Когда слушаешь Учителя…

Когда слушаешь Учителя, не примеряй его слова на себя. Примеряй себя на его слова. (Высказывания)

Разные люди ищут духовных Учителей для разных целей. Одни — чтобы узнать Истину и измениться, другие — чтобы найти подтверждение своим воззрениям и оправдать своё нежелание меняться.

Эти последние оценивают новые знания не с точки зрения того, могут ли они быть Истиной, а исключительно с точки зрения удобства и самолюбия. Удобства — потому что не желают и боятся принять что-то, что изменит привычный и комфортный уклад их жизни. Самолюбия — потому что им приятно приписывать самим себе правильное понимание или ощущение Истины. Всё, что открывает им Учитель, они рассматривают с позиции людей, уже и без того всё знающих. Слова Учителя они выверяют по своим представлениям; и если эти слова им не соответствуют, то, значит, Учитель неправ.

Но и тем, кто нелицемерно стремится к Истине, свойственно примерять слова Учителя на себя. Чаще всего это происходит автоматически, помимо их воли. Услышав что-то, они задают себе вопрос «Согласен ли я с этим?» или «Подходит ли мне это?». Вопросы эти редко бывают чётко сформулированы для них самих. Обычно это происходит на уровне ощущений, на уровне эмоционального приятия или неприятия. Почему так происходит? Возможно, так действуют укоренившиеся глубоко в психике стереотипы. Возможно, так работает инстинкт самосохранения, воспринимающий всё новое, малопонятное и непривычное как потенциальную угрозу. Возможно, то и другое вместе. Так или иначе, это принимает форму сомнения в словах Учителя и выглядит как недоверие ему. А без доверия учиться невозможно.

Ученик в этом не виноват. Бывает, он стыдится, заметив это в себе. И правильно стыдится. Почему правильно, если он не виноват? Потому что если ты не стыдишься чего-то неправильного в себе, то, значит, оно для тебя в порядке вещей, или же тебе просто всё равно. Ни в том, ни в другом случае ты не будешь испытывать потребности исправиться, измениться к лучшему. Для человека нормально стыдиться своих недостатков и промахов, даже если он в них не виноват. Это естественное отвращение к дурному и естественное недовольство неправильным. И когда он замечает в себе неправильное отношение к словам Учителя, он должен исправить его.

Нужно не примерять слова Учителя на себя, как на некую основу, а наоборот — примерять себя на них. Потому что Истина — это основа. Она такова, какова есть, и будет такой, какой будет. Человек же изменчив, и часто сам не властен над собой. Он может не видеть Истину, или не понимать её, или не хотеть её. И именно он в итоге приводит себя в соответствие с ней, а не наоборот. Учитель наставляет тебя в Истине; только если относишься к этому так, имеет смысл учиться. Поэтому если его слова вызывают у тебя сомнение или неприятие, никогда не думай «Что в них не так? Почему они могут быть неверны?», но всегда думай «Что во мне не так? Что мне мешает их понять и принять?». Это должный подход. Относясь так, ты не закроешь словам Учителя доступа к своему уму и сердцу, не оттолкнёшь их ещё до того, как успел понять и прочувствовать. И лучше поймёшь себя. Что же до признания своего несовершенства, то пусть оно тебя не смущает. Ведь именно для того, чтобы его исправлять, ты и пришёл к Учителю.

© Атархат, 2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *