Свинья как повод

Недавно в США пересадили человеку генно-модифицированную почку свиньи. Операция была расценена как успешная. Хотя пациент скончался через несколько недель, медики связывают это с другими причинами.

Если бы смерть стала следствием данной операции, ситуация была бы проще. Это означало бы, что почка не прижилась, что организм отреагировал плохо. Но она прижилась. Новость сама по себе хорошая. Однако произошедшее может кого-то напугать. Или, по крайней мере, вызвать некоторые вопросы. Пользуясь случаем, хотелось бы сказать об этом несколько слов. Для того, чтобы затронуть важную тему, свинья может послужить поводом не худшим, чем любой другой.

Итак, что же здесь такого? Что пугающего можно увидеть в подобной операции? Ну а что пугающего можно увидеть, скажем, в искусственной почке? Для некоторых это сам факт её искусственности. Не одной конкретной почки, а вообще использования искусственных органов.

Для описания данной тенденции есть особый термин: киборгизация. Имеется в виду, что человек с искусственными органами частично превращается в машину. Мнения здесь разделяются. Одни задаются вопросом, сколько процентов организма должно быть механизировано, чтобы человека можно было считать киборгом. Другие уверены, что таковым его делает даже единственный имплант или протез. Так или иначе, в трактовке сути проблемы те и другие сходятся. Их волнует вопрос сохранения человеком его человеческой сущности. Ведь человек-машина — это, как бы, уже и не совсем человек. Что пугает.

Вообще, страх перед утратой человеческого, перед обесчеловечиванием, — один из самых больших страхов во все времена. Он обыгрывается в огромном количестве легенд, сказок, историй ужасов и прочих нарративов. Страшнее всего не тот монстр, который по своей природе монстр, а тот, который когда-то был человеком. Интересно, что пугает идея изменения вообще, как такового, — даже если изменения происходят, вроде бы, в положительную сторону. Само определение «нечеловек» звучит словно бы угрожающе. Вот отсюда и вопрос — насколько нужно измениться, чтобы перестать быть человеком? Хотя есть и такие, которые считают его вообще неактуальным. По их мысли, будь организм хоть целиком заменён на металл и электронику, человек остаётся человеком, если внутри всего этого находится живой мозг.

Возможно, дело тут не в механике, а в психологии. Человек может оставаться человеком, пока ощущает себя таковым. То есть кого-то обесчеловечит и один протез, а кто-то не утратит человечности и будучи машиной на 90%. Возможно. Это версия. Но это и отдельный разговор.

Здесь же речь о том, что замена частей человеческого организма на части организма животного — по сути, та же киборгизация, только иного плана. И вопрос об утрате человеческой сущности здесь может стоять точно так же. Человек с органами животного — это ещё человек, или уже не совсем?

Такие вопросы уже сегодня беспокоят многих. И дальше это беспокойство будет только нарастать, принимать всё большие масштабы. Потому что и совмещение с человеческим организмом электронно-механических частей, и совмещение частей организма или иного биологического материала животных будет превращаться во всё более распространённую практику. А если ещё прибавить различные генные модификации… Для кого-то такое будущее — самый настоящий страшный сон: по улицам ходят генно-модифицированные люди с биологическим материалом животных и механическими элементами организма… Такое общество ещё можно считать человеческим, или уже нет?

Я не говорю, что это ужасно, и не говорю, что это нормально. Я говорю, что есть проблема. Заключается она в неопределённости, в отсутствии выработанного обществом подхода к такому явлению, как киборгизация во всех её видах. Проблема ещё только намечается, — но намечается уже вполне ясно, и очевидно растёт. Её нужно решать на нынешнем этапе. Когда общество начнёт конфликтовать внутри себя и раскалываться из-за споров о том, кого считать человеком, а кого нет, будет уже несколько поздновато. Тогда решение встанет в гораздо более высокую цену.

Как выработать более-менее единый подход к проблеме — а она такая не одна — в обществе, которое и без того раздроблено на государства, народы, культуры, религии и т.д.? Может быть, это и невозможно. Сначала общество в мировых масштабах должно стать более единым и цельным. Когда-то это ещё будет… А прогресс тем временем не стоит на месте. Он ставит перед человечеством моральные проблемы, которое оно пока что едва ли в состоянии разрешить.

Дальше рассуждать не будем. Не в этот раз.

© Атархат, 2024

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *