Досоздавая себя

Одной из особенностей религиозного мировосприятия является убеждение в том, что каким высшие силы создали мир, таков он и есть, и каким они создали человека, таким он и остаётся. В принципе, это понятно. Высшие силы — они мудры и умелы, и сразу создают всё таким, каким оно должно быть. Если что-то, на взгляд человека, получилось так себе, то не потому, что Создатель не был умелым, а потому, что таким был его замысел. О причинах он сам знает, и это его дело. Если же человек — как человек вообще, так и конкретный — получился так себе, то, значит, именно таким он нужен Создателю для его, Создателя, целей. И если конкретный человек нужен именно таким, каков он есть, то способность изменить себя будет в нём попросту отсутствовать; если же он, наоборот, должен измениться по ходу дела, тогда изменения произойдут помимо его воли. Я несколько упрощаю, — но, в принципе, всё именно так и обстоит. Потому что высшие силы — это высшие силы, и они обладают тем, чего нет у человека: способностью творить. Так что именно для творения человек им либо вообще не нужен, либо нужен в качестве безвольного инструмента, подчиняющегося их воле как року. От него самого ничего особо не зависит.

На самом же деле, если говорить не о сверхъестественных силах, а о естественных законах, всё обстоит совершенно иначе. Человек, как и другие осознающие, является мощнейшей творческой силой Природы. Он находится, так сказать, на острие изменений.

Почему так? Потому что будущее Вселенной зависит от того, как быстро и качественно будет изменяться Дух, содержащийся в осознающих. А поскольку Дух — не какая-то сторонняя ноша, которую можно нести или не нести, а основа личности каждого осознающего, то работа человека по качественному изменению Духа и работа по изменению себя оказывается одним и тем же. Общая схема происходящего выглядит следующим образом. Вселенная, сиречь Творец, нуждается в успешном завершении внутренней стадии своего развития. Для этого необходимо качественное улучшение Духа, души Творца. Для этого, в свою очередь, необходимы те, кто сможет его улучшить. Потому эволюция внутри Вселенной идёт в направлении порождения всё более высокоразвитых форм жизни. В итоге появляются осознающие, как венец этого процесса. Они и есть те, кто способен улучшать Дух. И далее всё зависит уже от них. То есть эволюция порождает их, а потом вручает им судьбу Вселенной, будущее Творца. Теперь они — та творческая сила, которая достраивает Вселенную изнутри. Прежде всего, через достраивание, досоздание самих себя.

Последователям Учения всё это прекрасно известно. Но есть ещё разная глубина понимания и глубина осознания. Никогда не бывает лишним как просто повторить уже известное, так и постараться взглянуть на него под свежим углом зрения. Порой изменение этого угла даже на чуть-чуть открывает новый ракурс и существенно углубляет понимание.

Если посмотреть на Природу в её глобальном аспекте, как на живой организм Вселенной, то от грандиозности и мощи того, что ты видишь, захватывает дух. Это практически божественный масштаб и божественное могущество. И неудивительно, что это может восприниматься именно как сфера действия высших сил, с которыми человеку не равняться. Если они что-то решили и что-то создали, нам остаётся только принять это и, так сказать, плыть по течению, — ибо не нам менять поток божественного вершения. Даже сама мысль о том, что можно играть во всём этом важную роль, что можно быть сотворцом всего этого бескрайнего великолепия, кажется странной, — и даже не дерзкой, а попросту смешной. Эти масштабы и задействованные в них силы подавляют.

Однако подобная реакция будет неправильной.

В действительности человек как раз и является сотворцом. Точнее, даже проявлением самого Творца. Ведь он осознающий, — а почему? Потому что в нём проявлен разум Творца. Тот самый разум, который, так сказать, спроектировал Вселенную и запустил процесс её творения. Человек — продолжение разума Творца и его творческой силы. Поэтому на нём, вкупе с другими осознающими, и лежит обязанность продолжить и завершить создание Вселенной. Начиная, как и было сказано, с себя. Движение тут идёт от меньшего к большему. Большее и слагается из меньшего. Работа каждого из нас над собой даёт совокупный эффект вселенского масштаба. Поэтому работая над собой мы уже вносим важнейший, необходимый вклад в жизнь Вселенной и в её будущее.

Создав человека через эволюцию и наделив его всем необходимым для дальнейшего труда, Природа не самоустранилась, не бросила его одного, не отошла в сторонку, чтобы просто понаблюдать, что будет дальше. Во-первых, она — та среда, в которой он существует, частью которой он является, и без которой его не может быть. Во-вторых, она — то, что он познаёт. Он познаёт её и себя в ней, — и без такого познания он не может развиваться. В-третьих, она всегда готова помочь ему, наделив силой. И не просто жизненной силой, но и огромной мощью для должного вершения, — если, конечно, он хочет этого вершения и готов принять эту силу. В-четвёртых, Природа — тот объект приложения усилий, с которым человек работает и ради которого он трудится. Он ведь меняет к лучшему не только самого себя, но и мир вокруг себя. Для того он себя и меняет, чтобы в итоге стал лучше мир. Мир, в котором он обитает, и вся Вселенная. Каждый из нас совершает — или, по крайней мере, должен совершать — работу сразу в двух направлениях: работу по совершенствованию Духа в себе и работу по улучшению мира вокруг себя. Чем лучше идёт первая, тем лучше идёт и вторая.

Итак, создав человека, Природа продолжает быть для него средой существования, объектом познания, источником сил, объектом приложения этих сил и творческих способностей. Она и человек — два аспекта одного процесса: процесса развития Вселенной. Но если Природа — это система законов, которые действуют всегда, и действуют правильно, и всегда будут действовать правильно, то человек, получив некий исходный уровень, должен сам себя досоздать. Здесь он продолжает дело Природы, и здесь он оказывается равнозначен ей.

Звучит как явное преувеличение, — но в действительности, нет. Ведь он в этом деле полностью властен над собой. Если он не захочет развиваться, то никакие силы его не заставят. Он будет переходить из жизни в жизнь, и опять, и снова, продвигаясь вперёд еле-еле, — за счёт того, что так или иначе, а хоть какой-то минимальный опыт ты в течении жизни да накопишь. Человек может не знать и вообще не думать о возможности развития, а может знать, но особо к этому не стремиться. Однако если он знает и стремится, то ничто его не удержит. Он будет развиваться, даже в самых трудных условиях, — в которых, кстати, он может развиваться ещё быстрее.

Развиваясь, он буквально досоздаёт себя. Изучает, перестраивает, избавляется от ненужного и вредного, вырабатывает необходимое и полезное. Он умножает себя, расширяя своё восприятие и свои возможности. То есть осуществляет в себе созидательную работу Природы. Тем самым оказываясь в этом наравне с ней. Не ожидая, когда она смилостивится и соизволит что-то ему прибавить, ничего у неё не выпрашивая, не улещивая её и не подкупая дарами и восхвалениями. Он просто берёт и достраивает себя сам, своими руками. Ваяет себя, как скульптор. Или, лучше сказать, выковывает себя, как кузнец. Придаёт себе нужную форму, закаляет себя, превращая в то, с помощью чего изменяется и обустраивается Вселенная.

Совершенствуя себя и изменяя к лучшему мир, в котором мы живём, мы вносим свой вклад в эволюцию Вселенной. А значит, участвуем в решении её судьбы. Для этого и создан человек. И если он сам себя не сделает таким, то и сама Природа ничего не поделает. Потому что сила воли и возможность вершить себя через свободный выбор — это то, что не может быть ограничено и подчинено извне. Да, это тоже природные силы. Но проявляются они только через осознающих. Это как бы старший козырь, который не бьётся ничем, — даже другим таким же козырем. Это то, чему не может приказать никто и ничто, кроме самого его носителя. Поэтому применить или не применить это можем только мы сами. Поэтому только мы сами можем с помощью этого инструментария досоздать себя, придя к высшей ступени развития, — или махнуть на себя рукой, и жизнь за жизнью влачить то ли животное, то ли вовсе растительное существование.

Выводя каждого из нас на стартовую позицию и наделяя всем необходимым, Природа говорит: «Человек, дострой себя сам. Ты способен, и в тебе есть всё для этого. А я дам тебе почву под ногами, воздух для дыхания, дам пищу и дам силу, когда ты будешь изнемогать. Дострой самого себя, чтобы новый ты смог достроить Мироздание. Теперь это в твоих руках. И я на тебя рассчитываю». Такое вот поручение. Задача, ради выполнения которой мы, люди, существуем. И обманывать ожидания Природы — значит отрицать самих себя. Отрицать собственное право на существование.

Да и это значило бы просто пренебречь самым важным и интересным делом, какое только может быть: творческим участием в судьбе Вселенной. Лично я от такой возможности, предоставленной самой Природой, от такого её подарка отказываться не собираюсь. А вы?

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *