Несколькими штрихами

У серьёзных и глубоких духовных учений всегда есть одна проблема: их очень трудно изложить кратко. Обширная картина мира, насыщенность деталями и нюансами, система принципов, относящихся к жизни человека, и так далее, и тому подобное, — всё это, конечно, очень хорошо. Но это тот плюс, который в глазах некоторых людей превращается в минус. Их просто устрашает такой массив информации и связанная с ним умственная работа, — ведь нужно всё усвоить, разобраться, понять взаимосвязи элементов мировоззрения и научиться применять усвоенное на практике. Конечно, во времени никто не ограничивает, и для человека нормально учиться всю жизнь, но… Далеко не каждый поставит себе задачу разобраться досконально. Что ж: по Учению, это очень желательно, но не обязательно. И потом, всегда хочется иметь возможность поскорее охватить мысленным взглядом картину в целом, — пусть и в общих чертах. Так легче ухватить общую суть, сориентироваться, что к чему, и тогда уже постепенно дополнять и уточнять, детализируя увиденное. У такого подхода имеется свой минус: общая картина, лишённая деталей, вызывает больше вопросов, нежели даёт ответов. Хотя минус ли это на самом деле? Тут уж как посмотреть…

Если взглянуть на то огромное количество литературы, которое посвящено различным религиям, обнаружится, что существенная её часть — это всевозможные «Основы», «Краткие изложения» и т.п. Разные авторы пытаются выстроить их настолько хорошо, насколько это возможно, — максимально кратко, упорядоченно и понятно. Предназначены они как для новичков, так и для тех, кто уже довольно сведущ, в качестве наглядной общей схемы, упорядочивающей узнанное. Всё правильно, без этого нельзя. Наше Учение ещё молодо, и относящейся к нему литературы пока мало. Изложение различных его аспектов, в основном, рассредоточено по пандэкту и статьям. Хотя имеется очерк под названием «Краткое изложение основ Учения Единого Храма», при написании которого ставились упомянутые выше задачи: чтобы было максимально кратко, упорядоченно и понятно. Однако объём этого краткого изложения — несколько десятков страниц. И это ещё действительно кратко, можете мне поверить. При его написании я часто оказывался перед необходимостью опустить, вычеркнуть что-то, чему нужно бы там быть. Это было нелегко.

И всё же, можно ли изложить ещё короче? Нужно. А значит, надо пробовать. Конечно, при этом придётся обойти молчанием ещё большее количество важных моментов. Нужно отбирать только самое важное, и при этом стараться, чтобы не были потеряны логические связи между оставшимися важнейшими вещами, чтобы было понятно, как они соотносятся между собой.

Чем короче получится изложить, тем лучше. И имеет смысл попробовать изложить максимально сжато, обозначив только самые основные моменты и их взаимосвязи. Ужать это до нескольких абзацев. Набросать общую картину мира по Учению, буквально, несколькими штрихами. Пусть останется много вопросов, но зато станет понятен общий смысл. Ну а на вопросы всегда можно ответить.

Итак, приступим.

Всё начинается с Бытия. Это беспредельное пространство, бесконечное во времени, в котором существует всё существующее. Бытие даёт всему жизнь. Для этого оно должно жить само (тогда смогут жить и все его частицы); а чтобы жить, ему нужно развиваться. В нём присутствует импульс к разрушению, который, теоретически, мог бы уничтожить всё Бытие. Чтобы этого не произошло, Бытие сопротивляется разрушительному импульсу, эволюционирует, совершенствуется, чтобы быть сильнее его. За счёт этой борьбы, подстёгивающей эволюцию, Бытие получает возможность существовать, и все его частицы получают возможность жить. Они тоже развиваются, ибо в них тоже присутствует упомянутый разрушительный импульс. Общая эволюция Бытия складывается из совокупной эволюции его частиц. Они поддерживают его существование, как среды своего обитания, а оно, в свою очередь, обеспечивает им пространство для жизни, субстанцию, из которой они состоят, да и саму жизненную силу.

Наша Вселенная не беспредельна. Она — одна из таких частиц Бытия, и она участвует во всеобщем процессе эволюции. Вселенная — живое и разумное существо, которое мы называем Творцом. Творец обитает в своём мире (т.е. в своей Вселенной), развиваясь, познавая мир и себя. В какой-то момент он осознал, что его познание мира зашло в тупик и не продвинется дальше, пока он не познает самого себя более глубоко и не изменится. Тогда он перестроил свой организм (его уровень эволюции это позволяет), положив начало тому, что мы и знаем как нашу Вселенную. Это живой организм Творца, в котором мы обитаем как его полноправные частицы. Такие существа, как люди, называются «осознающими», так как в отличие, например, от животных, растений и минералов способны познавать окружающий мир, делать выводы, осмысливать полученную информацию, творчески её применять в достижении сознательно поставленных целей, делать моральный выбор. Осознающие появляются благодаря эволюции, которую Творец запустил в момент своего преображения во Вселенную. В ней много разумных рас; человечество — лишь одна из них. Когда Творец стал Вселенной, он перестал осознавать себя. Его нынешнее состояние напоминает сон. Но его разум, сознание, чувства и качества проявляются через осознающих. Они познают мир и себя — и из их совокупного познания слагается самопознание Творца. Познавая, они учатся различать добро и зло и делать моральный выбор. Делая выбор в пользу добра, каждый осознающий совершенствует находящуюся в нём частицу души Творца, повышает её качество. Когда Творец таким образом, через осознающих, пройдёт полный цикл самопознания и внутреннего совершенствования, тогда он испытает новое преображение и окажется на новой, более высокой ступени своей эволюции.

Тут следует необходимое замечание. УЕХ — не религия. Оно не признаёт ничего сверхъестественного. Творец — не всемогущий Бог, не сверхъестественное существо, а просто очень высокоразвитое. То, как он преобразовал свой организм во Вселенную, вовсе не чудесный акт творения по произволу высшей силы, а осуществление возможностей, приобретённых им в ходе невообразимо длительной эволюции. Такова его биология. И законы, установленные им во Вселенной, это несколько модифицированные им законы мира, в котором он обитает.

Идём дальше.

Люди — одна из разумных рас Вселенной. Они — осознающие, и целью их существования является познание и совершенствование Творца. Это цель как всего человечества в целом, так и каждого человека в отдельности. Каждый из нас несёт в себе частицу души Творца. Через познание реальности и совершение морального выбора человек совершенствует эту частицу, — частицу личности Творца, теперь ставшую основой его личности. В этом состоит наше предназначение, высший смысл человеческой жизни. Поэтому важнее всего научиться жить правильно, нравственно, — то есть в соответствии с естественными законами. Ведь в Творце, как и в каждой частице Бытия, присутствует импульс разрушения. Следовательно, присутствует он и в человеке. Он проявляет себя как худшие человеческие качества, пороки. Это то, что идёт против естественных законов и несёт потенциал разрушения, опасного для человека, общества, Вселенной. Наша задача — познавать, что правильно, а что нет, и бороться со всем неправильным и разрушительным в себе и вокруг себя, одновременно вырабатывая в себе положительные качества. Это та же борьба, которую ведёт Бытие, — только на уровне человека. Успешно ведя эту борьбу, мы совершенствуем себя и Творца. Для того, чтобы максимально повысить качество пребывающей в человеке частицы души Творца, требуется много времени. Одной жизни недостаточно. Поэтому когда тело умирает, душа отделяется от него и некоторое время существует в мире энергии (т.е. на энергетическом уровне Вселенной), после чего рождается в новом теле и продолжает своё развитие. Это происходит до тех пор, пока в развитии не будет достигнут предел, — то есть пока не будет реализован весь потенциал человека, все его возможности для совершенствования и творческой деятельности. Тогда перерождения прекращаются, и его душа сливается с другими душами, завершившими путь развития. Причём с душами не только людей, но и других осознающих, со всех концов Вселенной. Так формируется обновлённая, более совершенная душа Творца. Когда все её частицы пройдут этот цикл и воссоединятся, сольются воедино в новом, более высоком качестве, тогда Творец испытает преображение, эволюционный скачок, о котором шла речь выше.

Мы не сами по себе. Жизнь человека — это частица жизни Творца, а жизнь Творца — это частица жизни Бытия. Мы сопричастны Творцу, и мы сопричастны беспредельному и вечному Бытию. Наша борьба со злом есть ни что иное, как проявление его борьбы с импульсом разрушения. Поэтому так важно познавать объективную реальность, уметь различать добро и зло, стараться поступать правильно, учиться любить всех и вообще всё существующее. Умение делать верный выбор и совершение правильных, нравственных поступков, — это именно то, что делает лучше и совершеннее нас, а через нас и Творца. А через него — само Бытие. Так мы укрепляем его, через свою борьбу делаем его сильнее в его борьбе с грозящим ему тотальным разрушением. На нас лежит огромная ответственность. От нас зависит будущее Творца. И то, что мы делаем хорошего, есть наш вклад в будущее Бытия. Поступая правильно, достойно, как подобает людям, мы укрепляем жизнь великого беспредельного Бытия. То есть, по сути, дарим жизнь всему, что в нём есть. Всему, что существует в нашей Вселенной, и за её пределами, и в других Вселенных, и в таких далях бесконечности, которые мы не можем даже вообразить. Вообразить не можем, а дарить им жизнь можем. Как и обитатели этих невообразимых далей дарят жизнь нам. Всё взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый человек — ниточка в живой ткани Бытия. И эта ниточка имеет значение.

Вот самые основы Учения. Самая его суть. Сливки, если угодно. Очень многое я не упомянул, и не употребил ряд терминов, которые мы обычно употребляем. Это именно набросок, в очень общих чертах. Примерно то же, что изобразить человеческое лицо полудюжиной карандашных штрихов. Но и по такому портретному наброску об изображённом человеке можно понять немало, и даже можно уловить самое главное. Именно самое главное об Учении я и хотел показать в своём маленьком словесном наброске.

Если всё то же самое описать подробно, с деталями, нюансами и мировоззренческими аспектами, цепочками причин и следствий, моральными принципами, социальными аспектами, экскурсом в историю и внутреннюю жизнь Учения и так далее, получится многотомный труд. Всему своё время. Ну а задачу, поставленную именно для этой статьи, будем считать выполненной. И поскольку задача в самом деле очень непроста, то если она выполнена хотя бы удовлетворительно, это уже успех.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *