Много шума из пустоты

Пару месяцев назад мне рассказали о некоем «Дневнике адмирала Бёрда», наделавшем в последние годы много шуму в определённых кругах. Я нашёл его и прочёл. Ожидал чего-то оригинального, — однако оказалось, что это очередная вариация на тему одной из давно уже наскучивших гипотез-мистификаций. Да и поднявшийся шум отстал от времени: дневник был обнародован ещё в середине девяностых. Хотя, может быть, русскоязычный сектор Интернета просто запоздал с реакцией? И был ли шум вообще? Принялся выяснять, и оказалось — был. И продолжается, кое-где, отдельными очагами.

Сам дневник представляет собой всего несколько страничек текста. Он якобы был написан американским лётчиком и полярным исследователем Ричардом Бёрдом во время одного из полётов в районе Северного полюса. Записи сопровождаются указанием точного времени в часах и минутах.

В нём рассказывается, как во время полёта над просторами Арктики экипаж сначала заметил области снега и льда, окрашенные в нехарактерные цвета. Затем перестали нормально работать магнитный компас и гирокомпас. Затем впереди показался небольшой горный хребет. Пролетев над ним, лётчики увидели внизу лес, зелень, реку. И крупное животное, в котором опознали мамонта или что-то вроде него. Вскоре после этого впереди по курсу показался радужно переливающийся город, после чего контроль над самолётом был потерян. Обнаружилось, что его сопровождают дисковидные летательные аппараты со свастиками на бортах. В радиоэфир вышел некто, говоривший с немецким или скандинавским акцентом и сообщивший, что самолёт (у которого к тому времени перестали работать двигатели) посадят без участия экипажа. После мягкой посадки к самолёту подошли высокие светловолосые люди, вывели лётчиков наружу и на чём-то вроде платформы, двигавшейся без колёс, отвезли в город, выглядевший так, словно он построен из хрусталя. Затем Бёрда одного препроводили в кабинет кого-то, кого именовали Хозяином. Впечатления Бёрда от кабинета требуют цитаты: «После того, как глаза привыкают к свету я замечаю то, что меня окружает. То, что я увидел было самым прекрасным из всего, что я видел в жизни. Это было слишком прекрасно, чтобы я мог это как-то описать. Это тонко и изысканно. Я думаю, что не существует слов, чтобы описать ЭТО со всей точностью и правдоподобностью!» (пунктуация перевода сохранена). Сам Хозяин оказался приятным человеком в возрасте, с мягким, мелодичным голосом. Сказав гостю комплимент, он переходит к делу. Они находятся на внутренней поверхности Земли, и его, Хозяина, раса наблюдает за человечеством с момента атомных бомбардировок Японии. Далее последовала речь о том, что человечество, овладев опасной ядерной энергией, достигло точки невозвращения, и ему предстоит пережить вызванные им же самим катастрофы, которые почти уничтожат его. Раса Хозяина пыталась обратиться к людям с предостережениями, но безуспешно. Однако когда катастрофы отгремят, она, уже сейчас опережающая человечество в развитии на много тысяч лет, выйдет на поверхность, чтобы помочь возродиться человеческой расе и культуре. Пока же он поручает Бёрду (к которому он в ходе разговора обращается то «Адмирал», то «сын мой») передать людям «это послание» и засвидетельствовать существование мира внутри Земли. По изложении всего этого разговор закончился, лётчиков проводили обратно к самолёту и отпустили, попрощавшись с ними словами «Auf Wiedersehen». По возвращении Бёрда о его приключении было доложено президенту и в Пентагон, и адмирал получил приказ хранить произошедшее в строгой тайне.

Вот такая история. Меня она абсолютно не впечатлила. Домыслы о том, что наша планета полая, существуют давно. Сразу вспомнился фантастический роман академика В. А. Обручева «Плутония». В нём рассказывается о том, как группа исследователей, путешествуя по Северу, перебирается через невысокую горную гряду и попадает в местность, где обнаруживает растительность и мамонтов. Правда, хрустальных городов они там не увидели, а местное население оказалось первобытным, обезьяноподобным. Выясняется, что путешественники попали внутрь полой Земли, где сохранилась флора и фауна миновавших геологических эпох, до динозавров включительно. И, конечно же, в лучших традициях фантастико-приключенческой литературы, сообщается, что «Случайно в руки автора попал дневник и рисунки одного из умерших участников экспедиции. По этим материалам и составлена настоящая книга».

Прежде всего, саму идею полой Земли невозможно воспринять всерьёз. Нет никаких научных данных, позволяющих предположить, что это может оказаться реальностью. Что же до «Дневника», то складывается впечатление, что его автор начитался Обручева. Начало истории смотрится как калька с «Плутонии»: дневник участника экспедиции, Север, горный хребет, отграничивающий внешнюю поверхность от внутренней, мамонты. Но «Плутония» была написана в 1915 году, а «Дневник» Бёрда, якобы, в 1947 (недолго же раса Хозяина наблюдала за людьми…). Поэтому в сюжете фигурирует самолёт, как наилучшее на тот момент средство исследования Севера. И далее актуальные реалии берут своё. Только-только закончилась Вторая Мировая и отполыхали ядерные взрывы над Японией. Отсюда — летательные аппараты со свастиками, подземная раса арийской внешности, говорящая с немецким акцентом или вовсе по-немецки, речи об опасности ядерной энергии и грядущих катастрофах. Отдана дань и бурно развивающейся фантастике: хрустальный радужный футуристический город, самодвижущиеся платформы, и сравнение автором «Дневника» всего этого с новеллами о Баке Роджерсе. То есть — адаптация старых выдумок под новые реалии. Должно же это, в конце концов, щекотать нервы доверчивому читателю! Однако адаптация не очень удалась. Больше всего вопросов вызывает раса Хозяина. Субъекты нордической внешности, явные арийцы в нацистском понимании этого слова, летающие на аппаратах со свастиками и говорящие с американцами не только по-английски, как с англоязычными гостями, но и по-немецки. Вроде бы, явное указание на легендарные нацистские базы, типа базы в Антарктике или Дигнидада. Но оказывается, что это вообще не люди. При чём же здесь немецко-арийский антураж? Какова взаимосвязь? Существа, срисованные с нацистов, хотят помочь человечеству… Их цивилизация на много тысяч лет опережает нашу, — полагаю, это должно быть видно по необычной архитектуре города (которую, впрочем, автор сравнивает с работами Фрэнка Ллойда Райта), летающим тарелочкам и самодвижущейся платформе. Действительно, умопомрачительно! Вместо освоения Вселенной — тысячи лет сидения под землёй, и поражение нашего с вами воображения способностью дистанционного перехвата управления самолётом сороковых годов… И авторитаризм. Всем управляет Хозяин. В то время как раз жил один диктатор, которого его подчинённые называли именно так.

В общем, дикая мешанина из тогдашних реалий, псевдонаучных гипотез и обывательских страхов. Такое мог бы сочинить подросток, решивший создать взрослую мистификацию.

И я был очень удивлён, увидев, что вокруг всего этого кипят нешуточные страсти. «Дневник» как будто оказывает на людей гипнотическое воздействие. Некоторые так проникаются, что становятся самыми настоящими фанатами, и все попытки воззвать к их здравому смыслу терпят крах. Это как говорить с глухими. Идут обсуждения в Интернете, снимаются «документальные» фильмы и т.д. Я решил почитать комментарии к одному такому фильму на YouTube. Там всё напоминало злобную истерику. Тех, кто выражал сомнение в истинности бёрдовской истории, её фанаты всячески оскорбляли, смешивали с грязью, называли врагами человечества и т.д. Это уже даже не фанатство, а агрессивный и опасный фанатизм. Всё выглядит так, будто эта история выжигает людям мозги, превращая их в зомби.

Почему «Дневник адмирала Бёрда» так воздействует на психику? Вроде бы, банальная неуклюжая мистификация, каких много. Значит, не такая уж банальная? Я не думаю, что в «Дневник» заложен некий код (особенно в перевод), некая программа, активирующая что-то негативное в психике, и т.п. Но какие-то болезненные струны в подсознании он явно затрагивает. Мифическая пустота внутри Земли породила слишком много шума. Это очень странно, очень интригует и очень тревожит. Вот так, в одном флаконе.

Думаю, пройдёт ещё немного времени, всплеск интереса к «Дневнику» закончится, страсти улягутся, и всё забудется, вытесненное новыми «сенсациями» того же пошиба. Но всё равно хотелось бы лучше понять феномен «Дневника». Уж больно любопытно.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *