О Творце и твари

Вопрос: В начале текста «Тэмелий» говорится: «Было время, когда не было Мироздания; тогда была великая живая тварь, которую надлежит именовать Творцом». Почему этот термин применяется к Творцу, который по определению нетварен? Так нельзя говорить.

Ответ: В отношении природы и качеств Творца существуют стереотипы, выросшие на почве монотеистических религий. Это в них Творец нетварен, ибо предвечен и совершенен. Когда речь заходит о Творце, то создаётся впечатление, что «по умолчанию» подразумевается именно такой Творец, т.е. абсолютный Бог, со всеми его атрибутами. По отношению к нему слово «тварь» действительно не может употребляться, — ведь его никто не сотворил.

В «Тэмелии» же идёт речь о Творце, каким его видит Учение. Оно не является религией, и с его точки зрения Творец — не сверхъестественная, совершенная и предвечная сущность, а реальное живое существо (хотя и масштаба Вселенной), которое когда-то появилось, и теперь развивается, с течением времени становясь совершеннее. Как появился Творец? В результате эволюции, идущей в его мире. Он её продукт. То есть её тварь.

Слово «тварь» в восприятии многих имеет негативный окрас, — то есть это некое мерзкое и вредное существо. На самом деле, нет. Тварь — это всего лишь то, что появилось не само по себе, а было кем-то сотворено. То же самое обозначается словом «творение», но звучит это уже более мягко. Есть и тот нюанс, что тварью обычно называют живое существо, а творением, в принципе, можно назвать что угодно, — живое существо, предмет, идею, результат какого-то действия и т.д. То, что было сотворено кем-то или чем-то. Так, с точки зрения тех же монотеистических религий весь наш мир является тварным, то есть представляет собой творение Бога; и всё, что есть в мире, это творения и твари. По Учению же всё существующее возникло в результате эволюции, и является её творениями и тварями. Но сама эволюция была запущена Творцом, и идёт она в самом Творце, который и есть Вселенная. Поэтому мы и называем его Творцом, — ведь именно он и творит всё посредством эволюции. Это естественный акт творения, а не сверхъестественный. Эволюция, идущая в мире Творца и сотворившая самого Творца, продолжается в Творце как новый этап, запущенный им самим, — и появляются новые творения и твари.

Если сказать «Творец создал наш мир и нас», это прозвучит так, что сразу и не поймёшь, относится оно к Учению или к какой-нибудь религии. Действительно, подходит и сюда, и туда. Но речь при этом идёт об абсолютно разных вещах: здесь — эволюция несовершенного Творца, там — чудо совершенного Творца. На данном примере мы видим, что простой констатации факта недостаточно для понимания происходящего. Очевидность может обмануть. Что-то может совпадать внешне, и тем самым подталкивать к ложным выводам о глубинном сходстве. Ибо то, как нечто произошло, может полностью перевернуть представление о том, чем это нечто является.

Поэтому не следует судить поспешно, интерпретируя элементы и термины иного мировоззрения с позиции своего мировоззрения. Термины могут быть похожи, но смысл их может быть другим. Нужно понять, что они означают, и разобраться в контексте, который тоже может быть совсем не похож на привычный. Только при таком подходе можно рассчитывать что-то уразуметь в чужом учении.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *