В трудный путь

Почему люди приходят в различные религии и духовные учения? Можно ли на этот вопрос ответить коротко? В принципе, да. Ответ будет таким: люди ищут Истину, хотят понять мир и своё место в нём, чтобы узнать, как им стать лучше и научиться правильно жить. Это настолько коротко, что короче уже просто не скажешь. Если духовный поиск серьёзен, то он имеет именно такую суть. А каждый ищущий считает свой поиск серьёзным, — иначе какой смысл его начинать?

Теперь другой вопрос. Что обычно говорят различные проповедники и миссионеры, — неважно, каких религий, сект и учений, — стремящиеся обратить кого-то в свою веру? Ну понятно, что они обычно начинают с утверждения её истинности. Что дальше? Краткое изложение её основ; конечно, куда же без этого. Но само по себе ни утверждение истинности, ни изложение основ не служит действенным средством привлечения неофитов. Потому что взять и поверить в истинность просто потому, что кто-то так сказал, — к подобному обычно не склонны даже самые доверчивые люди. Что же до основ, то они могут и не понравиться. Тем более, что их нужно осмыслить, вникнуть в суть, сопоставить с жизнью и здравым смыслом, — а это готовы сделать далеко не все. Так что этого всегда оказывается недостаточно. А что же тогда привлекает людей? Ведь они идут, вступают, присоединяются, принимают.

Да всё то же: реклама. Сфера духовности — тоже своего рода рынок. Есть продавцы, и есть их предложения. Почему продавцы? Потому что они находят клиента, потребителя, с которого потом получают живые деньги. Последователи той или иной религии, секты или какого-либо учения обычно либо платят регулярные взносы, либо делают пожертвования, которые у них настоятельно просят, либо что-то покупают, либо платят за отправление ритуалов, либо оплачивают различные курсы и программы, либо всё это вместе, либо в разнообразных сочетаниях. Так что реклама крайне важна. Потребитель, в принципе, готов платить, — но лишь за то, что ему нужно и нравится.

Что же предлагают продавцы? Они вовсю используют принцип кнута и пряника. Предлагается как сам пряник, так и возможность ухода от кнута, — что часто оказывается одним и тем же. Самый простой пример — обещание спасения. Это может быть спасение от ада путём Божьей милости, с итоговым попаданием в рай. Или спасение от грядущего конца света, — мол, если присоединишься к нам, то переживёшь его, и мы все вместе увидим новый, лучший мир. Или просто спасение от греховного мира, отделение от него, жизнь среди единоверцев и общение только с ними, возможность таким образом очиститься от скверны и, опять же, удостоиться лучшего будущего. Или иные подобные варианты. Всё это предложения, от которых бывает трудно отказаться. Особенно если для этого не нужно много и напряжённо работать головой, а достаточно соблюдать несколько простых принципов, участвовать в ритуалах, молиться и ограничивать себя в чём-то. За такие возможности, какие даёт спасение, не жалко и денег заплатить. Некоторые вообще отдают всё имущество, — уж очень прельстителен главный приз. Да и в новом мире, тем более в раю, оно не понадобится.

Это лишь один пример. А ведь чего только не обещают… Прощение грехов. Благоволение Бога или иных высших сил, их помощь во всём, — в том числе, через чудеса. Успех в делах, поправление финансов, карьерный рост, счастье в личной жизни, защиту от недругов, обычных и сверхъестественных, и ещё много чего. Только искренне веруй, молись, жертвуй, выполняй то-то и то-то. Могут быть и более экзотические — по крайней мере, для наших краёв — предложения, вроде удачного следующего перерождения. Ну а уж если говорить о различных так называемых неокультах и учениях, основанных на всяких хитроумных практиках, то там никто вообще не стесняется. Один «наставник» учит воздействовать на людей и полностью подчинять их своей воле, другой помогает достичь просветления за полтора месяца, третий обещает, что будет лично воскрешать мёртвых. И люди идут, заворожённые такими перспективами. Само содержание этих учений (буде оно имеется) их уже не особо волнует, и разобраться в нём они не стремятся. Ведь это же явно и очевидно Истина. Потому что если нет, то все эти чудесные штуки работать не будут, — а они работают, и вот этот уважаемый человек нам гарантирует, что мы всё получим.

Так поиск Истины подменяется поиском различных вкусных плюшек. Где их больше, там и Истина, — ну очевидно же! И торговцы духовного рынка вовсю рекламируют свои учения, раскладывая на прилавках горы завлекательно выглядящих лакомств. Они знают, что надо сказать потребителю и чем его надо поманить. Поэтому происходят удивительные вещи. Тоже своего рода чудеса. Смотришь на какое-нибудь свежевылупившееся учение, которое яйца выеденного не стоит, смысла в нём ноль, подача примитивна, порой и моральная сторона более чем сомнительна, — а оно раскрутилось и имеет многие тысячи последователей. Откуда? Оттуда. Предложило хорошую замануху своей целевой аудитории. Стрижёт деньги и вкладывает их в новую рекламу своих плюшек. Таким образом самый нелепый бред, зачастую опасный, — всякие деструктивные секты и т.п., — находит своего фаната. Или фанатика.

Речь об Истине там идёт уже постольку-поскольку. Ставка делается на заманухи. Ведь цель там — не дать людям знания о мире и не научить их чему-то хорошему, а взять с них что-то. Истина же в таких случаях противопоказана. Потому что она — суровая штука.

Наше Учение предлагает именно Истину. Без прикрас, заманух и заигрываний с потребителем. Мы вообще не рассматриваем никого как потребителя, которому нужно угодить и с которого нужно что-то взять. Никому не угождаем и ничего не требуем в оплату. Каждый ищущий для нас — это именно ищущий, которого интересует Истина как она есть, который не поленится поработать головой, чтобы её понять, и готов идти по её пути, как бы ни был труден этот путь.

Когда ко мне обращается новый человек, желающий стать учеником, я стараюсь по возможности скорее ему объяснить, что тут он найдёт Истину, а не всевозможные бонусы. Рая тут не обещают, ибо его нет. Вечного ада, правда, тоже нет, что не может не радовать. Грехов никто не отпустит: что сделано, то сделано, и из реальности ничего не вырежешь. Следующее перерождение будет не поощрительно-наградным за хорошее поведение, а таким, чтобы были оптимальные условия для развития. То есть оно может быть не легче, а даже труднее нынешнего, — смотря что сочтёт полезным для тебя Природа. Высшие силы в виде всемогущего Бога и т.п. не помогают, ибо их тоже нет, как и чудес, как и вообще чего бы то ни было сверхъестественного. Человек всего добивается сам, или же люди всего добиваются совместно. Никаким хитрым способам добиваться успеха и манипуляциям у нас не учат. Телесного бессмертия, неуязвимости и тому подобного не предлагают. Просветление, в смысле осознания мира и себя в нём, зависит от самого ученика, от его целеустремлённости и усилий. Если что-то такое будет, то очень не быстро, — потому что действительно важный и ценный результат требует времени, сил и терпения. Учение даст знания, но не факт, что облегчит жизнь. Во-первых, оно учит любить мир и людей. А это значит — сочувствовать им, не быть равнодушным и отстранённым, переживать за их страдания. Это несладко. Во-вторых, оно помогает меняться в лучшую сторону, — что всегда трудно. В-третьих, оно имеет чёткие моральные принципы, следование которым может осложнить жизнь. Попробуйте хотя бы прожить без лжи, даже мелкой, и вы ощутите это на себе. Правдивость и следование другим моральным принципам может не способствовать карьере, а создать сложности с работой, не способствовать отношениям с близкими, а раздражать их, и так далее.

Когда я всё это объясняю, мне порой говорят: «Ты же делаешь антирекламу Учению!». Нет: я просто честно предупреждаю о том, что может ожидать его последователей. И задаю встречный вопрос: «Ты пришёл сюда за выгодой и комфортом, или за Истиной?».

Что же даёт Учение? Прежде всего, знания. Оно показывает реальность такой, какова она есть, а не такой, какой её кто-то хочет видеть. Истина — суровая и упрямая штука, она ни под кого не прогибается и никому не старается угодить. Если кому-то что-то в ней не нравится, — тут уж ничего не поделаешь, она не корректируется на заказ. Ты получаешь то, что есть на самом деле, — и хорошо, если ты искал именно этого. Затем, Учение объясняет, в чём состоит предназначение человека, и как надо жить, чтобы это предназначение успешно выполнить. Для этого нужно следовать определённым принципам; Учение объясняет их и учит им следовать. Оно рассказывает правду, помогает стать лучше, учит приносить добро и пользу людям, миру, Вселенной. Вот то, что оно даёт. С какими сложностями будет сопряжено практическое воплощение всего перечисленного в жизнь — это уж у каждого по-своему. Кому-то придётся очень тяжело, кому-то полегче. Но совсем легко не будет. Такие важные — по сути, самые важные — дела не делаются легко и быстро.

Учение приглашает не на курорт, где тебя ждут сплошные развлечения и оттяг и где в руки падают лакомства, а в трудное путешествие. Настоящий духовный путь не бывает лёгким, и не бывает ориентирован на сугубо эгоистичные интересы. Он тоже приносит радость, удовольствие, счастье, — но это не то же, что жизненные выгоды. Это нечто гораздо более глубокое. Ощущение единства и любви, радость от самореализации в выполнении предназначения, осмысленность жизни, важные внутренние достижения, возможность делать реальное добро и приносить реальную пользу, избавление от мучительных страхов, возможность стать тем, за кого будет не стыдно ни другим, ни тебе самому, — словом, много чего. Но ценность всего этого трудно объяснить тому, кто ищет лёгкой жизни, успеха в карьере, финансового преуспевания, счастья в рамках своего ближнего круга и чудес, которые решали бы за него все проблемы.

Это один из моментов, которыми Учение принципиально отличается от всяких культов, сект и спекулятивных учений. Они стремятся сагитировать как можно больше народа, расписывая, как хорошо и здорово будет тому, кто присоединится, какие выгоды и возможности для счастливой жизни — а также жизни загробной — он получит. Учение же предлагает возможность узнать суровую действительность, стать лучше и научиться быть благом для мира. Они всячески завлекают, убеждая, что будет лучше и легче, а Учение честно предупреждает, что будет трудно. Возможно, труднее, чем было до знакомства с ним. В этом, кстати, заключается одна из причин, почему люди не валят в Учение толпами. Когда ты приходишь, и тебе сразу объясняют, как нелегко тебе придётся, то поневоле задумаешься, — а так ли уж она нужна, та Истина?.. Даже бесплатно…

Учение приглашает в трудный путь и помогает пройти по нему. Пройти вместе с другими, — теми, кто тоже выбрал его. К слову, вместе он и преодолевается легче.

© Атархат, 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *