но не зная, в чём оно состоит, и не зная, как его правильно достигать, он впадает в заблуждения, и вместо блага мир часто видит от него ущерб и боль. Так некто, желая вырастить для людей урожай хлеба и накормить их, но не зная, каков из себя хлебный злак, и не умея ни возделать поля должным образом, ни позаботиться о посеве, только приблизит голод. Он так вспашет поле, что оно будет хуже, чем невспаханное, и, желая удобрить, посыплет его песком, и засеет его сорняками. Стремясь к лучшему, он создаст негодное или вредоносное. Так из самого человека, в котором содержится Дух, приходит ветер белого огня, в стремлении к лучшему подхватывает его, и бросает о скалы. Незнание сути блага и неумение ему следовать ведёт к ошибкам, порождающим страдание, и к тому, что под видом благого вершения начинают проявляться пороки. Такой человек пытается проложить путь к доброму через дурное, — и это есть те скалы, о которые он расшибается. Если его подхватил добрый и сильный ветер, но он не умеет верно направить по этому ветру свой полёт, что же другого может с ним случиться?

Поистине, одного лишь стремления к благу недостаточно. Даже если оно чистосердечно и усердно, в таком стремлении ты можешь больше разрушить, чем построить. И какая разница для тех, кому ты причинишь вред, какой ветер тебя несёт, — ветер Пустоты или ветер белого огня? И для тебя самого падение на скалы не будет радостью, какой бы из ветров тебя к ним ни принёс. Поэтому знание пути и понимание себя на нём должно быть. Благо — не то, что вершится само по себе, или вершится каким угодно способом. Его надо уметь вершить.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *