Подлинно злых людей…

Подлинно злых людей не существует. (Из сердца, 17)

Глядя на то, что всегда творилось и продолжает твориться в мире, трудно поверить, что по-настоящему злых людей нет. Тем не менее, это так.

Что значит «подлинно злой человек»? Это значит, что зло в нём — это не нечто внешнее, наносное, а базис, глубинная основа его личности. Но так не может быть. Ведь основу любой человеческой личности составляет частица Духа, частица души Творца. А в Духе содержится стремление к совершенствованию. Творец так стремится стать совершеннее, что ради этого преобразовал себя во Вселенную. Стремление к совершенствованию — это стремление к жизни. Оно основано на благе и созидании. Если бы в Духе содержалось зло как основа, это вылилось бы в стремление Творца к саморазрушению. Он не стремился бы стать совершеннее: он стремился бы к гибели. И нашей Вселенной не было бы, — ибо Творцу незачем было бы её создавать. И нас не было бы, — ибо ему не нужны были бы те, кто способен сделать его совершеннее. Если бы он хотел покончить с собой, он успешно справился бы с этим без нас, уже давно.

В каждом человеке живёт желание Творца жить, его стремление к совершенствованию. Это как величайший инстинкт, инстинкт выживания самой Вселенной. Он превозмогает всё дурное, наносное, временное. Если в нынешней жизни человек не преодолел то дурное, что марает в грязи его самого и причиняет боль другим, то преодолеет в следующей, или ещё в одной следующей. Благо — основа человека, и потому в итоге оно оказывается сильнее и побеждает. Так происходит всегда. Исключений никогда не было и никогда не будет.

А восходит это к Благому Началу, — одному из Великих Начал. Злого начала среди них нет, а Благое есть. Потому что Бытие тоже больше всего хочет жить и совершенствоваться. Совершенствоваться, чтобы жить. Это его стремление проницает Творца. Благое Начало вершит своё дело в нём, — а значит, и в нас. Оно живёт в основе человеческой души. Ему нет там равноценного противовеса, — ведь злого Начала не существует. Поэтому всё злое, дурное в нас — слабее. У него нет такой глубинной основы, оно поверхностно. Это просто понять, представив покрытый грязью алмаз. Она на виду, и драгоценный камень со стороны весь кажется комком грязи. Однако алмаз — это алмаз, и он цельный. Грязь рано или поздно смоется или осыплется, будет стёрта, — и вот он, сияющий, и внешняя грязь не оставила на нём ни щербинки.

Люди таковы, они подобны алмазам в грязи. Причём таким алмазам, которые часто считают грязью не только другие алмазы, но и себя самих. Почему так? Потому что без способности заблуждаться нет способности совершенствоваться. Обычный алмаз не станет больше и чище; каков уж он есть, таков есть. Человек может стать лучше. В этом его предназначение. Поэтому он наделён способностью терять себя, — чтобы вновь обретя себя засиять ещё сильнее.

Нельзя закрывать глаза на плохое в людях. Это значило бы бежать от реальности, которую мы должны познавать. Но нужно под плохим видеть хорошее. Если не уметь этого и видеть только плохое, это будет ещё большим побегом от реальности. Так можно не только не увидеть чужого сияния, но замазать грязью и своё. Ведь замечая вокруг только грязь, ты непременно вываляешься в ней.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *