Те, на ком стоит мир

В наше время нередко можно услышать, как говорят о том, что Природа карает человечество. Такие разговоры имеют эсхатологическое звучание и явно перекликаются с темой конца света. Оно и понятно: если Природа, со всей её мощью, задастся целью избавиться от человечества, ей ничто не помешает сделать это. А человечество, по мнению многих его представителей, от десятилетия к десятилетию всё больше заслуживает такого отношения. Какого «такого»? Как к врагу или опасной болезни. Люди грабят свою планету, разрушают её, уничтожают экологию. Так враг ведёт себя в захваченном городе, так болезнь разрушает организм. И коли уж это очевидно даже для самих людей, — ну, хотя бы, для их части, — то для самой Природы это должно быть очевидно тем более. Поэтому её предполагаемое желание избавиться от угрозы выглядит вполне закономерным. Другое дело, действительно ли у неё есть такое желание?

Теоретически, подобное могло бы произойти. Для этого человечество должно стать для неё совсем уж супостатом, выродком, утратившим право на её любовь. А Природа любит людей. Они её дети. Дети, по натуре своей добрые и талантливые, но испорченные, своевольные и часто злые. При этом взращённые в долгой и неустанной заботе и обладающие громадным потенциалом на благое вершение, очень важным для всей Вселенной. Мы очень дороги Природе, она желает нам только добра. И гибель человечества была бы для неё огромным горем, невосполнимой потерей. Она ведь не просто какой-то бездушный механизм, а личность, — в определённом смысле. Она — любящая мать, которая готова терпеть от своих детей многочисленные некрасивые выходки и обиды. Только нечто совсем уж чудовищное может вынудить её перейти к карательным мерам.

Такой пример у нас есть. Это история старшего народа, описанная в седьмом эноне митэвмы «Частица». Речь о ней уже шла на страницах журнала, но я перескажу вкратце. До человечества на нашей планете существовала другая разумная раса, а до неё ещё одна. Эти предки наших предков делились на две ветви, — вероятно, это были подвиды одного разумного вида, — называвшиеся старшим народом и младшим народом. Старший питал вражду к младшему и презирал его, и в конце концов полностью истребил. Тогда Природа возмутилась и лишила старший народ своей поддержки. Он стал слабеть и вырождаться, — и погиб бы, если бы не сумел осознать свои ошибки и измениться, что вернуло ему её благоволение. Вот до чего нужно пасть, чтобы подвергнуться каре от самой Природы. Человечество, при всех своих недостатках, ещё явно не докатилось до такого уровня падения. Быть может, оно приближается к нему; но пока ещё рано говорить о чём-то таком. Многочисленные же природные катастрофы, на которые в качестве довода указывают сторонники теории о гневе Природы, это либо естественные явления, либо следствия негативного воздействия человека на экологию и т.д. Человечество слишком ценно для Вселенной и слишком любимо Природой, — и потому все его безобразия пока что терпят.

Тому есть и ещё одна причина. Прежде чем о ней рассказать, уместно будет вспомнить другой эпизод, из совсем другой книги.

Помните ли вы библейскую историю о разрушении Содома? Бог решил уничтожить этот город за крайнюю безнравственность его жителей, и поведал об этом Аврааму. Тот заметил, что если в городе имеются праведники, то несправедливо будет погубить их вместе с нечестивцами. Бог согласился пощадить Содом, если в нём найдётся пятьдесят праведников. Однако столько не нашлось. Тогда Авраам повёл речь о сорока пяти праведниках, затем о сорока, и так далее. В итоге Бог соглашался пощадить город ради десяти праведников. Но не нашлось и десяти. Содом был уничтожен. Мораль данной истории не только в том, что безнравственность наказуема, и не только в том, что бывают люди, к мнению которых прислушивается даже Бог, но и в том, что самые отъявленные грешники могут рассчитывать на пощаду, если среди них есть праведники.

Какое отношение это имеет к нашей теме? А вот какое.

В чём состоит предназначение человечества в целом и, следовательно, каждого человека в отдельности? В том, чтобы совершенствовать Дух, и тем самым активно участвовать в процессе внутренней эволюции Творца. Как любая разумная раса, человечество играет в данном процессе очень важную роль. Природа породила его для этого. И она ожидает от него, что оно будет соответствовать своему предназначению, будет выполнять то, для чего появилось. Значит, всё сложнее, чем может показаться. Отношение Природы к человечеству основывается не только на том, причиняет ли человечество вред миру или нет, но и на том, исполняет ли оно своё предназначение. То есть для нас недостаточно просто жить, не причиняя вреда другим людям и Природе. Мы здесь не для того, чтобы чего-то не делать, а для того, чтобы что-то делать. Что же? Мы должны познавать мир и себя и совершенствоваться нравственно. Именно так мы совершенствуем Дух, делаем то, для чего мы здесь. Если человечество не будет делать этого, оно окажется бесполезным. А бесполезные существа эволюции не нужны. И если говорить об осуждении со стороны Природы, то его причиной может стать не только нечто откровенно отрицательное, агрессивное, вредоносное и разрушительное, что делают люди, но и их бездействие. Если сотрудник принят на работу, но ничего не делает, не исполняет своих обязанностей, как с ним поступают? Правильно: увольняют.

На протяжении своей очень долгой истории человечество пережило немало периодов интеллектуального и духовного подъёма и периодов упадка. Оно то устремлялось к духовным высотам, то сползало в болото умственной ограниченности, безнравственности, жестокости. То есть превращалось в подобие Содома. Но всегда, даже в эти тёмные времена, были люди, которые жили иначе. Они стремились к знаниям, они вели нравственную жизнь, умели любить людей и мир. То есть оставались на пути предназначения, делали то, что достойно человека и чего ожидала от них Природа. Это были именно те праведники во всемирном Содоме, которых в библейском Содоме не нашлось. Это были те, кто своей жизнью реабилитировал в глазах Природы всё человечество. Она уже не могла счесть, что оно совсем не исполняет своего предназначения. Дух совершенствовался даже в самые мрачные и жестокие эпохи. Пусть не так много и интенсивно, как следовало бы, но совершенствовался. Процесс шёл.

Кто были эти люди? Это были те, кто не утратил совести, не разучился отличать хорошее он плохого, нормальное от ненормального, не разучился любить. У кого-то было инстинктивное нравственное чувство, кто-то следовал религиям, способным научить чему-то хорошему. А когда давалось откровение и в мир приходило Учение, то его целью было не только распространение истинных знаний, но и увеличение числа таких людей. Даже тогда, когда общины последователей Учения оказывались в тяжелейших условиях и практически не имели возможности передавать знания даже опосредованными путями, всё равно они оставались островками активного совершенствования Духа. Это тоже было необходимо всему человечеству. Даже если оно не могло получить духовной помощи напрямую, оно получало своего рода ходатайство перед Природой. Ходатайство не только за каких-то избранных, но за всех, без исключения. Потому что пока хотя бы кто-то делает то, что должен, все огулом не будут признаны бесполезными.

Можно сказать, что мир — то есть цивилизация, общество, сама жизнь человечества — всегда держался на таких людях. Они вовсе не обязательно были крупными просветителями или духовными деятелями. Это могли быть неизвестные, внешне ничем не выделяющиеся люди. Главное, что они были. Их внутренняя духовная и нравственная работа имела значение сама по себе. Они, даже сами того не сознавая, были точками опоры для всего человечества. Точками опоры, благодаря которым оно могло удержаться на плаву, не кануть безвозвратно в страшном болоте.

Имеет ли это значение в наше время? Безусловно. И даже ещё большее, чем раньше. С познанием, несмотря на впечатляющие успехи науки, далеко не всё обстоит благополучно. Заблуждений хватает, а от лженаучных теорий и просто различных наукообразных глупостей рябит в глазах. То же самое касается огромного количества псевдодуховных учений. Всё это не то что не способствует просвещению людей, а наоборот, запутывает их ещё больше. Моральный уровень человечества низок, и продолжает снижаться; процветает ложь, разного рода разврат, коррупция, вообще всевозможная преступность, которая постепенно узаконивается как норма. Стало ли меньше вражды в нынешнем мире равенства, терпимости и взаимного уважения? Вот уж вряд ли… Идут бесконечные конфликты, — военные и не военные, между государствами, народами, религиями, социальными концепциями, политическими партиями, корпорациями, и т.д., и т.п. Плюс, как было сказано в самом начале, разграбление ресурсов планеты и разрушение экологии в масштабах, к которым человечество никогда прежде даже не приближалось. Плюс наличие и угроза использования такого оружия массового поражения, что с лица земли разом может быть стёрта и вся экология, и само человечество. Последнее, буквально, ходит по краю, во всех смыслах. Тут то ли оно само себя уничтожит, то ли и впрямь разгневается Природа. И в такой ситуации для него особенно важно, жизненно необходимо иметь точки опоры, духовной и моральной. В царящей вокруг содомской вакханалии важен каждый человек, продолжающий оставаться человеком, не поддающийся призывам к вражде и разгулу.

Это не обязательно должны быть последователи Учения. Хороших и принципиальных людей, искренне стремящихся познать мир и себя и ведущих нравственный образ жизни, немало и вне его. Такие люди — это как те праведники, которые так нужны в Содоме, чтобы у остальных его жителей было время осознать свои ошибки и измениться. Они и подают другим пример того, что можно жить иначе, и незримо ходатайствуют за них перед Природой. Они делают большую и нужную духовную работу, — грубо говоря, вкалывают за всех, за всё человечество. И пока эта работа делается, Природа не списывает человечество со счетов, не лишает своей заботы и поддержки. А значит, у него есть будущее. То самое звёздное будущее, для которого оно предназначено.

Пусть каждый понимает: если он живёт как человек, а не как свинья в грязи или хищник среди жертв и других таких же хищников, этим он оказывает услугу не только себе, но и всем людям. Даже тем, кого он не знает; даже тем, кто плохо к нему относится. Нравственная жизнь одного человека — дело, жизненно важное для всех. Даже если для него такая жизнь сопряжена с большими трудностями и страданиями, это стоит того. Это бесценный дар другим людям. Поэтому старайтесь жить достойно. Не бойтесь трудностей, насмешек, страданий. Будьте теми, на ком стоит мир, а не теми, кто разрушает его.

В сущности, что от вас требуется для этого? Просто быть теми, кем вы родились. Быть людьми. Не более того.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *