Ганди

«Ганди» — англо-индийский художественный фильм 1982 года, рассказывающий биографию Махатмы Ганди.

Фильм начинается с того, чем он должен заканчиваться (и что повторно показывается в конце): с убийства Махатмы. Затем действие переносится на несколько десятилетий назад, и мы видим молодого адвоката Ганди, только что приехавшего в британскую Южную Африку. Там он обнаруживает, что к местным иммигрантам-индийцам относятся как к людям низшего сорта: они должны носить при себе унизительные пропуски, ездить в поезде третьим классом, и даже не могут ходить по одному тротуару с белыми. Он начинает борьбу за права индийцев, таких же подданных Британской империи, как и англичане. Устраивает публичное сожжение пропусков, за что оказывается жестоко избит полицией; возглавляет демонстрацию протеста; основывает ашрам (не религиозный), где все равны и где он сам, когда приходит его очередь, чистит уборные; попадает в тюрьму. К моменту возвращения на родину он уже известный человек. Он путешествует по Индии и видит бесправие и бедствия индийцев под властью британцев. Поэтому начинает новый этап своей борьбы — теперь уже за независимость Индии. Мы видим яркие эпизоды этой борьбы: кампанию гражданского неповиновения, голодовку Ганди, его аресты и тюремные заключения, поездку в Англию, «Соляной поход», обретение независимости. Затем — трагические события периода разделения Индии и Пакистана, взаимную резню индуистов и мусульман и новую голодовку Ганди, требующего прекращения конфликта. Вскоре после завершения голодовки он погибает от руки индуистского экстремиста.

Я впервые посмотрел этот фильм несколько лет назад. Прежде всего скажу, что не ожидал увидеть в заглавной роли Бена Кингсли. Это хороший актёр, — но казалось, что по своему типажу он никак не соответствует данной роли. Однако я ошибался. Он буквально перевоплотился в Ганди и создал живой и убедительный образ. Думаю, это лучшая его роль.

Как я отношусь к Махатме Ганди? Безусловно, с огромным уважением. Это великий гуманист и борец, не боявшийся избиений, арестов и тюрьмы, готовый умереть от голода, чтобы достучаться до людей, принципиальный человек. Его заслуженно называли отцом индийской нации. Впрочем, уважать — ещё не означает со всем соглашаться. И я кое в чём не согласен с ним. Возможно, для кого-то это прозвучит странно, но я считаю, что он переоценивал принцип ненасильственного сопротивления. Да, насилие — зло, в любом случае. Но порой приходится прибегать к насилию, чтобы защитить людей. Ганди же во время Второй мировой войны призывал применять ненасильственное сопротивление по отношению к гитлеровцам. Мудрый человек, а не понимал, что нацистов нельзя ставить на одну доску с британцами, с которыми он боролся. Последние подчинили и эксплуатировали Индию, — но они не ставили себе целью уничтожение её народов. Да, были репрессии, избиения и даже расстрелы (например, показанная в фильме бойня в Амритсаре). Это были трагические перипетии борьбы за независимость. И в итоге практика показала, что линия, которую вёл Ганди, увенчалась успехом. Увенчалась успехом в Индии, с британцами. Нацисты же намеревались стереть с лица Земли целые народы и расы. Несопротивление им привело бы не к тысячам, а к сотням миллионов жертв, — и в итоге победа осталась бы за нацистами. Ганди не видел Герники, Хатыни и Бухенвальда, — потому и проявил такую удивительную наивность. В фильме эта его позиция показана невнятно, она лишь мельком упоминается. Но я сейчас и говорил не о фильме, а о нём самом.

Кинолента снята очень хорошо. Явным недостатком я бы назвал то, что она временами производит впечатление конспектного изложения материала, когда важным событиям уделяется до обидного мало внимания. Но это можно понять. Подобная ужатость неизбежна, когда такую грандиозную эпопею, как жизнь и борьба Махатмы Ганди, нужно уложить в трёхчасовой фильм. Там материала на много серий.

В фильме множество ярких, запоминающихся эпизодов. Есть даже забавные. Например, история одного из арестов Ганди. На заседании суда объявляется, что он может выйти под залог в 100 рупий. Ганди демонстративно отказывается выплатить эти деньги. И обескураженный судья, понимая, что сейчас держать его под арестом нельзя, под смех публики объявляет, что выпускает его под залог без залога. Другие моменты по-настоящему трагичны. Например, расстрел мирного митинга индусов в Амритсаре и следующая далее сцена суда над учинившим его английским генералом.

У меня есть два любимых эпизода. Первый — акция ненасильственного протеста у солеварной фабрики в Дхарасане. Толпа одетых в белое индийцев готовится двинуться ко входу на фабрику, где их уже ждут солдаты (тоже индийцы, но служащие британцам) с палками в руках. Сопровождающие демонстрантов женщины расстилают на земле полотно, на которое скоро будут укладывать раненых, готовят перевязочные материалы и средства первой помощи. Первый ряд безоружных демонстрантов приближается к солдатам, которые бьют их палками по головам. Женщины подбегают, поднимают и уводят упавших, чьи одежды уже не белые, а белые с красным. К солдатам подходит следующий ряд. Удары палками, крики, женщины поднимают и уводят раненых. Подходит третий ряд… Присутствующий здесь же британский журналист отворачивается, не имея сил на это смотреть. Кто-то скажет, что глупо вот так идти под удары и позволять себя калечить. А я скажу, что это проявление принципиальности, достойной вдохновителя сатьяграхи, и высочайшего мужества. Нужно быть настоящим воином, чтобы во имя идеи идти на вооружённых солдат, зная, что ты не должен поднимать на них руку, а тебе разобьют голову, и для тебя уже подготовлены бинты. Малодушному человеку такого не понять, — но это тоже поступок воина, как и сражение с оружием в руках. Второй эпизод — когда Ганди во время голодовки находится при смерти, и к нему приходит группа людей, чтобы сообщить, что индуисты и мусульмане прекращают вражду. Они уже уходят, когда один из них — убивший мусульманского ребёнка за то, что мусульмане убили его ребёнка — снова бросается к постели Махатмы, кидает ему на грудь лепёшку и кричит «Ешь!». А тот, выслушав его признание, советует ему взять к себе какого-нибудь ребёнка, потерявшего родителей, и воспитать его как мусульманина. Это один из самых лучших и мудрых советов, какие я слышал в своей жизни.

Что можно добавить ко всему этому? Отличный фильм о действительно великом человеке. На таких фильмах учатся быть людьми.

Кадр из начала и конца фильма

Сожжение пропусков. За секунду до удара дубинкой

— В шахтах работать некому. Все в тюрьмах.

На съезде партии Национальный конгресс

— Я выпускаю вас под залог в сто рупий до вынесения приговора. — Я отказываюсь платить сто рупий.

Бойня в Амритсаре

— Вы отец индийской нации. — Сейчас я в этом вижу лишь повод для стыда.

Солеварная фабрика в Дхарасане

— Вы считаете, что бороться с Гитлером можно путём ненасилия?

У постели только что умершей жены

При смерти от голода

— Ешь! Я попаду в ад, но я не хочу иметь ещё и тебя на своей совести!

© Атархат, 2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *