Эосфор II, 12

Делай ради себя всё, что можешь: но ради другого делай больше. (Эосфор II, 12)

Эта цитата поначалу может показаться немного странной из-за посыла, который, как будто, в ней содержится. «Всё, что можешь» — это рекомендация добиваться своего любой ценой, любыми средствами? Похоже. Однако такое впечатление будет ошибочным. Ведь приведённая цитата взята из пандэкта, — и надо понимать, что именно с точки зрения Учения является возможным и невозможным. Когда говорится о чём-то, что касается человеческих поступков, то имеется в виду в первую очередь моральное измерение. Именно в нём мы действуем, и прежде всего именно в нём для нас должна пролегать граница между возможным и невозможным. С моральной точки зрения невозможное равнозначно недопустимому. То есть для человека, живущего нормальной, правильной жизнью, должны быть невозможны ложь, подлость, воровство и иные аморальные поступки. Они недопустимы, и он просто не сделает такого выбора. А Учение как раз и учит жить правильно. То есть когда оно говорит «Делай всё, что можешь», это означает «Делай всё, что в пределах допустимого; всё, что не выходит за рамки морали». Проще говоря, делай то, что можно, и не делай того, чего делать нельзя, — даже если очень надо. Это общее место в Учении: нужно стараться жить так, чтобы аморальные решения однозначно отвергались, чтобы они стали для тебя невозможны в принципе.

Теперь возникает другой вопрос: как можно сделать больше, чем возможно? Казалось бы, нонсенс. Но вспомним снова, что смотреть нужно с точки зрения Учения. А согласно ему, человек может быть больше самого себя. Когда? Когда он направлен не вовнутрь, в самого себя, а во вне. Когда он не отделяет себя от людей и мира, а наоборот, отождествляет себя с ними. Тогда расширяется не только его восприятие, но и его возможности. Ведь он больше не замыкается в скорлупе узкоэгоистичных интересов, не отсекает нити, внутренне связывающие его с огромной Вселенной, не блокирует каналы, по которым в него притекает сила. Не чужая, а его сила, — та, которую он теряет, ограничивая себя только собой.

Когда он эгоистичен, когда он думает только о себе, тогда он замыкается на себе и отсекает себя от мира. А значит, в его распоряжении остаются только силы маленького человечка, — и тогда для него становится актуальной пословица «Выше головы не прыгнешь». Она превращается в приговор. Он занимается только собой, радеет только о себе, не желая видеть всего остального, — и потому силы его оказываются минимальными. Он мог бы обладать мощью атомной электростанции — а располагает лишь обычной батарейкой. Да, человек может даже в такой ситуации стараться не делать ничего аморального; но всё равно, эгоизм есть эгоизм, и он ограничивает. Ты не можешь сделать больше, чем в твоих невеликих человеческих силах. Кстати, именно ощущение или ясное понимание того, что особо многого таким образом не добьёшься, часто подвигает людей на использование аморальных методов. Всё взаимосвязано. Эгоизм — путь к слабости, и к вершению зла как к способу эту слабость компенсировать. Он заставляет тебя катиться по наклонной плоскости.

И наоборот: если ты направлен во вне, если стараешься для других, радеешь о них и о мире, ты тем самым разбиваешь скорлупу эгоизма и впускаешь мир в себя. Впускаешь в себя Вселенную с её силой. Теперь ты больше не ограничен маленьким собой, и твои внутренние ресурсы резко возрастают, — а вместе с ними и возможности. Ты обнаруживаешь, что можешь больше, чем предполагал. То есть теперь способен прыгнуть выше собственной головы. И сам этому удивляешься.

А удивляться на самом деле нечему. Так и было задумано. Человек, по замыслу Природы, воплощаемому в жизнь через эволюцию, существо, предназначенное для того, чтобы быть больше самого себя. И чтобы делать больше, чем может животное, которое всегда эгоистично. Если бы человек не был предназначен для этого, в его существовании не было бы смысла. Животных и так хватает. Поэтому правильнее было бы удивляться, видя людей, не соответствующих своей человеческой сущности. То есть ведущих себя по-животному эгоистично, и оттого слабых, неспособных прыгнуть выше свое й головы. Это ненормально для человека. И можно только вновь с горечью отметить уже не раз отмеченный печальный факт: неестественное настолько прочно укоренилось в людях, что уже воспринимается как норма и не вызывает удивления. Тогда как нормальные поступки часто удивляют и воспринимаются как нечто выдающееся.

Делать больше, чем можешь, — не удивительный феномен, а норма. Это в силах каждого. Плохо, что не каждый это понимает.

© Атархат, 2020

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *