Тупик мирового масштаба

В Австралии прошёл референдум, долженствовавший установить статус аборигенов как «первых народов» континента, в результате чего они получили бы некоторые дополнительные социальные возможности. Референдум провалился. В смысле, вышеописанная инициатива, которая мыслилась как поправки к конституции, не была одобрена большинством.

По нынешним временам это даже немного странно. С другой стороны, такой результат в порядке вещей, если отбросить все нарочитости вроде комплекса вины и т.п. А с третьей…

С третьей стороны, тут так просто не разберёшься. Те и другие — то есть аборигены и потомки пришельцев-колонизаторов — считают эту землю своей. Причём первые обвиняют упомянутых колонизаторов в истреблении местного населения. Обвиняют справедливо, потому что действительно истребляли. Но истребляли те и тогда. С кого спрашивать теперь? С их потомков? А разве дети отвечают за преступления отцов? А потомки тех, кого истребляли, — что теперь должны получить они? Чем компенсируется уничтожение целых народов? Деньгами? Дополнительными правами и льготами? Какими-то жизненными благами? Серьёзно? Такое действительно можно чем-то компенсировать? И компенсировать за счёт кого-то, кто в тех преступлениях не виноват? Это в самом деле справедливо? Опять же, преступления были, и кроме истребления у аборигенов ещё отняли право на собственный путь развития, отняли право самим решать свою судьбу. Доводы типа «Да что бы они там нарешали, эти дикари?» не годятся. Что бы ни нарешали, это было их право. Вот и получается, что преступления были совершены, — но с кого за них спрашивать? Исправить бы всё — но как? Тут не только не исправишь, но и не компенсируешь, — потому что бывают вещи, у которых нет цены. И те, чьих предков убивали, продолжат страдать. А потомки колонизаторов давно не чужие на этой земле, потому что живут на ней уже не первую сотню лет. Это и их родина тоже. Что же делать?

Очень похоже, что эта ситуация не имеет разрешения в том смысле, как все его понимают. Не с кого спросить, никого не вернуть, никого не прогнать, ничего не компенсировать, никого не утешить. Любой шаг в каком-либо направлении как попытка что-то исправить будет где-то усугублять ситуацию. И слова, что всё нормально, и ничего не надо делать, тоже будут усугублять её. Всё не нормально. Но в то же время сомнительно, что можно что-то сделать для благополучного разрешения ситуации.

Человеческая история полна таких вот ситуаций. Ситуаций, возникших из-за того, что люди постоянно нападали друг на друга, убивали друг друга и забирали чью-то землю. А потом приходил ещё кто-то, забирал её у забравших, и теперь уже те считали, что лишились своего, Мир полон таких обид. Он полон возникших на их почве претензий. И полон примеров того, как попытки предъявить эти претензии оборачиваются новыми трагедиями. Понятно, что это попытки восстановить справедливость. Но как это сделать? И что здесь справедливо? И как осуществить справедливость, не совершив новой несправедливости?

Как-то один человек пытался доказать мне, что земля, на которой возник современный Израиль, — вот и ещё одна очень актуальная тема, как раз к месту, — исторически принадлежит арабам и была у них несправедливо отнята. Тогда я перечислил ему всех, кто владел этими территориями и жил на них за последние 4000 лет, и спросил: «Так чья же это земля?». Он не нашёл, что ответить.

Очевидно, что попытки исправить исторические несправедливости и компенсировать исторические обиды — тупиковый вариант. Это никогда не удастся. Просто потому, что вся история состоит из такого вот. И многое такое вот было как раз результатом что-то исправить и что-то компенсировать. Здесь мы видим самовоспроизводящийся конфликт. В этом смысле человечество находится в тупике мирового масштаба. И пора думать не столько о том, что можно сделать в каждом конкретном случае, сколько о том, как с этим быть вообще.

Так как же с этим быть? Если бы можно было ответить просто и однозначно… Однозначно тут можно сказать только одно: глобальные проблемы требуют глобальных решений. А это подразумевает объединённые усилия человечества и выработку единого подхода к таким проблемам. Чего, к сожалению, пока нет. И вряд ли будет достаточно скоро. Пока что можно констатировать проблему и заявить о необходимости поиска выхода из тупика.

Ну а кроме этого? А кроме этого, может быть, нужно постараться осознать, что брать с собой в XXI век межнациональные конфликты и претензии многовековой давности — не лучшая идея. На обидах прошлого не построишь лучшего будущего. Хотя при этом вполне понятно: такие претензии подразумевают также и наказание виновных, дабы исторические несправедливости и преступления не повторялись. И здесь возразить трудно. Но… Но ведь всё равно повторяются. И часто именно в борьбе за справедливость. Обидчики и обиженные меняются местами и ролями, словно в каком-то жутком танце, который никак не может закончиться.

Здесь нужно качественно иное решение. Какое? Его надо искать всем вместе. А для начала признать неразрешимость подобных конфликтов обычными путями. Требуется новый подход. А он может выработаться в ходе переосмысления человечеством себя. В ходе пересмотра таких понятий, как «нация» и «государство». Это как минимум. Потому что человечество уже начало отставать в своём развитии от себя самого. Оно похоже на человека, который одной ногой, обутой в современный кроссовок, ступил на трап аэрокосмического шаттла, а вторую, обутую в дырявый лапоть, всё никак не может вытащить из какого-то болота. Что его ждёт? Вряд ли что-то хорошее. Если он только сломает ногу, то может считать, что ему крупно повезло.

Словом, людям нужно меняться. Им нужно понять, что нужно меняться. Уже пора, давно пора. Другие люди — другие отношения. Да, и другие проблемы тоже. Но это будут хотя бы проблемы, адекватные времени, а не притащенные с собой из далёкого прошлого. Хотя нельзя ведь отмахнуться и от того, что это прошлое живёт в самих людях. И часто оно оказывается не таким уж и прошлым. Вот когда закончилось рабовладение? Оно закончилось с Античностью, с Древним Римом? Как бы не так! Оно закончилось меньше двухсот лет назад. Ещё живы правнуки рабов. Как вам это нравится? При таком раскладе меняться невероятно трудно. Но надо. Иначе мы никогда не выйдем из тупика, о котором было сказано выше. И будут стыдные референдумы, «позитивная» дискриминация, новые обиды, новые претензии, претензии в ответ на претензии, и огромная боль, которую всё это несёт с собой.

Говоря в двух словах — не вполне понятно, как нужно решать подобные проблемы в наше время, но вполне понятно, что так, как это пытаются делать, по старинке, их не решишь. Вот и всё.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *