Люди как боги

У советского писателя Сергея Снегова есть научно-фантастическая трилогия «Люди как боги». Говорят, хорошая. Я сам пока не читал, так что речь пойдёт не о ней.

Мы сейчас обратимся к другой книге, — к «Эвору», одной из книг нашего пандэкта. На её страницах среди прочих интересных моментов можно встретить и такой: «Однажды чаша весов склонится, — и тогда люди встанут друг подле друга, и с ними — боги Любви и Справедливости, во главе их — Бог Правой Борьбы, над ними — Бог Мудрости, и выше, в свете, — Изначальные. Тогда Бог Силы падёт пред ними ниц, и станет их слугою и воином. Дракон, ослабевая, будет бороться с ними; но с ним не будет богов, равных им по силе. Сам же он будет знать, что проиграет битву, — но будет бороться, исполняя свой долг: и в этом он благ. По истечении некоторого времени люди очистятся и исполнятся Мудрости. Они войдут в чертоги богов, сделавшись достойными сего. Тогда Дракон будет скован, и взоры людей отвратятся от него, и люди войдут в свет, — обитель Изначальных» (Анабасис 35-41). О самом «Анабасисе» у нас уже шёл разговор: ему была посвящена отдельная статья. Сейчас мы рассмотрим пристальней один отрывок этого текста.

Нас интересуют слова о том, что люди войдут в чертоги богов. И пусть боги эти — не боги в религиозном понимании, а законы Природы, всё равно это нечто грандиозное. Здесь «войти в чертоги богов» означает, ни много, ни мало, встать на одну ступень с законами Природы, уподобиться им. Там сказано, что люди станут достойны этого. Что это значит?

Прежде всего, из текста следует, что человек может подняться на такой уровень. Но как стать достойным? Если бы речь впрямь шла о богах, то что это означало бы тогда? Какие были бы варианты? Например, такой: человек — не бог, и подняться до уровня бога (богов) он не может в принципе. Или такой: боги могут поднять человека в свои чертоги, на небеса, если он будет благочестив и угоден им. Но вровень с ними он при этом всё равно не станет. Или такой вариант: человек может быть обожествлён, может заслужить это или как-то добиться, — и тогда он войдёт в общество богов на равных. Словом, разные религии ответили бы вам по-разному. А что нужно для того, чтобы уподобиться законам Природы?

Собственно, вопрос и есть ответ. Нужно уподобиться им. Стать как они. А как это — «как они»? В чём, вообще, может заключаться это подобие? Понятно, что не в облике, уме или телесности. Оно может заключаться в мотивации и действии.

Грубо говоря, законы Природы — это то, что двигает процессы, по которым живёт и развивается Вселенная. Соответственно, мотивация их — необходимость продолжения жизни и развития Вселенной. Хотя как раз в их случае это не совсем мотивация. Это просто необходимость, и они ей следуют, согласно своему предназначению, от которого не могут отступить. Для них просто не существует такой возможности. Примерно то же самое — наша «мотивация» дышать. Мы не задумываемся над каждым вдохом, не решаем, вдохнуть или не вдохнуть. Наше тело просто дышит, потому что оно так живёт. Такова его «программа». Так же работают законы Природы, такова их программа. Иное дело — человек. Ему нужно понять эти законы, — насколько это для него возможно, — понять себя в них, осмыслить, и принять решение, стараться ли им следовать или нет. Для него жизнь Вселенной — мотивация в прямом смысле этого слова. Как и его собственная жизнь. Казалось бы, для того, чтобы жить, осознанная мотивация не нужна. Все мы просто живём, потому что хотим жить. Мы бережём свою жизнь инстинктивно, — что является действием той самой программы. В общем, да. Человек, конечно, может жить только инстинктами, как животное. Но он всё же человек. И приходит день, когда он понимает, что даже необходимость жить надо как-то себе обосновать. Тогда он задумывается о смысле жизни. Или о смысле Вселенной, — потому что если есть смысл во Вселенной, то и в человеческой жизни он есть, а если нет, то нет. Это поиск мотивации, — на своём уровне и на макроуровне. То и другое неразрывно связано.

Это означает, что у человека, осознавшего себя частицей Вселенной и увидевшего необходимость поддерживать её жизнь и помогать её развитию, возникает стремление делать то же, что делают боги, сиречь законы Природы. Ведь они именно этим и занимаются. Только им не нужно доходить до этой мотивации своим умом: она в них работает «по умолчанию». А человеку нужно. То есть для того, чтобы уподобиться богам в мотивации, он должен проделать дополнительную работу, от которой они избавлены. Ему необходимо не только уяснить себе, что и как, но и воспитать в себе правильное желание. Тогда он будет сознавать, что у богов и у него одно общее дело, примет сознательное решение делать это дело вместе с ними, и станет целенаправленно учиться делать его. Так к мотивации прибавится действие.

Я говорю здесь о человеке вообще. Таков естественный путь каждого: познание должного и вершение должного. Но именно из путей каждого слагается один общий путь всех. Как человечество состоит из людей, так и путь человечества как разумной расы слагается из их путей. Если каждый человек уподобится богам в мотивации и действии, то и человечество в целом уподобится им. То есть научится принимать законы Природы как непреложные законы своей жизни и будет сознательно содействовать развитию (эволюции) Вселенной. Словом, будет действовать как боги, — только не «по умолчанию», а по собственному выбору.

Неизвестно, когда это произойдёт. Вероятно, понадобится ещё не одна тысяча лет. Но в процитированном фрагменте говорится о том времени, когда это станет реальностью.

Можно спросить: а зачем, вообще, это нужно Вселенной? Что такое люди, пусть даже всё человечество в полном составе, по сравнению с богами? Ведь законы Природы и так поддерживают жизнь и развитие Вселенной. Чем им могут помочь люди?

Люди, как осознающие, могут помочь тем, что они совершенствуют Дух. Ту субстанцию, без улучшения которой Вселенная существовать не может. Боги, которые по сути своей являются не осознающими, а законами, совершенствовать Дух не умеют, — ведь им не приходится познавать и делать моральный выбор. Их задача — поддерживать жизнь Вселенной и неспешный эволюционный процесс, тем самым обеспечивая условия, в которых появляются и живут осознающие. Можно сказать, что это разные участки общей работы: боги обеспечивают осознающим (людям и иным) условия для существования, а осознающие совершенствуют Дух. Без богов (законов Природы) осознающие не смогли бы жить; без осознающих же поддерживание богами жизни Вселенной не имело бы смысла, так как она всё равно погибла бы, угасла, не получая более активного развития. Тут имеет значение время. Неспешная эволюция материи подготавливает гораздо более быструю эволюцию Духа. А без неё Вселенная не могла бы существовать дальше. Таким образом, осознающие не просто в чём-то помогают богам. Они играют в развитии Вселенной ключевую роль. Одни боги не могли бы постоянно поддерживать её существование.

Но у этой ситуации, в которой осознающие, и люди в том числе, играют такую большую роль, есть и другая сторона. Обладая такой силой, осознающие могут использовать её не только во благо, но и во зло. Они могут не только созидать, но и разрушать, не только двигать развитие Вселенной вперёд, но и тормозить его. Если не будут понимать происходящее, если будут хотеть недолжного и делать неправильный выбор. Поэтому так важно познавать, учиться правильно хотеть, учиться делать верный выбор и правильно действовать. Нужно учиться быть как боги. С той, опять же, разницей, что к этому нужно приложить сознательные усилия, — чего богам делать не приходится.

Вот что важно: боги изначально таковы, а люди могут стать такими по своей воле. Они могут сами подняться до уровня богов. Могут по своему желанию стать законами Природы в действии.

Об этом и говорит наш текст. Дракон здесь олицетворение всего отрицательного, на что способны люди, — лжи, ненависти, несправедливости, вообще всякого зла. Его дело — влечь людей к дурному; но об этом мы уже подробно говорили, и не раз. Поднявшись по ступеням познания, поняв мир и себя в нём, осознав своё предназначение, люди отвергнут Дракона, — то есть изживут из себя всё то, что мешает им стать как боги. И тогда они станут как боги. Это и имеется в виду, когда говорится, что они войдут в чертоги богов. «Чертоги богов» — не место, а состояние. Можно сказать так: когда люди станут такими, вся заселённая ими к тому времени часть Вселенной в каком-то смысле превратится в эти чертоги. В место, где люди и боги будут рядом и будут вместе вершить самое важное дело. Дело жизни и развития Вселенной.

Такие люди бывают в разные времена. Но их всегда не много. Это те, кто понимает предназначение человека и умеет следовать ему. Они как искры света, уходящие обратно в свет, — в мир Духа. Туда, куда потом, как говорит текст, уйдут все люди. Мир Духа, как сказано, это обитель Изначальных, — то есть Великих Начал. Это ещё более высокая инстанция, — ведь сами боги, они же законы Природы, есть производное от Великих Начал, их проявления в мире энергии. И путь людей лежит именно туда, в мир Духа. Чертоги богов — не цель пути, а последний краткий привал перед ней. Потом люди уйдут в свет, а боги останутся, чтобы создавать возможность для жизни новых разумных рас, которым предстоит пройти такой же путь.

В заключение я хочу дать простой ответ на вопрос «Так зачем же людям становиться как боги?». Он будет таким: для того, чтобы позаботиться о Вселенной и обо всём, что в ней есть. Просто позаботиться. Для того и нужны силы, которые есть в людях всегда, но в полной мере раскроются, когда они станут как боги. Не для себя, а для мира. Принцип, общий для богов и людей, какими они должны быть. То, что их объединяет и делает по-настоящему похожими.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *