— С каких пор ты стал экспертом по женщинам?
— У меня семь жён. А у тебя?
— Тогда чего ты со своими жёнами не дома?
— Ну, одно дело — жениться, другое дело — жить с ними.
— Зачем ты тогда женился на них?
— Однажды я тебе расскажу о сути жизни.Из диалога Эндрю и Мпуди
«Наверное, боги сошли с ума» — южноафриканско-ботсванский художественный фильм 1980 года.
Как нетрудно убедиться, в категорию достойного кино, которому посвящена данная рубрика, я включаю не так уж много комедий. Нет — хороших, и даже очень хороших комедий хватает. Немало среди них тех, которые я могу назвать любимыми. Но здесь о них не напишу. Потому что есть комедии, которые больше, чем комедии. Понятно, что очень многие из них несут в себе не только развлекательный смысл, но и определённые уроки, порой важные. И всё-таки этого мало. Должно быть ещё что-то. Хороший юмор, хороший смысл, внутренняя теплота… И ещё что-то трудноопределимое, но делающее фильм особенным, придающее ему некое дополнительное измерение. В «Наверное, боги сошли с ума» это «что-то» есть.
Пересказывать сюжет полностью незачем, да и многочисленные комические ситуации не передашь словами. Поэтому я ограничусь общим наброском.
Начинается всё с того, что пилот маленького самолёта, летящего над Калахари, допивает «Кока-Колу» и выбрасывает пустую бутылку в окно. Она падает возле стоянки бушменов, которые живут той же простой жизнью, что и их предки поколения назад, и никогда не видели подобных вещей. Они очень удивляются прозрачности и прочности бутылки, но быстро находят ей массу применений, от обработки пищи до музыки. Они думают, что боги, которые любят их, послали им такой замечательный подарок. Но именно в универсальности нового инструмента и кроется подвох. Оказалось, что он нужен всем. До этого у бушменов не было понятия «своё-чужое», все пользовались всем совместно. А теперь они стали ссориться из-за бутылки, отбирать её друг у друга, и даже бить ею друг друга по голове. Подарок богов принёс в маленькое племя-семью разлад и печаль. Теперь они называют бутылку «злая вещь» и пытаются избавиться от неё, но ничего не получается. Тогда Ки, который не то чтобы вождь, но просто авторитетный член племени, — он же, к слову, и нашёл бутылку, — решает отнести её на край земли и выбросить, тем самым вернув её богам, которые, видимо, сошли с ума, если посылают такие подарки. Он берёт с собой свой лук, берёт «злую вещь» и отправляется в путь.
В это время в неком большом городе — видимо, где-то в ЮАР — журналистка Кейт Томпсон, которой надоел диктат главного редактора, решает сменить обстановку и отправляется в Ботсвану, чтобы поработать учительницей в глубинке. Там её должен встретить местный священник, — но сам он не может, и просит о помощи Эндрю Стейна. Мистер Стейн — учёный, который изучает местную фауну и, в частности, исследует экскременты животных. У него проблема: в присутствии женщин он теряется, становится неловким и неуклюжим мямлей. А ещё у него есть машина, которая не хочет заводиться, у которой не работают тормоза, и которую местный механик Мпуди, постоянно и безнадёжно её чинящий, зовёт Антихристом. Но делать нечего, и Эндрю едет встречать новую учительницу.
В это время в соседней банановой республике местные то ли повстанцы, то ли партизаны, то ли бандиты, под предводительством очень колоритного персонажа по имени Сэм Боха, совершают неудачную попытку нападения на дворец президента, После этого, преследуемые местной армией на каких-то допотопных не то танках, не то бронемашинах, они вынуждены спасаться бегством и уйти на территорию Ботсваны.
Далее сюжетные линии, конечно же, сходятся через ряд перипетий. То, как Эндрю ездил за Кейт на Антихристе и как они добирались обратно, — целая эпопея. Ки угодил в тюрьму, потому что, не имея представления о праве частной собственности, подстрелил чью-то козу. После просторов Калахари попав в плен четырёх стен тюремной камеры, он тосковал, не мог есть, и умер бы, если бы Мпуди, которого когда-то спасли бушмены, и Эндрю не вызволили его. Сэм Боха со своим сильно поредевшим отрядом взял в заложники Кейт и несколько десятков детей, которых она учила, чтобы продолжить уход от преследования под их прикрытием. Как несложно догадаться, спасать заложников пришлось Эндрю, Мпуди и Ки.
Всё это снято очень хорошо, с мягким, порой немного гротескным, порой стилизованным под немое кино юмором. Африканские пейзажи, и вообще африканский антураж, когда участниками действия становятся то носорог, то бабуин, то гиена, то бородавочник, придают фильму особую прелесть. Не знаешь, кто более трогателен, — бушмен Ки в его первобытной наивности, или Эндрю, при одном взгляде на Кейт превращающийся в ходячее недоразумение. По ходу дела высмеиваются перевороты в каких-то непонятных республиках, большие города, где люди страдают от благ ими же созданной цивилизации, суды, неспособные сделать поправку на то, что у них необычный подсудимый, мелкие самовлюблённые бизнесмены, наживающиеся на туристах, и т.д. В фильме есть и теплота, и ненавязчивая мораль, и то самое трудноуловимое нечто, о котором я говорил и которое делает его чем-то большим, чем просто весёлая комедия.
При этом картина имеет немало недоброжелателей, обвиняющих её и в недостаточном раскрытии проблем угнетённого местного населения, и в расистских пассажах, и ещё в чём-то там. А я бы сказал, что, во-первых, это не документалка о проблемах постколониального периода, во-вторых, если в фильме показаны некоторые реалии тех времён, это отнюдь не означает, что он расистский, а в-третьих, ещё что-то там. На мой взгляд, именно расизм там и высмеивается, наряду с прочим достойным осмеяния, будучи показан нелепым и неприглядным. А темнокожие персонажи как раз очень симпатичны и по-хорошему забавны, — как и некоторые белые. Кое-где присутствует определённая доля карикатурности, — ну так где это более уместно, чем в комедии с элементами социальной сатиры?
Фильм очень хороший. И пусть будет стыдно тому, кто плохо о нём подумает.
Особой его изюминкой считается тот факт, что Ки сыграл настоящий бушмен, который до этого белых людей-то видел всего пару раз. Согласен: действительно интересно. Но не столько сам факт, сколько результат. А результат радует. Некоторым профессиональным актёрам можно было бы поучиться у нашего бушмена. Да, можно сказать, что он играл самого себя и т.д. Однако не думаю, что это очень упростило задачу человеку, попавшему из саванны под телекамеры и не имевшему представления ни о самом съёмочном процессе, ни о том, для чего это нужно, ни даже о деньгах, которые платят за работу актёра.
Есть ещё продолжение, под тем же названием и номером два. Там мы снова встречаемся с Ки, а ещё с его детьми, которые попадают в неожиданное и опасное приключение. Обычно продолжения оказываются гораздо слабее первого фильма, — но здесь мы имеем одно из счастливых исключений. Вторая часть тоже хороша, и мне сейчас стоит больших усилий сдержаться и не начать рассказывать о ней. А вот дальнейшие части, как говорят, полная дрянь. Я не стал смотреть их, чтобы не портить себе настроения. И вам не советую. На всякий случай.
© Атархат, 2023