Люди и законы

По СМИ прошла новость о том, что в Индонезии, в Палембанге, осудили, приговорив к штрафу и двум годам тюрьмы, блогершу-мусульманку. Она опубликовала в TikTok ролик, в котором ест блюдо, содержащее свинину, — что было расценено как богохульство.

Новость, прямо скажем, не то чтобы очень яркая и имеющая международное звучание. И поскольку на неё обратила внимание западная пресса, можно предположить, что подоплёкой тут является нечто вроде «Вот посмотрите — опять эти мусульмане попирают права человека». Так ли это или нет, случай всё-таки небезынтересный, и можно немного поговорить о нём.

Для оценки происшедшего нужно ответить на два вопроса. Первый: действительно ли она сделала что-то плохое, и было ли это богохульством? Второй: если да, то адекватно ли проступку наказание, которому она подверглась?

Многие подойдут к ответу на первый вопрос просто: ну поела она свинины, и что тут такого? Человек имеет право есть то, что хочет. В принципе, да. Однако существуют ещё сопутствующие обстоятельства, которые часто и определяют правильность поступка. Например, человек имеет право носить ту одежду, какую хочет. Но вот он поступил на работу туда, где для сотрудников предусмотрен определённый дресс-код. И в один из дней он приходит на работу в несоответствующей одежде. Причём проблем с соответствующей одеждой у него нет, а вот просто так захотелось. Тут он явно неправ. Да, он свободен, — но свободу он реализовал в тот момент, когда подписывал договор, в котором имелся пункт о дресс-коде. Не хотел его придерживаться — не надо было подписывать. А если подписал — соблюдай. В религии не точь-в-точь так, но похоже. Если ты принимаешь ислам, согласно которому употребление в пищу свинины является большим грехом и строго запрещено, то не ешь её. Если ты это делаешь, ты поступаешь плохо. Даже не столько потому, что ешь что-то конкретное, сколько потому, что нарушаешь правила, которые должен соблюдать. Ну а если ты делаешь это публично и демонстративно, акцентируя на этом внимание, — мол, смотрите все, как я не уважаю принципы моей религии, — то здесь вполне подойдёт определение «с особым цинизмом». В данном конкретном случае она пошла ещё дальше, предварив свои действия исламской словесной формулой «бисмилла», что можно перевести как «Во имя Аллаха». Делать то, что Аллах запрещает, предваряя это такими словами, — выглядит как издёвка. Это примерно то же, что для христианина бросить крест в грязь, приговаривая «Слава Иисусу Христу!». Что-то в таком роде и является богохульством с религиозной точки зрения.

Так что на первый вопрос можно ответить утвердительно. Да, она поступила неправильно, плохо, и с точки зрения ислама это может считаться богохульством. Конечно, никто не идеален, человек борется со своими недостатками и нехорошими желаниями, и порой уступает им. Однако сложно предположить, что желание поесть той еды оказалось всепоглощающим и непреодолимым, — таким, что не уступить ему было невозможно. Опять же, демонстративность, с которой это было сделано. Плюс сознательно привнесённый элемент богохульства. Виновата? Виновата.

Сама она потом сказала, что знает, что поступила неправильно, но не ожидала столь сурового приговора. Неужели узнала только потом? Нет: скорее всего, уже в момент совершения поступка она, как всякая нормальная мусульманка, сознавала, что делает, — как и было сказано. Просто рассчитывала избежать наказания.

Что касается последнего, — и это был второй вопрос, — то тут уже сложнее. Просто трудно сказать, насколько это справедливо с точки зрения ислама. Несколько веков назад ей могло бы придтись гораздо хуже. Так что, строго говоря, она ещё сравнительно легко отделалась. Конечно, если смотреть как бы вообще, с точки зрения абстрактного гуманизма, два года тюрьмы — перебор. С точки зрения Учения — тоже. У нас человека, который так демонстративно, цинично и оскорбительно выражает своё пренебрежение к его принципам, могли бы просто исключить из него, и всё. Так же, как выгнали бы с работы сотрудника, бравирующего нарушением дресс-кода. Но это с точки зрения абстрактного гуманизма или Учения. А с точки зрения современного ислама, причём с его индонезийскими особенностями, всё выглядит иначе, и критерии там свои.

Так что об адекватности такого наказания судить трудно. Здесь придётся ограничиться сожалением как по поводу того, что некоторые люди не уважают принципов своей религии, так и по поводу того, что за их нарушение так сурово карают. Очень грустно и то, и другое.

Таков сейчас наш мир. И каждый подобный случай напоминает нам: нужно стараться изменить его к лучшему. Сделать таким, чтобы были более адекватными и люди, и законы. Это трудно, — но, к счастью, возможно.

© Атархат, 2023

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *