Эосфор III, 22

eosfor-iii-22

Помни, что мир — в тебе, и сберегай себя ради него, но не ценою его. (Эосфор III, 22)

Если говорить о смысле жизни и в связи с этим вспомнить о Великом Долженствовании, то можно сказать так: человек живёт для того, чтобы сделать мир лучше. Это самая простая формулировка, способная выразить столь важную идею, как смысл жизни. Во всяком случае, я не знаю, как её выразить ещё проще и короче. Но за этой простотой и краткостью скрываются поистине вселенские масштабы. Ведь что такое мир? Конечно, прежде всего это то, что мы видим вокруг себя: наша планета, её природа, человеческое общество. Но на самом деле это только часть мира, — так сказать, его средний масштаб. От него можно смотреть в сторону укрупнения — и увидишь мир как Вселенную, а можно смотреть в сторону уменьшения — и увидишь мир как личность человека, как его внутренний мир, являющийся неотделимой частицей огромного внешнего мира. А самое удивительное то, что по закону единства внутренний мир человека вбирает в себя и всё то, что я назвал здесь «внешним миром». Человек и Вселенная — одно целое; и Дух человека един со всем остальным Духом. Поэтому если сказать, что Вселенная — в человеке, это будет правдой.

Что же в таком случае означает «сберегать себя»? Самое простое значение напрашивается само собой — сберегать свою жизнь, беречься от смерти. Более глубокое — сберегать свою человечность, блюсти себя в чистоте, избегать того, что портит человека, лишает его человеческого облика. Это две стороны одной медали. И они нередко вступают в противоречие. Ведь сберечь свою жизнь порой можно только ценой морального падения, только запятнав себя, став недостойным звания человека. А это означает осквернить мир в себе, — ведь человек неразделим с ним. Это то же самое, что спасать простой глиняный сосуд с драгоценным лекарством, сосредоточившись на спасении самого сосуда, а его содержимое выплеснув в грязь. Такому поступку можно попытаться найти оправдание в том, что ты сберегаешь себя, даже такой ценой, ради того, чтобы потом делать добро для мира. Но тогда ситуация начинает напоминать старый анекдот: «Любишь Родину? — Люблю! — Умрёшь за неё? — А кто же тогда будет любить Родину?». То есть — отговорка, и только. К тому же, вряд ли в мир принесёт много блага тот, кто из соображений самосохранения готов стать негодяем и загрязнить мир в себе. Уже сам его пример способен принести вред, воспитать таких же трусов и негодяев.

Как сберегание себя, в широком смысле, можно трактовать и стремление к удобству и выгоде. Чем лучше ты устроился в жизни, тем комфортнее тебе будет, и тем больше у тебя шансов прожить долго, при этом страдая поменьше. И это то, ради чего люди мучают друг друга, грабят, уродуют и губят свой мир, природу своей планеты. Это делают те, кто должен беречь и защищать людей и мир; те, кого сама Природа породила ради этого. Трудно найти нечто более трагичное и печальное в своей противоестественности, чем сохранение себя через отказ от осуществления смысла жизни. Представим человека, который вместо того, чтобы посвятить свою жизнь заботе о детях, продаёт их в рабство, чтобы на вырученные деньги устроить свою жизнь. Та же картина.

Себя нужно беречь; не следует по-глупому рисковать, лезть на рожон, губить себя дурными привычками, разрушать своё здоровье и т.д. Но сберегание себя не есть самоцель. Оно нужно для заботы о мире — как вокруг себя, так и внутри — и людях. Вот истинный смысл. И беречь себя следует до тех пор, пока это не вступает в противоречие со смыслом, о котором идёт речь. Лучше всего это понимается на следующем примере. Есть инструмент, предназначенный для выполнения некой важной работы. Его нужно беречь, держать в чистоте, ухаживать за ним, не терять его и т.д. Это необходимо для того, чтобы он мог эффективно выполнять свою работу. Но если беречь его в ущерб работе, не применяя из опасения, что он пострадает или сломается, то какой тогда смысл в его существовании? Тогда он просто не нужен, и его можно выбросить.

Человек — инструмент эволюции. В таком смысле слово «инструмент» не несёт в себе уничижительного оттенка. Наоборот: оно подчёркивает важность человека для Вселенной и его ценность. Каждый из нас — инструмент, с помощью которого можно сделать лучше мир. Инструмент, предназначенный для выполнения самой важной из всех задач: для совершенствования Творца. Задачи, для выполнения которой была создана Вселенная, для выполнения которой идёт эволюция и появляются разумные существа. Человек способен двигать это великое дело вперёд. Если даже попытаться нарочно измыслить более важное и достойное дело, не думаю, что это удастся. И нужно страдать поистине чудовищной гордыней, чтобы считать, что такое предназначение тебя принижает.

Нужно достойно следовать этому предназначению. Нужно всегда трудиться ради его выполнения, посвящать себя ему, а не сберегать себя ценой пренебрежения им. Нужно жить ради мира, а не превращать его в разменную монету, которой можно оплачивать своё личное благополучие. Тогда жизнь будет иметь смысл.

© Атархат, 2017

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *