Взгляд на мистицизм, материализм и пантеизм

vzglyad-na-misticizm-materializm-i-panteizm

Учение говорит, что в основе Бытия лежат Великие Начала: Благое, Жизненное, Прогрессивное и Разумное. Эти Начала дают всему сущему возможность существования, постоянного совершенствования, стремление к созиданию и способность осознавать себя. Они существуют одновременно и неотрывно друг от друга. Без Жизненного Начала не было бы самой жизни, формы существования как таковой, в любом ее проявлении. Без Благого Начала разрушительные силы в какой-то момент взяли бы верх над созиданием, и все погибло бы. Без Прогрессивного Начала существование не имело бы стимула к развитию и зачахло бы, остановившись в какой-то точке, без цели, без будущего, без смысла. Без Разумного Начала все сущее не могло бы осознать себя, направить развитие в нужное русло; вокруг царил бы хаос, не имеющий обусловленности и смысла.

Для людей, как существ, обладающих сознанием и разумом, всегда было свойственно задумываться, наделен ли мир подобными свойствами, или человек — единственное существо во Вселенной, способное мыслить. Если проанализировать различные философские течения, то можно выделить три глобальных направления мысли.

Первое из них и, наверное, самое древнее, — мистицизм. Ниже под термином «мистицизм» я понимаю способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме, веру в таинственное, необъяснимое, сверхъестественное, которое выходит за рамки естественной реальности, и потому не может быть постигнуто. Это очень общее понятие, которое объединяет довольно разные верования, но суть их сводится к термину «сверхъестественное».

Людям свойствен страх перед неизвестным. Это один из самых базовых и необходимых инстинктов, который, впрочем, зачастую отнимает способность трезво мыслить. Сталкиваясь с неизвестным, люди первым делом пугаются, а уже потом (но не всегда) начинают здраво анализировать происходящее. Мистицизм имеет свои истоки в человеческом страхе и неспособности объяснить то или иное явление. В такие моменты человек как бы отделяет свой родной и известный мир от чуждого и непонятного явления. В этот момент рождается понятие сверхъестественного. В чем-то этот подход схож с отношением древних греков к смерти. Они говорили, что когда есть мы, то смерти нет, когда же есть смерть — нас уже нет. Точно так же и со сверхъестественным: мы отделяем свой мир от мира сверхъестественного. Таким образом мы, с одной стороны, признаем, что сверхъестественное существует, с другой — как бы выбрасываем его из своего привычного и понятного мира. Аналогичным образом здесь используется и другой прием. Люди говорят о чем-то как о сверхъестественном, то есть существующем вне мира, и переводят это в категорию фольклора. Иными словами — превращают в сказку. Это замечательный и древний, как мир, способ избавиться от страха.

Помимо желания избавиться от страха здесь можно увидеть попытку убежать от реальности и снять с себя ответственность. Перекладывая значительную, если не большую часть реальности, на плечи сверхъестественных сил, мы умываем руки. Пусть мы боимся великих божеств, пусть подчиняемся их воле, но ведь это возможность сказать: «Это они отвечают за этот мир, а не мы». Это желание оставаться вечными детьми, у которых всегда есть строгий родитель, который постоянно совершает непонятные, и иногда страшные вещи, но все это делает ради благой (хотя и недоступной пониманию ребенка) цели, которая обязательно приведет к светлому будущему. В такой ситуации, однако, реальные дети оказывается куда более благоразумными: ведь они хотя бы пытаются понять, почему родитель поступает так, а не иначе, и уверены, что однажды станут взрослыми. С людьми мистицизма происходит как раз наоборот — они уверены, что никогда не приблизятся к всемогущему Богу, а его методы и цели считают непостижимыми. Именно страх толкает людей к такой философии. Иными мотивами объяснить желание людей полностью отделить все неизвестное, а вместе с ним и разумное, от Природы, практически невозможно. Проще убегать и бояться, чем рисковать жизнью и исследовать. Проще поклоняться, чем тащить всю тяжесть мира на своих плечах. Более мягкой разновидностью мистицизма является наделение богов человеческими качествами и желание взобраться на Олимп, который, тем не менее, все равно остается недостижимым. В таком варианте боги более понятны, но все равно существуют в сфере сверхъестественного.

Для современного человека мистицизм давно оброс традициями, привычками, туманными, но красивыми словами о добре, благе и любви, за которыми, кроме самих слов, ничего не стоит. Первоначальная идея страха все больше вытесняется желанием снять с себя ответственность, трактовать все как вздумается, и не спешить искать объяснения. Современный мистицизм — это прекрасные розовые очки, через которые где-то вдалеке видны розовые облака, а на них очертание божества, которому можно придать любую удобную форму. При этом налицо убежденность, что это божество есть, и оно непременно все решит в лучшую сторону. А как же иначе: ведь мы себя любим, и заслуживаем только рая (в крайнем случае, после раскаяния и непродолжительной порки, — хотя последнее уже лишнее). Альтернативу принять сложно, — ведь она конкретна, а значит, придется и себя менять под конкретную и не всегда удобную реальность.

Вторым направлением философской мысли является материализм. Ниже под термином «материализм» я понимаю способ понимания и восприятия мира, основанный на отрицании всего нематериального, признании материи первичной субстанцией, и утверждении, что разум может быть только продуктом деятельности материи, и без нее существовать не может.

Материализм принято противопоставлять мистицизму, но, по сути, они имеют куда больше общего, чем различного. Во-первых, материализм, так же как мистицизм, в глобальном смысле отделяет разум и благо от Природы. В случае мистицизма разум относится к области сверхъестественного, в случае же материализма он является частным свойством отдельно взятой части материи, но не ее общим принципом. Иными словами, материализм признает, что разум существует как краткий и случайный этап внутри общего хаоса, но Природу подобными свойствами не наделяет.

Во-вторых, и материализм и мистицизм признают ничтожность человека. Мистицизм — в силу того, что человек есть творение и марионетка богов, материализм — в силу того, что человек есть случайный эволюционный феномен. В обоих случаях человек не несет никакой ответственности за мир.

В-третьих, как это ни парадоксально, познание при материализме также крайне ограничено, — ведь он ограничивает себя рамками материи, а разум определяет как ее отдельно взятое свойство. Фактически, разум возникает как краткая вспышка, и быстро гаснет. При таком раскладе об изучении Бытия не может быть и речи: ведь это напоминает краткую вспышку фонарика в темноте.

В-четвертых, материализм — это тоже возможность избавиться от страха. Просто перечеркнуть все, что нельзя объяснить, и сузить мир до рамок материи. То есть всего сверхъестественного просто не существует, — до тех пор, пока оно не будет изучено наукой. А пока что от него можно отмахнуться. Это словно находиться в одной комнате и отказываться признавать мир за ее пределами только потому, что дверь пока закрыта.
Подход материалиста сам по себе удивляет, потому что считать разум случайностью, а человека, как разумное существо, уникумом, можно лишь от большого самомнения. Это парадокс, — но при ничтожности человека как краткого мига обусловленности, признавать его прогрессивнее самого Бытия (ведь он обладает разумом, а оно нет), мягко говоря, очень нескромно. И все же такая мысль вполне может прийти человеку, как и та, что человек создан по подобию Бога, а Земля — центр Вселенной. Обе эти крайности очень похожи, и похожи они своим заблуждением, что разум и благо в глобальном смысле отделены от Природы и не являются ее основным свойством.

Третьим же вариантом является пантеизм. Под термином «пантеизм» я понимаю способ понимания и восприятия мира, основанный на отождествлении Бога и мира. То есть, с одной стороны, он признает наличие разума и блага внутри самой Природы, но при этом предполагает элемент обожествления, то есть сверхъестественного. Этот вариант является самым интересным их всех, потому что он отчасти ближе других к настоящему положению вещей. По крайней мере, он не отрицает полноценности Природы как таковой и не пытается вывести разум и благо за ее пределы или же вообще перечеркнуть их. При таком подходе человек уже не является центром Вселенной и не может отделить себя от Природы, хотя по-прежнему не несет за нее ответственности, отдавая ее на откуп божественному внутри природного. При пантеизме человек глубже всматривается в Природу, пытается понять ее, пусть и своеобразным образом.

Учение же предлагает другой подход. Оно утверждает, что Великие Начала заключены в самой Природе, однако отрицает их сверхъестественность. Оно утверждает, что Природа познаваема научными методами, и всячески приветствует их. Оно не отделяет человека от Природы, объясняя, что он является ее важнейшей частью. Оно рассказывает о теснейшей взаимосвязи человека, Вселенной и Бытия, признает человека великим существом и возлагает на него ответственность за мир. Оно дает возможность понять, для чего во Вселенной появились осознающие существа, и среди них человек, в какую сторону движется ее эволюция и как следует ей содействовать. Обусловленностью пронизано все Бытие, — и если человек не везде может ее увидеть, то это временно, ввиду ограниченности его знаний. Учение также объясняет, как функционирует Вселенная и по каким законам она развивается. Оно расширяет понятие материализма, признавая существование еще двух планов бытия, которые условно называются «энергия» и «Дух», — однако подчеркивает, что они не сверхъестественны. Наука, при должном развитии, придет к их изучению в будущем. При целостной картине мира, где известно устройство Вселенной, курс ее развития, место в ней осознающих существ (включая людей), принципы и взаимосвязи, нет места ни мистицизму с его туманными домыслами, ни материализму с его слепым отвержением смысла, ни привычному пантеизму с желанием мистицизировать естественное и поклоняться ему. Существует иной, здравый путь, где не нужно слепо верить и поклоняться, где нужно думать, анализировать, понимать и мыслить. Путь, на котором человек берет на себя ответственность за понимание мира, за свое место в нем и за будущее Вселенной. Этот путь нелегкий, и длиной он в человеческое существование, и за его пределы, — но он дает Жизнь, Благо, Разум и Прогресс. Все это уже есть у Человека. Остается только признать это и наконец-то начать действовать в согласии с этим.

© Амрадхари, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *