На витке эволюционной спирали

Вопрос «Чем человек не похож на скота?», т.е. на животное, это один из знаковых, уже практически хрестоматийных вопросов в Учении. Об этом много сказано, но сама тема принадлежит к числу очень важных и практически неисчерпаемых, — так что ещё есть и будет, что сказать. Например, можно поставить вопрос так: чем человек не подобен животному, хотя должен был бы быть подобен? Если смотреть с такого ракурса, открывается целый ряд интересных моментов. Мы рассмотрим один из них, — тот, который можно назвать коренным, лежащим в основе.

Человек и животное воспринимают мир по-разному. Животное не столько понимает его, сколько чувствует. Не в том смысле, что оно чувствует радость, недовольство, страх и т.д., а просто ощущает мир всей своей сущностью. Ощущает как нечто целостное, чувствует происходящие в нём процессы такими, каковы они есть. И точно так же ощущает себя в мире, — как частицу целого, находящуюся на своём месте и являющуюся частью происходящих в целом процессов. То есть можно сказать, что его восприятие объективно. Животное воспринимает мир таким, каков он есть на самом деле, и действует соответственно, как частица мира. Оно просто неспособно воспринять реальность иначе. Поэтому оно не отвергает мира, не заблуждается относительно него и своего места в нём, не враждует с ним и с другими его частицами. То, что может казаться враждой, на самом деле не вражда, а нормальные отношения разных частиц одной биосферы. Как говорится, ничего личного. Такая идиллия. Но… Как всегда, имеется «но». Эта идиллия, когда всё без вариантов, а если варианты и есть, то все они заведомо правильные, не подразумевает кое-чего очень важного: активного развития. Потому что развития, как и искусства, не бывает без конфликта, без сопротивления, без борьбы. Оттого и эволюция идёт медленно, жизненные формы развиваются на протяжении сотен миллионов и даже миллиардов лет. Потенциал конфликта и борьбы в Природе присутствует, и он определённым образом влияет на эволюцию, толкая её вперёд. Именно потому, что это лишь потенциал, то есть нечто в латентной форме, всё происходит так медленно. На месте эволюция не стоит, т.к. импульс есть, — но и быстро двигаться не может, т.к. импульс слаб. А главное, такая эволюция оказывается поверхностной. Она затрагивает, в основном, материю.

Цель и суть эволюции как таковой в том, чтобы совершенствовать Дух, высшую субстанцию Мироздания, душу Творца. Значит, должны быть те, кто может это делать. То есть разумные существа, осознающие. К чему, собственно, и ведёт неторопливая эволюция жизненных форм. Её результатом становится появление организмов с достаточно сложной нервной системой и другими характеристиками, позволяющими проявиться активному разуму. Таким, в частности, является человек.

Выделившись из животного мира, наш вид обрёл способность познавать, обрабатывать информацию, творчески применять полученные знания, строить догадки и предположения относительно того, что пока ещё не познано. Но вместе с тем человек утратил кристальную чистоту восприятия, свойственную животным. Мысли, предположения, желания, эмоции и прочее, чем сопровождается мыслительная деятельность, всё это выходит на первый план и создаёт шум, за которым чистое восприятие уже слабо различимо. На смену ему приходит новое восприятие, основанное на том, что человек знает и осмысливает, что предполагает, чего ввиду этого хочет. А так как познание — процесс постепенный, то и мыслительная работа всегда оказывается работой, так сказать, с неполной базой данных. Человек знает не всё, о многом только догадывается, о многом вообще не имеет ни малейшего понятия. Из того, что он знает, он далеко не всё понимает правильно, — для безошибочного понимания известная ему картина мира слишком фрагментарна, взаимосвязи её элементов часто неясны, — а его предположения и догадки часто оказываются неверны, по той же причине. В итоге формирующееся восприятие оказывается во многом неправильным, воспитанным на заблуждениях.

Так что же получается? Разум и познание — это плохо? Вон ведь к каким издержкам они приводят… Вовсе нет. Потому что именно эти издержки порождают то, чего не хватает для активного развития: проблемы, противоречия, конфликт, борьбу. Возникают условия, при которых может совершенствоваться уже не только материя, но и Дух.

Для того, чтобы Дух мог менять свои качества и постепенно переплавляться во что-то более совершенное, ему нужны экстремальные условия. Вспомните, сколько всего должно пройти железо, начиная с состояния руды, пока из него поучится качественная и полезная деталь. Здесь нечто похожее. В теле осознающего Дух оказывается в экстремальных условиях: проблемы познания оказываются помноженными на требования инстинктов и плоти. Эти требования — тоже проблема, потому что бытие человека уже не может исчерпываться стандартными животными потребностями «поесть, размножиться, убежать от опасности». Он может больше, и он должен делать больше. Он должен реализовать возможности развития и действия, которые доступны ему благодаря мышлению, творческим способностям, эмоциям более высокого порядка, любви, моральному чувству и прочему, что недоступно животным. Всё это часто приходит в конфликт с тем, что можно назвать животной натурой в человеке. И для того, чтобы просто остаться человеком, порой приходится приложить нешуточные усилия. К этому внутреннему конфликту добавляется конфликт с другими людьми, у которых свои внутренние конфликты и свои проблемы. Так и создаются условия, в которых Дух меняет свои качества. Это как огонь, кузнечный молот, ледяная вода и всё остальное, через что проходит металл.

Дух становится совершеннее через жизнь человека. Мы познаём устройство мира и своё место в нём, учимся различать благо и зло и делать между ними правильный выбор, преодолеваем свои пороки и делаем мир лучше. Это то, что от нас требуется. А что должно получиться в итоге? Какой результат, относительно нас, имеется в виду? Требуемый результат — восприятие мира как целостной системы, ощущение его законов и процессов, восприятие себя как органичной части этой системы, умение соответствовать своей сущности и своему предназначению. То есть всё то, что есть у животного.

Как? То же самое? А смысл?.. Смысл есть. Да, это то, — но не то же самое. Вновь обратимся к примеру с металлом. Представьте некий гипотетический предмет, — неважно, что именно, — изготовленный из сырого железа. Его можно использовать, но для серьёзной работы он не годится. А вот тот же предмет, но уже из высококачественной стали. Совсем другая вещь, совсем другие возможности. Так и Дух: он тот же, но качество и возможности другие. С таким Духом, с такой душой Творец сможет совершить эволюционный шаг, который даст ему возможность жить и развиваться дальше. С тем уровнем Духа, который у животных, это не получится.

Человек утратил чистоту восприятия, свойственную животным, и должен к ней вернуться. Но вернуться, пройдя через очень многое и став совершеннее, чем они. Он должен воспринимать мир как они, — но уже осознавая это. К некой заданности, своего рода программе, по которой живут животные, должно прибавиться свободное волеизъявление. Человек не просто живёт как должно; он знает, почему это именно так, хочет этого и сознательно прилагает к этому усилия. Теперь это уже не пассивный фигурант эволюции, как животное, не просто материал, из которого она не спеша что-то ваяет. Теперь это активная сила эволюции, высшее её проявление, вершащее её саму через осознание и волю. Можно сказать так: это овеществлённые в человеке и проявленные через его волю законы Мироздания.

Мы идём к тому, от чего однажды ушли. Однако это не хождение по кругу, когда возвращаешься туда, откуда начал. Человек должен пройти по витку уходящей вверх спирали и придти в исходную точку, но уровнем выше. Получить то же самое, — потому что оно хорошо, необходимо, и должно быть возвращено, — только гораздо лучшего качества. Так движется эволюция: виток за витком, но не по кругу, а вперёд и вверх.

Мы все сейчас находимся на важнейшем витке эволюционной спирали. Кроме нас, людей, и вообще, осознающих, никто его не пройдёт. Мы даже не то чтобы проходим его: мы создаём его из себя. Строим этот виток из собственных жизней и судеб. Задача каждого из нас — на протяжении потребного числа жизней пройти вот такой собственный виток, как часть общего витка, по которому движется весь наш вид. Мы ушли от животных — и мы нечто утратили. Мы вернём это — и прибавим нечто новое. В результате то, что мы себе вернём, дополнится и изменится. Нам нужно совместить в себе лучшее от животной природы и лучшее от природы человеческой.

Кто-то спросит: «Можно ли, в таком случае, сказать, что нужно быть как животные?». Что ж, люди давно задают друг другу этот вопрос. И часто отвечают на него утвердительно. И часто интерпретируют утвердительный ответ так, что можно вести скотскую жизнь, в самом худшем смысле этого слова. А будет ли правильным отрицательный ответ? Не будет. На самом деле, нужно быть как животное в том, в чём это необходимо: в ясном восприятии мира, в принятии его как живой системы и в слиянии с ним. И нужно быть как человек в том, в чём это необходимо: в познании, в сознательном совершенствовании себя и в творческой работе по улучшению мира. Человек не может полностью отвергнуть животной сущности; она остаётся в нём, так или иначе. Он должен в огне внутреннего конфликта сплавить и перековать то и другое, чтобы в том и другом выгорело ненужное и осталось нужное, лучшее. Это трудно. Но любое движение вверх трудно. Даже если ты поднимаешься не по крутой лестнице, а по пологой спирали.

© Атархат, 2021

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *