Свобода слова и уважение

25 сентября СМИ сообщили, что возле бывшей редакции Charlie Hebdo было совершено вооружённое нападение, в результате которого были ранены два человека. Это связывают с продолжением истории пятилетней давности, когда издание опубликовало карикатуры на пророка Мухаммада, и в ответ редакция подверглась террористической атаке. В начале текущего месяца газета снова опубликовала пресловутые карикатуры, и в её адрес поступили угрозы новой расправы. После этого более чем сотней французских изданий было подписано письмо в защиту свободы выражения мнения. Ну а теперь вот — новые пострадавшие.

«Письмо в защиту свободы выражения мнения» — другими словами, в защиту свободы слова. Об этом много говорили ещё тогда, пять лет назад. Общий смысл сводился тогда и сводится сейчас к тому, что исламские экстремисты пытаются ограничить свободу слова, и что это неприемлемо.

В чём, по мысли защитников свободы слова, она состоит? Грубо говоря, в следующем: мы можем писать и рисовать, что хотим, — даже если это для миллионов людей является святотатством. А изображение Мухаммада именно этим и является для мусульман. Лично я за свободу слова. Но я считаю, что те, для кого она представляет ценность, должны иметь собственные внутренние ограничители. Потому что есть вещи, которых не следует делать хотя бы из уважения к другим людям. Была ли публикация тех карикатур жизненно необходима? Не думаю. Однако это было сделано. Необязательный поступок, гарантированно обидный для всех мусульман. Как будто это сделали просто потому, что могли. По принципу «Мне это особо не нужно, и ты этого не хотел бы, — но именно потому, что ты этого не хотел бы, я это сделаю, ибо нефиг». То есть поступок чисто хулиганский. И оттого вдвойне обидный для тех, против кого он был направлен. Если свобода слова утверждается подобным образом, то с ней явно что-то не так. Конечно, можно сказать, — и так говорят, — мол, это демонстрация того, что исламские экстремисты не будут указывать, кому о чём можно или нельзя говорить. Да, это было бы доводом, если бы изображения Мухаммада (да ещё и сатирические) касались только экстремистов. Но они воспринимаются как святотатство всеми мусульманами, среди которых экстремисты — капля в море. Поэтому всё выглядело так, словно кто-то, желая досадить одному нехорошему человеку, плюнул в колодец, из которого пьют ещё тысячи других людей. Этого не следовало делать, хотя бы из уважения к ним.

С другой стороны, мусульманам следовало бы понимать, что законы ислама актуальны только для них самих, но не для прочих. Это своим последователям ислам запрещает изображать пророка. То есть только для них такой поступок является святотатством. Пытаться запрещать это другим — нелепо. Тут можно, опять же, апеллировать только к уважению, — в стиле «Мы не можем вам этого запрещать, но рассчитываем на ваше понимание и уважительное отношение к нашим святыням».

В общем, в этой безобразной ситуации обе стороны оказались не на высоте. Одни пытаются запретить другим то, чего не имеют права запрещать; другие совершают оскорбительный для множества людей поступок, просто желая продемонстрировать, что они могут его совершить. И если указывать, как некоторые любят, на нетерпимость мусульман и на их неумение уважать иные взгляды, то можно сказать с уверенностью: «терпимые» и «уважительные» европейцы в данной ситуации выглядят не лучше.

В последнее время со свободой слова на самом Западе наблюдаются всё большие проблемы. Тому имеется множество свидетельств, и я уже не раз касался данного вопроса. И когда при этом её пытаются утверждать вот такими способами, подобное выглядит, мягко говоря, сомнительно.

К слову, в тот же день, 25 сентября, поступило сообщение, что Google уберёт из сервиса Street View изображения вершины австралийской горы Улуру. Причина — проявление уважения к верованиям аборигенов, для которых гора священна. Решение это неоднозначно, и расценивать его можно по-разному, — но на фоне истории с Charlie Hebdo оно выглядит особенно интересно, не правда ли? Это к вопросу о свободе слова и уважении. Есть что сравнивать, и есть с чем сравнивать.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *